204 дней, 15 часов, 23 минуты

До всемирного дня диабета!

Антибиотики: защищаем печень и не только

Антибиотики: защищаем печень и не только
7494
1

 Эффективность антибиотикотерапии определяется соотношением ее результативности и безопасности. В принципе фармспециалист своими рекомендациями и консультациями может положительно повлиять на оба этих параметра лечения. Например, подробно проинформировав о важнейших правилах приема тех или иных антибиотиков, он может оградить пациента от ошибок, ведущих к снижению терапевтического действия этой группы ЛС. И все же в большей степени «первостольник» властен над безопасностью антибиотикотерапии. Общеизвестно, что наряду с несомненной пользой, антибактериальные препараты зачастую вызывают ряд негативных последствий для организма больного, которые в идеале необходимо предотвратить. Увы, но как показывает опыт, врачи отнюдь не всегда уделяют должное внимание этой стороне лечения. В подобной ситуации позаботиться о повышении безопасности лечения призван провизор, в распоряжении которого есть широкий круг безрецептурных средств,  уменьшающих наиболее частые «издержки» от приема антибиотиков.

Защита печени

К сожалению, многие антибиотики обладают отрицательным действием на печень. Наиболее опасны в этом плане такие группы антибактериальных средств, как тетрациклины (доксициклин, тетрациклин и др.), аминогликозиды (гентамицин, канамицицин, стрептомицин и др.), противотуберкулезные препараты (изониазид, фтивазид, пиразинамид и др.). Исключать риск негативного влияния на печень других антибиотиков также нельзя, особенно если вспомнить, что практически все они метаболизируются с участием главного фильтра человеческого организма. Наиболее актуальной проблема защиты печени становится в тех случаях, когда у пациента изначально имеются «неполадки» в работе этого органа. Речь здесь даже не столько о пациентах с гепатологическими заболеваниями (им, как правило, врачи любые препараты назначают крайне осмотрительно), сколько о «скрытых группах риска» — людях, систематически принимающих другие группы лекарств с гепатотоксическим потенциалом (НПВП, гормоны, антидепрессанты, антигипертензивные ЛС), склонных к перееданию, полноте, частому употреблению крепких напитков.

В свете вышесказанного более чем уместной рекомендацией со стороны провизора в дополнение практически к любому антибиотику может быть параллельный прием гепатопротекторов. Наиболее предпочтительными при этом считаются препараты на основе эссенциальных компонентов, которые постоянно присутствуют в организме человека. В этой категории хорошо зарекомендовал себя препарат Гепагард, сочетающий в своем составе эссенциальные фосфолипиды (ЭФЛ – 280 мг в каждой капсуле) и витамин E. ЭФЛ как естественные компоненты клеточной мембраны гепатоцитов укрепляют их фосфолипидный бислой, препятствуя тем самым деструктивному влиянию антибиотиков на печень. Если же повреждения печени уже имеют место, ЭФЛ «залатывают» микродефекты в мембранах, способствуя восстановлению нормального морфологического и функционального состояния гепатоцитов. Витамин E в составе Гепагарда при этом образует вторую линию защиты: обладая мощным антиоксидантным действием, он дополнительно оберегает клетки от повреждающего действия свободных радикалов.

Союзники полезной микрофлоры 

С учетом того что многие антибиотики в процессе своего действия «без разбора» подавляют (или уничтожают) не только «плохие», но и «хорошие» бактерии, традиционным фактором риска, сопутствующим их приему, является дисбиоз. Наиболее высока угроза развития этого состояния в случае назначения пациенту длительного курса антибиотикотерапии, а также при применении цефалоспоринов III-IV поколений (цефиксим, цефтибутен и др.), которые нередко на короткий срок вызывают «тотальную зачистку» кишечной микрофлоры (т.н. «стерильный кишечник»).

В целях предотвращения дисбиоза в первую очередь используются средства-пробиотики, компенсирующие боевые потери полезных микроорганизмов. Правда, при выборе соответствующего препарата пациенту необходимо помнить, что не все из них совместимы с антибиотиками. К примеру, эубиотическая активность таких препаратов, как Бифидумбактерин, Пробифор, Бификол, Флорин Форте, при параллельном приеме с антибиотиками ощутимо снижается. Вследствие этого перечисленные средства используются главным образом не для профилактики, а для лечения дисбиоза после завершения курса антибиотикотерапии.

К пробиотикам, не подверженным дезактивирующему влиянию антибактериальных препаратов, относятся такие препараты, как Линекс, Бифиформ, Лактобактерин. Здесь при выборе конкретного наименования для пациента определенное значение имеет такой критерий, как состав полезных микроорганизмов в том или ином препарате. Например, Лактобактерин (порошок) содержит только лактобактерии L. Acidophilus, Бифиформ – бифидобактерии B. longum и энтерококки Ent. Faecium, Линекс – комбинацию бифидо-, лактобактерий и энтерококков (B. Infantis, L. Acidophilus, Ent. Faecium).

В целях создания благоприятных условий для поддержания жизнедеятельности и размножения бактерий в дополнение к пробиотикам можно также порекомендовать пребиотики. Среди БАД к пище, используемых для профилактики дисбиотических расстройств, можно назвать источники фруктоолигосахаридов и инулина (ЖКТ Транзит Пребиотик), пектина (Пектовит), лактулозы (Лактусан), арабиногалактана (ВитаЛАГ). Из лекарственных препаратов как для предотвращения нарушений кишечного биоценоза, так и его быстрого восстановления применяются такие пребиотики, как Хилак Форте (смесь продуктов обмена лактобактерий, кишечной палочки и Str. Faecalis), Дюфалак (лактулоза). Добавим также, что ряд профилактических БАД к пище содержат одновременно про- и пребиотики (Флорадофилус, Биовестин-лакто, Йогулакт и др.).

Противогрибковая охрана 

При длительных и интенсивных курсах приема антибиотиков, особенно у больных с ослабленным иммунитетом, достаточно велик риск активизации на почве дисбиоза условно-патогенных грибов (Candida и др.), постоянно обитающих в кишечнике, и как следствие — и грибковых поражений слизистых оболочек. Еще сравнительно недавно для профилактики этого осложнения указанным группам пациентов врачи назначали «старый добрый» нистатин. Однако в связи с крайне невысокой эффективностью этого ЛС в последние годы приоритет сместился в сторону более современных антимикотиков в частности, препаратов флуконазола (Дифлюкан, Микосист, Флюкостат). Надо заметить, что, несмотря на безрецептурный статус указанных средств, их назначение все же должен осуществлять врач, т.к. в зависимости от индивидуальных особенностей пациента режим приема флуконазола может существенно варьировать. Вместе с тем и провизор может внести свой посильный вклад в этот аспект терапии: например, если больному, собирающемуся пройти продолжительный курс лечения антибиотиками, противогрибковые средства не назначены, «первостольнику» не лишне проинформировать его о возможной целесообразности приема антимикотиков и посоветовать обратиться к врачу за подробной консультацией. Это, во-первых, повысит профессиональный имидж фармспециалиста в глазах посетителя, а во-вторых, наверняка обернется для аптеки «отдаленной выгодой». Ведь если после консультации больного с врачом выяснится, что противогрибковый препарат действительно необходим, то пациент с высокой долей вероятности придет за этим лекарством именно в ту аптеку, где ему дали столь ценную «подсказку».

Противоаллергическое прикрытие 

Наконец, нельзя не указать и на такую «скрытую угрозу» антибиотикотерапии, как риск развития аллергии на их введение в организм. Наибольшую опасность с этой точки зрения представляют пенициллины и цефалоспорины, имеющие достаточно высокий «аллергенный потенциал». Возможно, кто-то здесь скажет, что перед назначением терапии врач должен провести пробу на чувствительность организма к тому или иному антибиотику. Конечно, в ряде случаев такие пробы проводятся, однако, увы, в большинстве случаев антибактериальные препараты назначаются эмпирически. Особенно остро вопрос о возможной аллергии стоит тогда, когда определенный антибиотик назначен пациенту впервые.

Итак, в целях десенсибилизации организма к антибиотикам, подавления потенциальных аллергических «эксцессов» провизору никогда не лишне будет посоветовать пациенту использовать «антигистаминное прикрытие», тем более, что большинство H1-гистаминоблокаторов разрешены к отпуску без рецепта. Выбор конкретного препарата должен осуществляться в зависимости от предпочтений пациента касательно частоты приема ЛС, предполагаемого ритма и образа жизни во время курса фармакотерапии, платежеспособности покупателя и, конечно, с учетом противопоказаний. Например, если пациент предпочитает разовый прием лекарства в течение суток, ему можно порекомендовать длительно действующие антигистаминные ЛС нового поколения – Эриус, Кестин, Ксизал, Зиртек. Те же препараты выходят на первый план, если посетитель планирует даже во время лечения вести активную деловую деятельность, если он постоянно находится за рулем. Причина – минимальная выраженность у них седативных эффектов в сравнении со старыми H1-гистаминоблокаторами (Супрастин, Тавегил, Диазолин). Если же пациент собирается лечиться дома, в покое, ему вполне могут подойти и средства I поколения, более доступные по цене. Как бы то ни было, главное донести до покупателя, что «береженого бог бережет». В том числе и от возможных издержек антибиотикотерапии.

Источник: http://pharmapractice.ru/52231#more-52231