204 дней, 12 часов, 38 минуты

До всемирного дня диабета!

Армен Джигарханян: "Мне просто нравится жить!"

Невозможно представить наше кино и театр без этого колоритного и обаятельного актера. Да и сейчас, в свои 75 лет, Джигарханян по-прежнему горит на работе, ставит один спектакль за другим в своем театре. И это несмотря на то, что Армен Борисович давно болен сахарным диабетом 2 типа.

М ы встретились с актером в перерыве между клиникой, куда он заезжал для поддерживающих процедур, и репетицией. Джигарханян откровенно рассказывал о том, что придает ему сил в жизни, как он «узнает» свой диабет и чем готов пожертвовать ради здоровья. 

Армен Борисович, откуда у вас столько сил, энергии, чтобы в 75 лет ставить два спектакля за два месяца? Да еще так эмоционально выкладываться на репетиции? 

Театр – это то, что я очень люблю. Отсюда и энергия возникает. Она не бывает просто так. Только от любви. Если мне большую пенсию дадут и скажут: «Сиди, отдыхай, думай о здоровье», меня это не устроит. Я не могу без театра жить. Поверьте, это не просто слова, это то, ради чего я живу на свете. Насколько я знаю, у вас был длинный путь на столичную сцену: после провала в ГИТИСе вы работали помощником оператора, потом долгое время учились и работали в Ереване. И все-таки достигли того, о чем мечтали еще мальчишкой. 

Что поддерживало вас – вера в судьбу, в свое предназначение? 

Говорю тебе – любовь, я жизни своей не представлял без театра. А в предначертанное, в судьбу не верю. Для меня – только вдруг. Так карта легла. Вся моя жизнь – это вдруг. Я так познакомился, женился, попал в театр. 

Но надо обязательно организм свой готовить к этим встречам с мечтой. А когда произойдет, тогда и произойдет. На мой взгляд, в жизни каждого что-то такое обязательно встречается. Но если вдруг организм не готов, могут быть странные вещи – инсульты, летальный исход. То же могу сказать и о постановке спектаклей – тут очень многое от организма зависит. Во мне что-то зреет, ночью вижу спектакль. Организм готовится, это как у женщин процесс подготовки к зачатию. Есть желание, засучиваю рукава и пытаюсь – один, два, пять раз. Пытаюсь, готовлю спектакль. И вполне допускаю мысль, что мой организм может быть не готов. 

Неужели у вас до сих пор не выработался какой-то свой способ работы над ролью, спектаклем? 

Часто это через боль идет, как в стоматологии, когда нерв не убит. Память, если ее не насилуешь, вовремя выдает информацию, может, самую страшную, тяжелую. Про маму, как дочку хороню. Но это нужно для работы. К сожалению, такая память – лучшее питание для актера. 

Когда не знаете, что дальше делать… 

Вспоминаю хороший совет Марка Захарова. Он говорит: «Спроси свой организм». 

Как вы думаете, что необходимо, чтобы человек состоялся как личность? Любовь родителей, хорошие учителя, Божий дар? 

Нет такого рецепта. Мне один мудрый человек сказал: «Поблагодари своих родителей – всё от них. Гены». Но, думаю, дело не только в них. Тут еще проблема желания. Людям, которые чего-то хотят, больше дается. А в этом случае важно право твоего выбора. Валентин Гафт когда-то шутливо написал про вас: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян». 

Не обижаетесь на эпиграмму? 

Что ты, золотце! Мне нравятся эти слова, остроумно и хорошо сказано. Правда, теперь, когда предлагают роли, я думаю – сколько потрачу своей энергии и соизмеримо ли это с результатом. Ведь в съемках, как в любви, должен быть отклик. А в кино ты не знаешь, что в итоге увидит зритель. Иногда смотришь какой-нибудь фильм и думаешь: «Неужели это я там стоял?» Мне театр больше по душе. В кино нет такой магии, которая возникает в театре. Иногда посторонние люди собираются на съемочной площадке, смотрят. Я им говорю – уходите, а то будете разочарованы. А ТВ, на мой взгляд, вообще одно из самых неудачных изобретений человечества. 

Своими ролями в кино вы удовлетворены? 

Я всегда отвечаю за все, что я сделал. Все эти фильмы – моя жизнь, и я через это прошел. Я бы оставил из них фильмов пятьдесят, которыми я горжусь. И все-таки, если я сам с собою буду разбирать свою жизнь, то смогу отметить, что прожил ее счастливо. Я – очень сытый человек, в творческом плане, естественно. Я сыграл то, что хотел, много ездил по нашей стране, другим странам. Знаю, что ваша супруга уже лет десять живет и работает в США… И я там отдыхаю два месяца осенью, немного зимой. Люблю Америку. За высокую культуру быта. Злых людей там мало. У них демократия истинная, и она держится на двух великих вещах. Это нравственный закон и юридический. И главное – это нравственный закон. Они боятся Бога, даже умные боятся. И юридический закон, которого тоже боятся. Я вольный человек, и мне там хорошо. 

Почему же вы не уезжаете туда насовсем? 

Языка у меня нет. Да и моя жизнь, мой театр здесь. Мне всегда хорошо там, где мои люди, где я пригрелся. 

Кем бы вы стали, если бы не пошли в актеры? 

Единственное, кем бы я еще хотел быть (несерьезно, конечно), – врачом. Думаю, это ближе всего к моей профессии, к моему желанию. Ведь я хочу понюхать все как есть. Мне всегда интересно, когда я попадаю в качестве пациента, как меня врачи хотят раскусить. Интересно за этим наблюдать, и интересна талантливость человека. Это для меня самое удивительное. Ведь настоящие врачи – серьезные психологи. Они смотрят на меня. Мы мысленно проникаем друг в друга и… начинаем узнавать, что такое сахарный диабет. 

И что же вы узнали о вашем сахарном диабете

Давай не будем, солнышко, говорить о болезнях – у каждого они свои, непохожие, нет единого рецепта. Правда, доверяю только хорошим врачам. Если не нравится то, что они говорят, идут к другим, третьим – тоже хорошим врачам. И если все совпадает, делаю то, что они советуют. Ведь если я хочу жить, то все сделаю, все их рекомендации исполню. Я тебе уже говорил, не могу болеть – за два месяца нам нужно сделать два спектакля. 

Наш журнал создан для читателей, у которых есть проблемы с диабетом. Что бы вы посоветовали таким людям, их близким? 

Чтобы слушались врачей. А вообще желаю нам всем надежды на излечение. Ну а пока важно соблюдать диету, режим приема лекарств, двигаться побольше – в общем, делать все то, что рекомендуют специалисты. 

Но ведь иногда так хочется расслабиться, забыть о лекарствах и диетах. Разве у вас такого не бывает? 

Я жить хочу! А те, кто не соблюдают предписания врачей, – значит, они жить не любят. 

Многим врачи рекомендуют отказаться от алкоголя. У вас не возникает противоречия между армянскими традициями и предписаниями докторов? 

Единственное, я люблю вечером принять грамм 50-70 виски, но не более. 

А если и это врачи запретят? 

Тогда сразу же брошу. Я тебе говорю, я жить хочу! И ради этого готов все строгости соблюдать. 

Вы, получается, человек с сильной волей. Нередко слышала, люди хотят от чего отказаться, но говорят, что не могут. Или часто позволяют себе вредные послабления. 

Значит, они глупые. Сами себе вредят – активно глупые люди, получается. Вообще, как ни грустно, в мире очень много глупых людей, которые просто себе, близким вредят. Зачем? Ведь жизнь так скоротечна, столько всего можно успеть. 

Что для вас самое важное в жизни? 

Жить. Хотеть – очень важно. Мой любимый кот Фил меня этому научил – хотеть. Потому что рассуждать скучнее, чем хотеть. Макбет говорит про жизнь: «повесть, написанная дураком, в ней много шума и ярости, нет лишь смысла». 

Вы как-то сказали: «Я ни в чем не считаю себя обделенным. Очень люблю удивляться, радоваться». Что удивляет и радует сейчас? 

Знаешь, честно, сегодня я удивляюсь лишь тому, чему хочу удивляться. На «чисто сливочном масле» меня удивляют дети и животные. А радует меня то, что не огорчает, уж прости за невольный каламбур. 

А из-за чего может испортиться ваше настроение? 

Если я плохо себя чувствую, спина болит, ноги. И бороться с этим не надо. Однажды прочитал у Бродского, что с горем не надо бороться, его надо принять и соответствовать ему. А человеку, у которого горе, часто говорят: «Ведь жизнь продолжается». По-моему, ничего грубее и глупее нельзя придумать. Ведь это же неправда – ничего не продолжается. Всё, что я потерял – здоровье, например, – я уже потерял. И просто жить дальше не получится... 

И что же тогда вас поддерживает в жизни, что дает силы и мудрость? 

Люблю одну старую молитву: «Господи, дай мне душевный покой принять то, что я не могу изменить. Дай мне мужество изменить то, что я могу. И дай мне мудрости не путать одно с другим». Этого я искренне желаю и всем читателям.

5 СОВЕТОВ ОТ ДЖИГАРХАНЯНА 

1. Найдите «своего», то есть внимательного, знающего врача, и четко следуйте его рекомендациям. 

2. Соблюдайте режим питания – ешьте понемногу, но довольно часто. Важно, чтобы не еда, а какое-то другое любимое дело, занятие организовывали ваш день, тогда и есть будет хотеться меньше. Для праздничной трапезы могу рекомендовать блюда армянской кухни – они вкусные и здоровые. 

3. Получайте удовольствие от физической активности. Выберите для себя тот вид спорта или тип фитнеса, который вам нравится. И занимайтесь хоть немного, но регулярно. Это могут быть легкие пробежки, плавание, репетиции (хотя бы в местном кружке самодеятельности) или просто прогулки быстрым шагом. 

4. Регулярно сдавайте анализы, проходите обследование, чтобы избежать поздних осложнений диабета. Как только что-то проявится, тут же займитесь лечением. Никогда не откладывайте лечение, потом будет сложно, а иногда и невозможно исправить ситуацию. 

5. Любите жизнь. Найдите для себя дело, которое вас увлекает, – тогда и стрессы, и плохое настроение, и возраст уйдут на второй план. А так проще контролировать свой диабет. И чаще приходите на хорошие спектакли! 

Беседовала Светлана Плешакова 

Журнал Diabetic Living

Источник: http://www.diabeticliving.ru/content/?SECTION_ID=29&ELEMENT_ID=85

Комментарии:

Ярослав Волошин 11 Oct, 2016
Диабет не желеет никого, не важно знаменитый ты или нет.