229 дней, 23 часов, 0 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаэкстрим: «Вдохновляющая гонка» по земному шару

Каждое такое путешествие поистине уникально — ведь передвигаться приходится на различных видах транспорта — от поезда и машины до катера и воздушного шара. Участники преодолевают водные преграды и уходящие в небо скалы, лесные массивы и пустыни… Необходимость выживания в экстремальной обстановке заставляет их употреблять в пищу то, что мы с вами никогда не стали бы есть в обычных условиях. И вот впервые во «Вдохновляющей гонке» победила женская команда, да ещё путешественницы с диабетом.

Предлагаем вашему вниманию интервью с Нэт Стрэнд.

- Наверняка, Нэт, тебе кто-то когда-то говорил, что есть определённые вещи, которых ты не можешь делать с диабетом?

- О, да! Мне, например, запомнилось, что, как только я заболела диабетом, один из родственников сказал мне, что я не смогу работать водителем грузовика и быть пилотом. С одной стороны, было обидно, а с другой, я решила, что все остальные пути передо мной открыты, и это вселяло оптимизм.

У меня были очень хорошие родители, которые поддерживали меня во всём, и в первую очередь, в диабете. И вот они-то никогда не говорили мне, что я не смогу чего-то сделать. Я по-прежнему ездила на каникулы в гости к друзьям и даже самостоятельно училась за границей. Полагаю, что даже абсолютно здоровому ребёнку не нужно говорить, что он чего-то не добьётся, а уж ребёнку, больному диабетом, — и подавно. Если бы родители ставили передо мной запреты, я вряд ли добилась бы успеха в управлении диабетом, не говоря уже о преодолении каких-то серьёзных жизненных ситуаций.

- Расскажи, как тебе диагностировали диабет.

- Мне было 12 лет, когда это произошло. Звучит, может, странно, но у меня было много друзей с СД 1 типа, причём со времён детского сада, так что я знала, что это такое. Однажды на каникулах я отправилась в детский летний лагерь и стала испытывать там крайнюю жажду. Другие дети даже выстроили небольшую пирамиду пустых бутылей, из которых я выпила всю воду! Меня отправили домой, родители показали меня врачу, и тот диагностировал диабет. Так началась моя новая жизнь, полная нелёгких испытаний.

- Ты сразу настроила себя на борьбу?

- Вначале я, конечно, испытала шок, который, очевидно, в разной степени приходит к тем, кто заболевает диабетом. Помню, когда меня выписывали из больницы, мама накупила мне моих любимых плюшевых медведей. И это меня несколько успокоило.

Когда я поступила в университет, перешла на инсулиновую помпу. Она даёт дополнительное чувство свободы и уверенности в грамотном управлении диабетом — тем более для очень занятого человека, молодого специалиста. Попутно скажу ещё об одном, жизненно важном, уроке для человека с диабетом, который я усвоила: если вы отправляетесь куда-то в путешествие (пусть даже на пару дней!), необходимо взять с собой всё, что относится к диабету, вперёд на месяц (не говоря уже о такой сложной и опасной авантюре, как «Вдохновляющая гонка»!).

При диабете любой человек должен чётко представлять, какое влияние могут оказать самые различные жизненные ситуации на его здоровье. Это напоминает мне мою работу врача-анестезиолога — с самого начала нужно знать, как поступить, если у пациента что-то пойдёт не так, как было запланировано, какие действия следует предпринять при самом худшем варианте развития событий…

- Что ж, Нэт, вот мы и перешли к главной части нашей беседы. Расскажи, пожалуйста, что представляет собой «Вдохновляющая гонка».

- Это целый каскад интереснейших приключений, и я очень рада, что они имели место в моей жизни. Но за кулисами ярких впечатлений стоит кропотливая работа по подготовке и ежедневному труду в этом по-настоящему опасном предприятии.

Моя подруга и «коллега» по гонке Кэт позаботилась, чтобы у нас был запас всего необходимого — расходные материалы для помпы, инсулин, иглы, батарейки и так далее. Причём в двойном объёме. А всё, что касается самоконтроля, оставалось на мне. Стоит отметить такой момент: на всём протяжении гонки (которая, между прочим, транслировалась в прямом эфире) я держала связь с диабетической медсестрой-обучателем Кэролин Робертсон и с моим лечащим врачом. Это нам очень помогало в ежедневной работе, а также в некоторых непредвиденных ситуациях. Кстати, Кэролин всегда говорит своим «ученикам»: ты сможешь это сделать, это тебе по плечу! И такой подход очень поддерживает!

Так вот эта диабетическая «команда» не просто мотивировала нас на преодоление трудностей, но и анализировала вместе с нами каждый наш шаг, разрабатывала оптимальные решения.

- А на промежуточных остановках во время гонки вас кто-то встречал, кто мог бы оказать помощь по диабету?

- Если вы имеете в виду организаторов гонки, которые могли бы на таких остановках предоставить, к примеру, дополнительные тест-полоски или что-то для помпы, то такого не было. Согласно условиям гонки, каждый её участник должен был заранее позаботиться обо всём необходимом.

На старте всё уже должно было быть в моем рюкзаке: обувь, нижнее белье, одежда для тёплой и холодной погоды. Ну и, естественно, все диабетические принадлежности, как минимум, в двойном объёме, которые к тому же должны храниться соответствующим образом. Так что вы понимаете: мой рюкзак был заполнен до отказа, ничего лишнего, всё продумано и обосновано. Это меня извиняет, почему, например, я не взяла с собой расчёску и к концу гонки мои волосы абсолютно запутались.

- Когда ты была отобрана для участия в гонке, имели ли её продюсеры какой-то опыт работы с людьми, живущими с диабетом?

- Этого я не знаю. Мне повезло в том, что моя напарница Кэт — также медик и хорошо знает на собственном опыте, как справляться с диабетом. Но в то же время, как я убедилась во время путешествия, многие люди фактически ничего не знают, что такое диабет, каковы его симптомы, чем опасны осложнения СД и так далее. Вот почему теперь в мои планы входит участие в различных информационных кампаниях в США, которые разъясняют для различных аудиторий угрозы диабета.

-Ты подписывала определённые документы перед участием в гонке. Что это было — страховки?

- О каких страховках может идти речь, когда ты пробираешься по ущельям в каньонах! Это, действительно, настоящий экстрим, где каждый отвечает сам за себя. Так что участники гонки подписали ряд бумаг, где утверждается, что они, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, полностью отдают себе отчёт, что во время гонки могут получить травмы и даже лишиться жизни.

- Хорошо, а что же могло случиться, например, с твоей помпой?

- Помпа у меня была под свитером или в моём спортивном бюстгальтере, таким образом, с ней ничего не могло произойти во время обычных переходов.

Каждый из участников гонки должен был носить на себе микрофон, чтобы передавать звук в прямой эфир — у нас был специальный жилет с кармашком для микрофона. Если мы делали что-то, что могло опрокинуть или повредить микрофон, продюсеры сразу останавливали нас и надо было начинать сначала. Перед крайне экстремальными моментами я закрепляла свою помпу не хуже микрофона — на специальном пояске, помещая её дополнительно в пластиковый бокс, чтобы она всё время была под контролем и в безопасном положении.

- Случались ли во время гонки такие моменты, когда тебе казалось, что диабет может всё испортить?

- Конечно, были, куда же без них! (Смеётся.) Например, во время переправы через озеро на лодках, когда посередине озера я вынуждена была остановиться, снять помпу, протестировать свои уровни глюкозы крови, а потом снова закрепить помпу. Все эти действия занимают время, которое твои противники отнюдь не теряют. Ты не можешь бежать «с места в карьер», как кто-то, не учитывая своего текущего состояния.

Каждый день у нас был забит до отказа, и иногда случалось, что не оставалось времени даже на «перекус». У меня были специальные батончики и гели, но, согласитесь, даже здоровому человеку трудно весь день «пахать» в таком режиме без еды.

Перед началом участия в гонке я закупила «тонны» глюкозы, пополнять её запасы во время путешествия не было никакой возможности: можете ли вы представить, что обзаведётесь специальными батончиками, например, в Бангладеш? И даже там, где представлялась такая возможность, я этого не делала, потому что у нас было очень мало денег. И с каждой новой страной, как вы понимаете, запас денег не увеличивался, а уменьшался. Именно поэтому ещё на старте я старалась взять с собой всё, что только возможно.

Каждый час или два на маршруте я тестировала свой сахар крови, и все равно нескольких случаев гипогликемий избежать не удалось.

- Приходилось ли где-то есть необычную пищу? И как ты и твоя напарница относились к нестандартным ситуациям, возникавшим во время гонки?

- Да, приходилось, но мы относились к местным «деликатесам» спокойно. Это всё равно, что ты идёшь к другу на день рождения и никогда наперед не знаешь, чем он решил удивить гостей. Наш девиз с Кэт был следующий: никогда, никогда, никогда не сдаваться! И, поверьте моему опыту, такой настрой актуален не только в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни человека с СД.

Прежде всего, должен быть адекватный самоконтроль и нужно соразмерять физические нагрузки. У нас были моменты, когда делаешь всё правильно, а твои уровни гликемии всё равно совсем не там, где надо. И тогда приходит предательская мысль: давай-ка, Нэт, бросай этот утомительный самонктроль, пусть всё идёт, как идёт. Да, это был бы простейший выход. Но потом всё равно будет только хуже, мы должны двигаться только вперед…

Одной из важнейших целей участия в гонке для меня было развеять бытующие стереотипы об ограничениях для людей с диабетом. Я считаю, что стратегия «никогда не сдаваться» обязательно принесёт вам результаты — рано или поздно, чего бы это ни стоило!

- Есть у тебя какие-то планы на будущее?

- Конечно, для человека с СД участие и в конечном итоге победа во «Вдохновляющей гонке» ко многому обязывают! Думаю в дальнейшем заняться общественной работой с заболевшими диабетом детьми и их родителями. Я рада, что сейчас в обществе есть кое-какие подвижки. Если раньше, когда я училась в школе, мне говорили: «Извини, мы не знали, что у тебя диабет!», то теперь родители спрашивают меня, играла ли я в футбольной команде. На это я им отвечаю, что предпринимала дважды большие заграничные путешествия, бегала полумарафоны и не давала диабету сломить себя, и ваши дети могут всё это делать. Кстати, в настоящее время уже многие ребята с диабетом знают, что этот недуг не должен стать препятствием в осуществлении их жизненных планов, но родители пока продолжают спрашивать…

Могу добавить, что и я, и Кэт сделали пожертвования в Американскую диабетическую ассоциацию (ADA) и намерены и дальше сотрудничать с этой организацией. Я очень рада, что мы сломали барьеры восприятия людей с СД перед 10-миллионной аудиторией. И, поверьте, всё только начинается!

По материалам сайта www.diabetesmine.com

подготовил Василий Писаревский

От редакции. Нэт Стрэнд стала настоящей героиней в американском обществе, мотивируя своей победой каждого человека с диабетом. Но мы должны предупредить: не пытайтесь повторить то, что делала Нэт во время «Вдохновляющей гонки». Это может привести к травмам и опасности для жизни. Не забывайте согласовывать свою физическую нагрузку с лечащим врачом. Удачи!

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости