208 дней, 7 часов, 13 минуты

До всемирного дня диабета!

Диафорум: Как улучшить медицинскую помощь и снизить затраты

КАК УЛУЧШИТЬ
МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
И СНИЗИТЬ ЗАТРАТЫ

В последнее время в отечественном здравоохранении всё явственнее проступают на первый план аспекты фармакоэкономики, то есть экономический анализ фармакотерапии, позволяющий оценить эффективность использования бюджета, израсходованного на организацию и проведение лечебного процесса. В том же ключе прошла в конце июня в МОНИКИ научно-практическая конференция «Актуальные вопросы клинической фармакологии и лекарственного обеспечения», организованная Министерством здравоохранения Московской области (МО) при участии Благотворительного фонда «Качество жизни».

Впервые в российской практике субъект РФ выступает инициатором открытого обсуждения ключевых вопросов, связанных с принятием решений при формировании территориальных перечней льготных лекарств.
Минздрав Московской области представил участникам конференции — практикующим врачам Подмосковья — новую систему включения/исключения лекарственных средств в областной льготный перечень и формирования заявок на лекарственные препараты. Её основная цель, как объявил председатель конференции — министр здравоохранения МО Владимир Семенов, — улучшить качество медицинской помощи населению и повысить эффективность проводимого лечения.
Подробнее к этим нововведениям мы еще вернемся ниже.

И ПЛЮСЫ, И МИНУСЫ…

А сейчас обрисуем вкратце плюсы и минусы программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами — ОНЛС (ДЛО) в России, представленные на конференции заместителем руководителя Росздравнадзора Еленой Тельновой.
За период 2005 — 2007 гг., сообщила она, пациентам отпущены медикаменты по 356 250 396 рецептам на сумму 164 млрд. руб. Программа дала импульс в модернизации здравоохранения в целом; жизненно важные лекарственные средства стали более доступны; в стране произошло снижение смертности; улучшилось качество жизни пациентов по ряду заболеваний; снизилась нагрузка на госпитальный сегмент системы здравоохранения; значительно активизировалась отечественная промышленность. Программа оказала серьезное влияние на фармацевтический рынок в целом.
Вместе с тем, как подтвердили данные социологического опроса, проведенного DSM Group в ряде регионов РФ, население высказывает неудовлетворенность ОНЛС, в частности, по следующим позициям: большие очереди к врачам для выписки льготных рецептов, затяжки в аптеках с получением бесплатных лекарств, отсутствие нужных препаратов в аптеках в момент обращения или просто необходимое лекарство не входит в список ОНЛС.
Для модернизации данной программы сейчас осуществляется ряд кардинальных мероприятий, среди них:
- делегирование с нынешнего года полномочий по проведению аукционов на размещение госзаказа на поставку необходимых лекарственных средств для отдельных категорий граждан субъектам РФ;
- выделение в отдельную группу обеспечения необходимыми лекарственными средствами больных с заболеваниями, требующими проведения дорогостоящей терапии;
- внедрение методов стандартизации медицинской помощи, что позволит повысить прогнозируемость затрат, оптимизировать лекарственное обеспечение и закрепить гарантии доступности качественной медицинской помощи для граждан РФ;
- совершенствование контрольно-надзорных мероприятий.
На нижеследующем слайде, взятом из доклада Е.А.Тельновой, вы можете познакомиться со схемой лекарственного обеспечения граждан в 2008 году:
В текущем году реализация программы ОНЛС всё еще встречает трудности, признала Елена Тельнова, — это срывы поставок лекарственных средств, неправильное определение потребности. По-прежнему актуальной проблемой является качество составления заявок, а также эффективность проведения аукционных процедур в рамках закупок, производимых субъектами РФ. До сих пор не отлажены вопросы, связанные с управлением товарными запасами, финансовыми потоками, выпиской лекарственных средств. Оставляет желать лучшего информационное взаимодействие участников программы. В рамках централизованных закупок нередко поступает большое количество дополнительных заявок от субъектов РФ уже после аукционов и подписания государственных контрактов. Отсутствует четкий механизм в выявлении потребностей на местах в дорогостоящих лекарствах. Недостаточно развита нормативно-правовая база.

ЧТО НАС ЖДЕТ В БЛИЖАЙШИЕ ДВА ГОДА?

Росздравнадзор считает, что работа по совершенствованию лекарственного обеспечения должна быть продолжена, при этом роль и ответственность субъектов РФ будет повышаться. В центре внимания окажется разработка принципов лекарственного страхования граждан с привлечением средств бюджетов различного уровня, средств работодателей и личных средств граждан.
В связи с переходом к лекарственному страхованию в стране намечается большая подготовительная работа. Если говорить совсем коротко, то это выбор самой модели системы страхования и системы ценообразования, подготовка нормативно-правовой базы, проведение разъяснительной работы среди населения и медиков и, конечно, осуществление пилотных проектов.
Запуск системы лекарственного страхования не за горами — это 2010 год.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:
НОВЫЕ «ПРАВИЛА ИГРЫ»

Анализ затрат на медицинское обслуживание населения в РФ свидетельствует о неуклонном их росте (в среднем по стране на 15-20%). При этом значительная статья расходов системы здравоохранения приходится на лекарственное обеспечение.
По мнению экспертов, существенными недостатками систем лекарственного обеспечения во всем мире являются несовершенство механизмов отбора препаратов и нерациональное расходование выделяемых средств. Это отмечается и в ходе реализации программы ОНЛС в России. Зачастую основными критериями выбора препаратов выступают субъективная оценка главных специалистов и стоимость лекарственных средств, процедура отбора лекарств не всегда «прозрачна». Между тем, по зарубежным данным, упорядочение и более рациональное использование выделяемого финансирования позволяет экономить от 10 до 30% денежных средств.
В нынешнем году Министерство здравоохранения Московской области начало формирование новой системы включения/исключения лекарственных средств в областной льготный перечень и составления заявок на лекарственные препараты. Как разъяснила в своем выступлении заместитель министра Галина Шишкарева, процедура включения препаратов в перечни регламентируется и будет единой для всех. Определяющим в выборе лекарственных средств станет наличие обоснованной потребности в данном препарате: представленные данные о его клинической эффективности и безопасности, расчет стоимости обеспечения всех больных в регионе на основе подтвержденных данных регистров пациентов.
Особое внимание будет уделено анализу существующей практики назначения нового лекарственного средства:
- наличие обоснованной потребности в данном препарате и его характеристик:
- клиническая эффективность
- подтвержденная безопасность препарата
- экономическая целесообразность;
- убедительность представленных клинических и фармакоэкономических обоснований;
- опыт Московской области (где, кто, сколько больных);
- наличие сходных по клиническим эффектам препаратов в действующем перечне — применяемые аналоги;
- преимущества препарата, обуславливающие необходимость его включения.
В требованиях к новым льготным препаратам — обязательное наличие у фармкомпании плана образовательных программ для медицинских специалистов по применению включаемого препарата и возможностей контроля его адекватного назначения пациентам. Последний момент будет способствовать развитию новой автоматизированной системы контроля за рациональным использованием лекарственных средств, также внедряемой в Московской области.
Продумано также, как совершенствовать составление заявок на лекарства от стационаров и лечебно-профилактических учреждений. Согласно новым правилам, расхождение заявки на лекарственные препараты и их потребление на уровне муниципального образования не должно превышать 20%. Также будут закреплены формы персональной ответственности врачей за недобросовестное заполнение заявок.
Разработкой и реализацией новой лекарственной политики на территории Московской области займётся специальная формулярная Комиссия Миндзрава МО. Она станет определять объем потребности региона в лекарственном обеспечении, опираясь при этом на необходимую доказательную базу для включения/исключения конкретных препаратов и новые формы заявок. Кроме того, Комиссия будет вести и планировать программы оценки клинической и затратной эффективности лекарственных препаратов. В её компетенцию войдет также решение информационно-просветительских задач, прежде всего, проведение образовательных программ для врачей области.
Новые подходы к организации здравоохранения в Московском регионе, резюмировала докладчик, призваны повысить эффективность и безопасность фармакотерапии и улучшить результаты лечения пациентов, а также выстроить четкую схему замены одного препарата в льготных перечнях другим и рационализировать использование финансовых средств.


Ольга Трофимова

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости