230 дней, 10 часов, 10 минуты

До всемирного дня диабета!

Пациенты: «Это не лечение, а преступление!»

 В бюджете края заложено 35,5 миллионов рублей в год на закупку глюкометров. Но, как оказалось, осваиваются не все средства. Последние три года тратилось только 25 миллионов рублей. Естественный вопрос: «Куда исчезали растаявшие 10,5 миллионов?» Но и это не все беды диабетиков. Так, качество закупаемой диагностики не соответствует уровню зарубежных аналогов, приборы, определяющие уровень сахара в крови, выдают серьезные ошибки. А ведь речь идет не о закупках ливерной колбасы, а о жизнеобеспечении людей.

Сейчас будет приниматься новый бюджет на плановый трехлетний период. Диабетики говорят: надо исправить ошибки министерства, изменить правила тендерных условий закупки и руководствоваться не низкой ценой, а качеством лекарств или медоборудования.

На деле – лишь формальный подход к здоровью диабетиков. А их насчитывается в Прикамье более 60 тысяч человек.

Диагностика играет огромную роль и стоит на первом месте. В жизни больного сахарным диабетом лечение идет 24 часа в сутки, рассказывает руководитель Пермской региональной общественной организации «Диабет» Михаил Спиридонов, человек, «стаж диабета» которого уже 34 года.

«Методика при сахарном диабете так и называется – самоконтроль. Каждый диабетик знает, что нужно исключать в питании, как вести образ жизни, чтобы сохранить свои глаза, почки и ноги, чтобы человек мог просто нормально жить. Главное – предотвратить тяжелое осложнение сахарного диабета, который просто точит организм, разрушает все органы. И поэтому на диагностике диабетик завязан 24 часа в сутки», – продолжает наш собеседник.

«Перед каждым приемом пищи я должен делать анализ и узнать уровень сахара в крови. И этот анализ должен быть точным. Глюкометр обязан показывать какую дозу инсулина применить. Гормон инсулина – это очень мощное средство. Велик риск летального исхода при неправильной дозе инсулина, – говорит Михаил. – Можно просто себя убить! И человек это осознает очень четко. Человек сам принимает решение, какую дозу поставить себе. Поэтому во всем мире к качеству диагностики очень высокие требования. У нас на рынке очень много глюкометров, но так как это медоборудование, не каждая фирма может производить качественный продукт».

По словам Михаила, до 2008 года в Прикамье проблем с некачественной диагностикой не было. «Мы лоббировали интересы диабетиков, и чиновники закупали качественные глюкометры, а не то, что дешевле. Можно купить диагностику и в восемь раз дешевле... Но диабет больного ставит в очень жесткие условия, – утверждает собеседник. – Бюджет выделил 35 миллионов рублей. Это очень серьезные деньги, и мы были уверены, что повысили качество жизни диабетиков. Но на бюджетные деньги решили закупить недорогую диагностику. Ровно в два раза дешевле, чем то, что закупалось ранее».

«Сейчас покупается самая дешевая экспресс-диагностика, без учета эффективности и качества», – утверждает Спиридонов. Более того, по его словам, краевой Минздрав обеспечивает диабетиков на 25 миллионов рублей в год, а сэкономленные целевые средства ведомство направляет, видимо, на другие нужды.

Закупаемая отечественная диагностика «Сателлит Плюс» имеет сертификаты и лицензии, но не соответствует международным стандартам и современным требованиям. Это подтвердило и профессиональное лабораторное тестирование.

«Не взирая на это, основную долю рынка потребления обеспечивают именно этой сомнительной диагностикой, – возмущен Михаил. – Аппарат дает показания при очень субъективных факторах».

Глюкомер «Сателлит» даст правильный показатель, только если идеально выполнить условия диагностики: капелька крови должна одновременно задеть два электрода тест-полоски, объем капельки тоже должен быть идеально подходящим, то есть человек на глаз должен определить «правильную» капельку крови, только тогда. Но если тест делает пожилой диабетик, у которого дрожат руки, или вообще ребенок?

Эксперимент смотрите в видеосюжете. «Там нет защиты от дураков, а малейшая ошибка приводит к неточному анализу. И погрешности немаленькие», – сокрушается Спиридонов.

Сегодня общественная организация «Диабет» просит губернатора провести проверку и принять необходимые меры по условиям тендера и расходования целевых средств бюджета.

«Это преступление – приобретать самую дешевую и сомнительного качества диагностику, учитывая смертельный риск для больного. Конкурс должен быть не только по низкой цене, но и по качеству», – резюмирует Михаил.

Сами врачи, в свою очередь, о спорном аппарате говорят так: это «жигули» в диагностике, когда ездить можно, но не комфортно, это не иномарка.

Заведующая городским эндокринологическим консультационно-диагностическим центром Елена Фирсова отметила, что на приобретение диагностического оборудования Минздрав выделяет больным сахарным диабетом 25 миллионов рублей. «Этих денег хватает на приобретение глюкометров отечественного производства. «Саттелит плюс» – это единственное на сегодня российское диагностическое оборудование. Что могу сказать об этом глюкометре? Его главный минус в том, что, это дозозависимый глюкометр», – утверждает врач. По ее словам, для проведения диагностики с помощью «Сателлита» нужна большая капля крови. Следовательно, образуется более глубокая, долгозаживающая рана. Использование импортного оборудования менее травматично: капля крови требуется меньше, соответственно, прокол меньше. А учитывая то, что у больных первого типа анализ проводится несколько раз в день – этот аргумент довольно серьезный.

Кроме этого в «Сателлитах» довольно серьезный процент погрешности измерения: чем выше уровень сахара, тем больше процент погрешности. Но все упирается в цену – российские глюкометры в два раза дешевле.

«Понятно, что бюджет не безразмерен. При использовании импортного оборудования у больных диабетом было бы выше качество жизни, – признает врач. – Однако даже та диагностика, которую выделяют сегодня больным, не охватывает все нуждающиеся в ней группы населения. Думаю, что если бы сумма на диагностику увеличилась на 10 миллионов, импортное оборудование все равно бы не закупалось – расширился бы охват пациентов. Выход я вижу в дифференциации и правильной расстановке приоритетов. Скажем, больным второго типа, принимающим таблетированные препараты, вполне подходит «Сателлит». Им диагностика нужна лишь для коррекции. А тем, кому приходится делать анализы по нескольку раз в день – детям, беременным, больным, страдающим тяжелыми последствиями, было бы правильнее использовать импортное оборудование».

Кстати, те самые поправки в бюджет, согласно которым вместо 25 миллионов рублей на диагностику диабетикам было выделено 35,5 миллионов в год, внес депутат ЗС Пермского края Владимир Гребенюк. «Я настаивал на внесении этой поправки в бюджет специально для того, чтобы для всех больных диабетом закупалась импортная диагностика, – говорит депутат. – Этих средств как раз было бы достаточно: из Минздрава было запрошено технико-экономическое обоснование этой суммы. Почему из выделенных средств было потрачено лишь 25 миллионов, куда делись остальные деньги, лично мне не понятно. Чтобы получить ответ на этот вопрос, я буду делать запрос в Минздрав, а после, возможно, и в контрольно-счетную палату».

Между тем уже в сентябре текущего года начнутся слушания по новому проекту бюджета. «Я вновь буду настаивать на приобретении для пермяков, больных диабетом, импортной диагностики. Какие это будут деньги, сейчас сказать сложно. Возможно, с 2009 года изменилась и стоимость глюкометров, и количество больных», – подытожил депутат.

Источник: http://59.ru/news/433558.html