208 дней, 13 часов, 52 минуты

До всемирного дня диабета!

Сахарный диабет 1 типа у подростков

Как чрезмерно малые, так и чрезмерно большие дозы инсулина приводят к повышению сахара крови. Только при ежедневном многократном контроле гликемии и своевременной коррекции сахара крови можно правильно оценить и подобрать адекватную дозу инсулина.

У здоровых людей в крови всегда циркулирует небольшая концентрация инсулина, необходимая для постоянного поступления глюкозы в мышечные, жировые и печеночные клетки организма. После еды из желудочно-кишечного тракта в кровь поступает значительное количество глюкозы. Для ее утилизации бета-клетки  поджелудочной  железы дополнительно  вырабатывают необходимое  количество  инсулина.

Поэтому  для  эффективной инсулинотерапии важно максимально имитировать физиологическую секрецию инсулина.

С 80-х годов для имитации физиологической секреции инсулина у пациентов с сахарным диабетом 1 типа используется интенсифицированный или базис-болюсный режим введения препаратов инсулина.

Базис-болюсный режим предусматривает введение двух видов инсулина, разных по продолжительности действия. В качестве базиса используется длиннодействующий инсулин. Его постоянная небольшая концентрация в крови необходима для усвоения клетками глюкозы между приемами пищи и ночью. Болюс короткого по продолжительности действия инсулина перед каждым основным приемом пищи необходим для утилизации той глюкозы, которая поступает в кровь после еды. При введении болюсного инсулина важно добиться синхронизации пика активного действия инсулина с пиком всасывания глюкозы.

В конечном итоге все лечебные мероприятия при сахарном диабете направлены на предотвращение развития острых и хронических осложнений. В связи с этим стратегической целью и основным критерием эффективности инсулинотерапии у детей и подростков является отсутствие всех осложнений сахарного диабета.

У здорового подростка поджелудочная железа способна вырабатывать адекватное для этого периода жизни количество инсулина. У подростков с диабетом требуется повышение суточной дозы инсулина. Однако повышенная потребность в инсулине не единственная причина нестабильного течения заболевания, т.к. только повышение дозы инсулина у подростков, как правило, не улучшает течение заболевания.

Значительную роль в ухудшении течения заболевании играет, помимо дефицита инсулина, эмоциональная нестабильность подростка со склонностью к депрессивным состояниям. Этому факту (склонность к депрессивным состояниям) есть объяснение. Любой подросток вполне естественно стремится к самостоятельности, чтобы быть готовым к жизни взрослого человека. Как правило, окружающие, и даже близкие люди, не поддерживают его в этом стремлении. Отсутствие собственного опыта, откровенное непонимание и, следовательно, отсутствие поддержки и помощи окружающих нередко являются причиной неудач, которые случаются при попытке подростка в одиночку реализовать свое стремление к самостоятельности. В силу этого подросток теряет веру в свои возможности стать самостоятельным человеком. В этом основная причина частых депрессивных состояний и у здоровых подростков. Как правило, эти подростки нуждаются в психологической помощи.

У подростков, больных сахарным диабетом, причин для формирования депрессивного состояния значительно больше, а последствия этих состояний еще более серьезные. Чаще всего это случается у подростков с сахарным диабетом, которые заранее не были подготовлены к трудностям пубертатного периода и не обучены самостоятельно управлять своим диабетом на фоне свободного режима питания и физических нагрузок. В связи с этим они не умеют достигать целевых показателей компенсации заболевания и теряют веру в благоприятный исход заболевания. Такие подростки в еще большей степени нуждаются в психологической помощи, т.к. именно они чаще впадают в депрессию, а находясь в депрессивном состоянии, имеют очень низкий уро- вень мотивации на самоконтроль своего заболевания. Течение сахарного диабета в этих условиях катастрофически ухудшается. В подобных ситуациях больной нуждается в наблюдении не только эндокринолога, но и психолога, и, возможно, психиатра.

Нередко, не видя другого выхода из данной ситуации, подросток пытается заглушить чувство неудовлетворенности качеством жизни или даже свой страх за жизнь, употребляя алкоголь или наркотики. Конец данного пути у любого человека нам всем хорошо известен. У больного сахарным диабетом развязка наступает значительно быстрее. Прежде всего, алкоголь и наркотики резко ухудшают функциональное состояние печени. В то же время известно, что «здоровая» печень является непременным условием достижения стабильной компенсации сахарного диабета.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что каждый больной ребенок и его семья должны быть заранее ознакомлены с особенностями течения сахарного диабета на фоне пубертата, с причинами нестабильного течения заболевания и должны уметь справляться с трудностями данного периода. Тем более что риск развития сосудистых осложнений именно на фоне пубертата особенно велик. В связи с этим необходимо принять все возможные меры, чтобы не допустить «обвала» осложнений именно на этом этапе. Учитывая данное обстоятельство, необходимо, чтобы каждый подросток, начиная с препубертатного возраста, обучался принципам управления сахарным диабетом на фоне свободного режима питания и физических нагрузок, которые помогут ему достойно, без тяжелых последствий, пройти этап пубертата. Тем более что по окончании пубертатного периода течение сахарного диабета стабилизируется, легче достигается компенсация заболевания и, следовательно, угроза риска развития осложнений снижается.

В связи с этим очень важно каждому подростку войти во взрослую жизнь без тяжелых осложнений сахарного диабета.

Итак, с целью достижения благополучного течения заболевания в пубертатном периоде и в течение всей последующей жизни необходима система предварительной подготовки детей препубертатного возраста, больных сахарным диабетом, и членов их семьи к вступлению в пубертат. Все дети препубертатного возраста в результате обучения должны знать: 1.

Причины нестабильного течения сахарного диабета на фоне пубертата: 

  • низкая чувствительность к инсулину и 
  • высокая эмоциональная лабильность подростка.

Потребность  в инсулине на фоне пубертата возрастает. Суточная доза инсулина в этот период жизни составляет в среднем 1,0 ЕД/ кг/сут., а в период очень активного роста доза может повышаться до 1,2 ЕД/ кг/сут.

При выборе препаратов инсулина предпочтение следует отдавать аналогам инсулина. Эти препараты позволяют наиболее точно син- хронизировать прием пищи и физические нагрузки с действием инсулина.

Свободный режим питания и физических нагрузок, которые выбирают большинство подростков, предполагают высочайшую степень мотивации на проведение самоконтроля с целью поддержания стабильной компенсации заболевания в течение всего пубертатного периода. В связи с этим ко времени начала пубертата подросток после обучения должен уметь: 

  • свободно определять количество ХЕ в продуктах; 
  • рассчитать свой индивидуальный индекс соотношения инсулин/углеводы на период пубертата; 
  • управлять сахарным диабетом на фоне физических нагрузок.

Этот уровень умения позволит четко определиться с дозой инсулина перед приемом пищи и на фоне физических нагрузок.

Более того, подросток в этом возрасте должен четко определить свои жизненные принципы и, руководствуясь этими принципами, - свой путь в жизни. При этом следует помнить, что алкоголь и наркотики - это не выход из трудностей данного периода жизни. Это путь слабого человека, и этот путь приведет только к катастрофе.

Достойно прожить этот сложный период жизни подросток сможет только в том случае, если он выбрал путь активной полноценной жизни. На современном уровне наших возможностей в лечении и самоконтроле сахарного диабета это вполне решаемая задача. Необходимо лишь поставить перед собой цель: достойно пройти этот период жизни, приобрести определенные знания и умение пользоваться этими знаниями и сформировать такой характер, который поможет преодолеть все трудности и достичь этой цели.

Подросток должен понимать, что без поддержки близких любящих людей сделать это будет намного труднее. Даже очень сильные и независимые взрослые люди, как правило, нуждаются и в понимании, и в поддержке. Тем более в этом нуждаются все подростки, и в еще большей степени в этом нуждаются подростки, больные сахарным диабетом. Этим подросткам особенно опасно совершать необдуманные непоправимые ошибки. В этом плане опыт старшего поколения им просто необходим.

Самым главным источником поддержки и понимания у любого человека является его семья, реже - другие близкие по духу люди. В связи с этим очень важно, чтобы у подростка со всеми членами семьи сложились добрые и доверительные отношения. При этом подросток должен не просто принимать и даже ценить любовь окружающих, но и принимать активное участие в формировании такого рода отношений. Такие отношения не формируются в один день. Для этого необходимо время, усилия и понимание важности конечной цели - доверительных отношений - обеими сторонами. В сложных случаях может понадобиться помощь психолога.

Итак, у подростка на современном уровне наших терапевтических возможностей есть все условия для того, чтобы успешно пройти период пубертата и с хорошими результатами вступить во взрослую жизнь без осложнений, характерных для нестабильного течения сахарного диабета.

Однако для этого необходимо активное и грамотное участие самого подростка в лечебном процессе. Он должен в совершенстве владеть системой управления сахарным диабетом и постоянно иметь целевые значения гликемии и гликированного гемоглобина при нормальном уровне суточной вариабельности гликемии. В этом случае подростку гарантировано высокое качество жизни и, следовательно, долгая и активная жизнь.