229 дней, 21 часов, 36 минуты

До всемирного дня диабета!

Мир Семьи - БРАТЬЯ И СЕСТРЫ

Подсказало тему одно из ваших писем. Мама, вспоминая начало болезни сына (было это лет пятнадцать назад, когда о качественных инсулинах, шприц–ручках и глюкометрах можно было только мечтать), писала о том, как семья пережила первый шок, как диабет буквально перевернул жизнь в доме – "строжайшая диета, все, что  содержит много углеводов, убрано подальше от глаз или больше не покупается, ни мы в гости, ни к себе гостей за стол...". И еще заметила, что рядом с заболевшим ребенком, которому теперь отдавались все силы и внимание, рос и второй сын – "наш страх потерять больного ребенка лишил детства и старшего".

Я хорошо знаю эту женщину и не думаю, что в ее жестком признании сто процентов правды, хотя второй ребенок действительно оказался в сложной ситуации, тем более, что был еще мал и не мог наравне со взрослыми разделить тревогу и боль за заболевшего брата, понять, почему все враз так переменилось.

Психологи утверждают, что в подобной ситуации (необязательно связанной с диабетом) здоровый ребенок часто начинает ощущать себя лишним, "обездоленным" – ему кажется несправедливым повышенное внимание родителей к брату или сестре. С тем мама часто куда–то ходит, готовит ему особую еду, беспрестанно справляется о самочувствии. Ему можно без видимых (казалось бы) причин пропустить занятия в школе, а если это дошкольник, то вообще перестать ходить в детский сад и получить вожделенную "домашнюю свободу". Здорового ребенка начинает волновать закономерный вопрос: почему "преимущества" – у одного, а вот ограничения в лакомствах – на двоих?

У него могут возникнуть и другие вопросы:

"Может быть, брат (сестра) заболел по моей вине? Вот мы ссорились, я его толкнул..."

"А вдруг я тоже заболею, заражусь от него..."

"Почему мама стала другой – украдкой плачет, редко смеется, почти перестала со мной играть?"

Здоровому ребенку тоже трудно сжиться с мыслью, что диабет у брата или сестры – это навсегда. Ведь раньше от всех детских хворей они быстро выздоравливали и жизнь возвращалась в привычное русло. Неужели все неприятные перемены, эти тревога и растерянность родителей никогда не кончатся? Неужели больше нельзя будет с братом, как прежде, играть, дурачиться, устраивать потасовки, гонять в футбол?..

Конечно, со временем все образуется, диабет останется в вашем доме, но уже не будет источником постоянного стресса... Да что я вам об этом рассказываю – многие из вас уже пережили самый трудный начальный этап и давно убедились, что жизнь, действительно, хоть и по–другому, но идет своей устоявшейся дорогой. Как–то приспособились к новой жизни и ваши дети. Возможно, диабет еще больше сплотил их, а в здоровом ребенке пробудил повышенную заботу, ответственность за брата или сестру. Как вы этому способствовали?

Доктор Ханас, автор популярной медицинской энциклопедии и бестселлера"Диабет I типа у детей, подростков и молодых людей", посвятил этой проблеме отдельную главу и советует родителям приложить определенные усилия, чтобы помочь здоровому ребенку поскорее адаптироваться к болезни брата или сестры. В первую очередь нужно обязательно поговорить с ним, объяснить, что случилось, насколько это серьезно и почему вы сейчас так много времени уделяете второму ребенку. Обязательно скажите, что это не значит, что вы одного стали любить больше, чем другого. Объясните ему, что справедливость – это вовсе не означает "всем всего поровну". Скажите, что рассчитываете и на его посильную помощь – всем вместе будет легче справиться с трудностями. Даже в самые тяжелые периоды жизни, когда нервы на пределе, не допускайте упреков в адрес здоровых детей в том, что они какими–то своими проступками виноваты в болезни брата или сестры.

В то же время, напоминает Ханас родителям, относитесь серьезно к любым жалобам здорового ребенка, даже если это такие "пустяки", как головная боль или синяк, ссадина на коленке. Будьте к нему внимательны и признайте, что вместе с вами он пережил тяжелый стресс. Он может и сейчас переживать втихомолку свои детские проблемы, моменты одиночества, непонятости, зависти, тех ограничений или лишений, которые связаны с диабетом у второго ребенка.

Из бесед с родителями я знаю: когда обнаруживается диабет у одного ребенка, вы начинаете опасаться и за здоровье других детей, возможно, по этой причине решительно ограничиваете их в сладком. Но если в меру, то лакомства необходимы и детям и взрослым. К тому же наукой доказано, что употребление сладостей абсолютно не влияет на риск развития диабета I типа. И все же повод для такой настороженности, конечно, есть, поэтому правильно поступают те родители, которые периодически показывают и здоровых детей врачу–эндокринологу.

Возможно, у ваших детей возникли определенные сложности в выстраивании отношений друг с другом – диабет внес свои поправки в "расстановку сил". Дети – талантливые манипуляторы, отлично умеют извлекать выгоду из любого своего положения, добиваясь желаемого и от взрослых, и от сверстников. По отношению к себе взрослые интуитивно угадывают детские попытки манипулировать и, как умеют, противостоят им. Но часто не обращают внимания, а порой даже бессознательно способствую тому, чтобы между детьми установились не самые лучшие отношения, когда имеет место хорошо известная врачам и психологам "вторичная выгода болезни".

Доктор Ханас предлагает родителям устраивать время от времени для здоровых детей "секретные" вылазки куда–нибудь в кафе. И что–нибудь подобное, но не связанное со сладким угощением, предпринимать с больным ребенком – он считает, что такие секреты помогут детям избежать зависти друг к другу. Не знаю, не уверена, правильно ли это. Для большинства детей любой секрет тем и ценен, что в какой–нибудь подходящий момент его можно рассекретить.

У Людмилы Павловны Марушкевич (педагог и руководитель лагеря школы "Жизнь с диабетом") по этому поводу такое мнение: "С куском торта, с конфетой в руке никому не надо прятаться от ребенка с диабетом! Во время работы лагеря стараюсь убедить детей в том, что нужно приучать себя  быть независимым от окружающих в  вопросах контроля за своим диабетом. Да, сегодня вы можете пойти к другу на день рождения и сесть за сладкий стол. Но пусть все едят что хотят и сколько хотят – вы же поступите по–своему: заранее решите, сколько лакомств позволить себе, чтобы количество ХЕ соответствовало дозе введенного короткого инсулина. Или принимаете это правило, или сидите дома, чтобы не видеть, как чревоугодничают другие. Когда на полдник у нас в лагере подают вафли, мороженое, но у кого–то из ребят "подскочили сахара" и он вынужден пропустить этот прием пищи, я говорю ему: "Относись к этому совершенно спокойно, такое бывает с каждым из нас". Если ребенок с диабетом один у родителей, ему волей–неволей создаются дома особые условия. И он к этому привыкает, считает, что только так и должно быть. А если у него есть брат или сестра, ему проще адаптироваться в среде здоровых людей, он с первых шагов, начиная изучать свой диабет, усваивает простую истину: люди вокруг него живут своей жизнью, и это нормально. Кто–то тоже имеет свои ограничения–из–за состояния здоровья, из–за способностей, да мало ли из–за чего. Но это вовсе не значит, что и все остальные должны "за компанию" лишаться чего–то. И вообще, брат, сестра – это замечательно, это такая поддержка на всю жизнь! Право же, стоит "разрешить" им быть свободными от "моего" диабета ради того, чтобы в любой трудный момент взрослой жизни рассчитывать на плечо самого родного человека.

Все семьи разные. Понимаю, что многих из вас все сказанное вообще не касается – у детей большая разница в возрасте или в семье один ребенок, а от планирования второго вы вынуждены отказаться:"хватило бы сил вырастить одного, с диабетом"... Тоже, кстати, тема для обсуждения. Но закончить разговор хочу одной поучительной историей.

Многим знакома эта дружная большая семья из Столбцов – Инна Станиславовна и Василий Михайлович Михно, их трое сыновей – Игорь, Юрий и Михаил, невестки Виктория и Ирина, внучки Эрика, Рогнеда и Наденька. Юра, средний сын, заболел диабетом в 16 лет. "Наш домик напоминал пчелиный улей: казалось, никогда не придут в себя Юрины братья и мы, родители. Вспоминаю, как ночью увидела на кухне мужа – он плакал. Муж до пенсии работал эндокринологом в нашей больнице и лучше всех нас понимал тогда, что такое диабет...Но мы себя  убедили, что должны взять себя в руки, продолжать жить и воспитывать детей. Братья вели себя достойно: не искушали Юру сладостями и вредными привычками. Могу с гордостью сообщить, что сегодня наши взрослые сыновья не курят, не употребляют спиртного. Все получили образование, трудятся. Юра пошел по нашим стопам – работает в медицине. Он зубной техник. В его семье растет здоровая дочь".

Инна Станиславовна была инициатором создания и возглавила в своем районе отделение БГНО "Детский диабет". Вся семья участвует в его работе! Дружно приезжают в Минск на каждое мероприятие, а когда в столбцовском Доме культуры собирают полный зал "своих", тут уж забот хватает и маме, и всем сыновьям! Миша является "главным связным" с редакцией нашего журнала – несколько лет исправно отвозил свежие номера на все отделение. Быстрее любой почты доставляет в редакцию фотографии, письма о делах отделения. А известный вам клуб "Vita mеllita", объединивший уже несколько городов, родился благодаря энергии и огромному интересу к истории средневековья старшего сына, Игоря. Получается, Юрин диабет сплотил семью и еще много других людей вокруг нее. Кому–то покажется странным, но не вопреки болезни брата, а благодаря ей сыновья Инны Станиславовны нашли возможность полнее себя реализовать, жить интересной, насыщенной жизнью – ездить со своим театрализованным представлением на фестивали средневековой культуры, рыцарские турниры, дружно, активно отдыхать и попутно нести в непросвещенные массы знания о далеком прошлом и настоящем в жизни людей с диабетом.

ЮНЫЙ МАНИПУЛЯТОР

У 3–летнего мальчика старшая сестра с диабетом. Утром разговаривает с соседкой и выпрашивает что–нибудь вкусненькое, та у него спрашивает в шутку:

– А ты почему в школу сегодня не пошел? (Думала, что он ей скажет, что еще маленький).

– Я сегодня болею, ты мне дай шоколадку, а то у меня сахар снизился.