204 дней, 11 часов, 28 минуты

До всемирного дня диабета!

Бегом от диабета (записки диабетика)

Юрий Федулов участвовал в московском этапе эстафеты Олимпийского огня (2004 года). От прочих любителей бега (в том числе марафонов) 43-летнего инженера из Москвы отличает одно: он серьезно болен. У него сахарный диабет, болезнь, которую современная медицина не в состоянии победить. Юрия Федулова не устроила жизнь покорного потребителя инсулина, он стал бороться с диабетом самостоятельно. И добился больших успехов. Сегодня мы предоставляем слово человеку, который не сдался на милость болезни. Принимайте эстафету

Как я заболел

С чего все началось и чем чуть не закончилось.

О сахарном диабете знаю с детства, так как многие родственники по отцовской и материнской линии страдают этим недугом, а некоторых из них эта болезнь привела к гибели.

Несмотря на дурную наследственность, я и в мыслях не допускал, что пополню печальный список инсулинозависимых диабетиков, в связи с чем не предпринимал никаких усилий для того, чтобы этого не случилось. Безмерно поглощал жирное и сладкое, в том числе и в сочетании с алкогольными напитками, которые, особенно во время студенческой юности, мягко говоря, не отличались высоким качеством.

Летом 1993 г. у меня появились первые симптомы диабета: запах ацетона изо рта, сахар в моче, частые мочеиспускания перед сном и во время сна. К весне 1995 г. потеря веса составила 34 кг (он снизился со 105 до 71 кг), а ближе к Новому году начались судороги ног и их нестерпимый озноб.

К врачу я обратился только в конце октября 1996 г. Результаты лабораторных анализов, проведенных в поликлинике по месту жительства, подтвердили предположение врачей: это сахарный диабет.

После безрезультатных попыток использования различных таблеток я был окончательно переведен в разряд инсулинозависимых диабетиков и стал колоть себе 18 и 10 единиц "длинного" инсулина и по 6 единиц три раза в день "короткого" инсулина. Однако эта терапия не давала ощутимых успехов, из-за чего в августе 1997 г. пришлось лечь в больницу, где была скорректирована доза "длинного" инсулина (16 и 10 единиц, доза "короткого" инсулина осталась прежней) и при больничном питании был стабилизирован уровень сахара в крови, значения которого в течение дня сохранялись на уровне 6-8,5 mmol/l, ацетон и сахар в моче пропали (по медицинской выписке). Была дана рекомендация по переводу меня на шприц-ручку.

Пользы от пребывания в больнице было мало, стоило мне вернуться к обычной жизни, как все усилия медиков пошли насмарку. Уровень сахара в крови опять стал расти, появились ацетон и сахар в моче, кроме того, через месяц полностью пропала потенция, которая отсутствует до сих пор (поэтому, граждане, делайте все вовремя, не тяните до последнего). Все это случилось во многом из-за неправильного питания, так как инсулинозависимый диабетик должен питаться шесть раз в день, а не три, как делал я, но это выяснилось лишь тогда, когда меня за ручку отвели к тете-доктору. Мне установили новую дозу "длинного" инсулина (10 и 10 единиц), и я почувствовал себя лучше.

Однако двигательные функции были сильно ограничены (я ходил, как старый дед) и никак не восстанавливались, по ночам сильно мерзли ноги и их сводило судорогой. Вес 71 кг при росте 190 см. Кошмар! Как говорил Шарик в известном детском произведении: "То лапы ломит, то хвост отваливается". Ну хоть ложись и помирай. Хорошо, что память не отказала.

И тут я вспомнил, что когда-то занимался греблей и во время пика болезни получал облегчение после редких лыжных прогулок.

"А что, если?" - подумал я и купил себе велосипед, потому как сразу заняться, например, бегом не было сил ни физических, ни моральных (какой бег, когда ветром сдувает).

Первый же выезд на природу привел меня в неописуемый восторг. Разогнался я по Ярославскому шоссе так, что близко живущие собаки даже не успели залаять, а внутренний голос сказал: "Могем!"

Вышеописанное событие произошло в апреле 1998 г.

О, спорт, ты лекарь...

I этап. Апрель 1998 г. - июнь 1999 г. Если бы не велосипед?!

Это начало и период интенсивного увлечения велотуризмом. Занятия проходили даже зимой, в результате чего первый велосипед был полностью разбит, а я стал похож на нормального молодого мужчину (вес стал 84-86 кг), которому даже давали меньше лет, чем было на самом деле.

II этап. Июнь 1999 г. - август 1999 г. Временный кризис. Не надо "технику ломать".

Самое неудачное время в моей новой спортивной карьере. Потеряв возможность заниматься велосипедом в связи с его безвременной поломкой, не смог сразу найти ему замену. Пробовал ходить пешком на работу и с работы (45 минут туда и 45 минут обратно), но замена оказалась неполноценной. Стал расти вес (достиг 96 кг), поплыл уровень сахара в крови. Причем утренний уровень был в норме. Причина оказалась в том, что при увеличении веса тела нужно было повысить дозу "длинного" инсулина как утреннюю, так и ночную. Но я пошел иным путем. Решил бегать.

Ill этап. Август 1999 г. - декабрь 1999 г. Необходимо чем-то заняться. Выход один - бег.

Начало карьеры бегуна на длинные дистанции. За короткое время (примерно 2 месяца) был достигнут физический уровень Федулова в возрасте 25 лет. К октябрю я мог безостановочно бежать около 2,5 часа по сильнопересеченной местности. В это время заметил, что серьезная физическая нагрузка компенсирует даже очень высокий уровень сахара в крови (19-23 единицы), который был обусловлен не соответствующей весу дозой "длинного" инсулина и неумеренным употреблением во время второго завтрака сочников. После интенсивной физической нагрузки уровень сахара падал до нормальных значений (4,5-10 mmol/l), причем при изначально высоком сахаре облегчение наступало через 15-20 минут после начала занятий. Кроме того, если тренировка (такое мероприятие иначе не назовешь) проводилась через час после ужина перед последним приемом пищи, то очень часто наступал гипогликемический приступ, уровень сахара в крови падал до значений 1,5-2 mmol/l (по ощущениям). Было неприятно, но я, собрав волю в кулак и несколько сбавив темп, продолжал бег. Приблизительно через 10-15 минут приступ прекращался, причем скачкообразного возрастания уровня сахара не наблюдалось. Домашние измерения показывали 3,5-7,5 mmol/l. Тогда было не до анализа ситуации. Хотелось скорее избавиться от неприятных ощущений, добежать до дома, поесть и лечь спать.

IV этап. Декабрь 1999г. - июль 2001 г.

Лыжи! Только лыжи!!! Переход к гибким схемам инъекций. Спорт - радикальное средство от лишней глюкозы в крови, которая появляется после пьянства и обжорства.

Именно тогда у меня возникло страстное увлечение лыжным спортом, которое не проходит до сих пор. Были приобретены суперфирменные экипировка и инвентарь, освоен коньковый ход. Занятия проходили каждый день. Высокий уровень сахара компенсировался даже быстрее. Это происходило как за счет более интенсивной нагрузки, так и за счет эмоционального подъема. Было замечено, что даже при высоком сахаре (15-18 mmol/l) в результате непонятных причин может наступить приступ гипогликемии. Именно во время длительных лыжных тренировок, проводимых после второго завтрака и до обеда (с 10 до 13 часов), примерно через 30 минут могло слегка "тряхануть", особенно если уровень утреннего сахара был порядка 4,5-6 mmol/l, утренние инъекции "длинного" и "короткого" инсулина не были разнесены по времени, если занятия проводились раньше чем через 1,5 часа после второго завтрака и начинались в высоком темпе.

Зимой - лыжи, а летом - велосипед. Для меня это лучшее лекарство.

К началу лета 2001 г. на своем "железном" коне я мог провести 3-4 часа, упорно гоня по трассе, изобилующей кочками, корнями, подъемами и спусками, уходя от внезапно возникающих на пути деревьев, падая в лужи, пугая своим видом гуляющих в парке людей. Открытие, которое я тогда сделал, больше всего удивило меня самого: занятия велосипедом, как бы долго, в каком темпе и в каких бы условиях они ни проводились, не давали приступов. Ни падения, ни травмы не останавливали меня в моем стремлении к физическому совершенству. Именно в это время "мы" по категорическому требованию тети-доктора прекратили трескать во время второго завтрака сладкие коржики и повысили дозу "длинного" инсулина до 16-18 единиц утром и 12-14 единиц на ночь и вообще стали применять гибкую схему инъекций, которая определялась состоянием здоровья (болею гриппом или нет), режимом жизни (занимаюсь спортом или нет), интенсивностью питания (во время шумных застолий и других злоупотреблений доза инъекций зависит от длительности проходящего мероприятия, вида употребляемых продуктов, количества съеденного и выпитого). Именно этот период ознаменован первым опытом использования физической нагрузки в качестве средства восстановления после периода неумеренного употребления алкоголя и сладкого.

А произошло это так. После чрезмерных злоупотреблений спиртным и кондитерским на 10-летнем юбилее "родной фирмы" я почувствовал нарастающую сухость во рту. Дело дошло до того, что дыхание через носоглотку стало затруднительным. Причем в процессе чревоугодия я сделал две инъекции по 8 единиц "актропида" с интервалом 3 часа. Результат оказался нулевым. Зато 20 км на лыжах, пройденные в хорошем темпе, благо погода позволяла, выветрили не только хмель, но и лишний сахар. Последующие измерения показали уровень 0% в моче (тест-полоски на кровь тогда кончились), то есть, исходя из прежних аналогий, уровень сахара в крови был меньше 7,5 mmol/l. Правда, такие опыты не рекомендуется проводить нетренированным людям.

V этап. Июль 2001 г. - 26 апреля 2002 г. Новое увлечение. Добегался! Состояние "мышечного голода".

У меня появились лыжероллеры - новое увлечение.

Лыжи на колесиках - очень увлекательное, но тяжелое занятие. Лыжники-профессионалы в межсезонье поддерживают с их помощью свой технический уровень, и не более. Зато сколько эмоций вызывает у окружающих человек, идущий летом на "лыжах" по асфальту!

Итак, я впрягся как следует. Через месяц после начала занятий проходил до 20 км, через два - уже около 30 км. Объем недельной нагрузки выглядел следующим образом: 10 км - 4 раза в неделю; 20 км - 2 раза в неделю; около 30 км - 1 раз в неделю (расстояния оценены по времени прохождения дистанции).

Бег отошел на второй план. На первом - до первого устойчиво выпавшего снега были только лыжероллеры. Занимаясь ими, я заметил, что слишком резкое начало тренировки при нормальном уровне сахара в крови через 15-20 минут приводило либо к легкому приступу, с которым приходилось бороться, упорно и настойчиво продвигаясь вперед, либо к состоянию, близкому к приступу. Утренние занятия по выходным, как и похожие по условиям лыжные тренировки, описанные выше, очень часто через 20-30 минут приводили к приступам. (Позже, при внимательном анализе, данное явление было замечено и во время занятий бегом.)

Именно в этот промежуток времени я "добегался" до состояния "мышечного голода". Первый раз - на лыжах (за 2 дня пройдено около 60 км по первому снегу), второй раз - на роллерах (примерно на 33-м км дистанции). Чем отличается состояние "мышечного голода" от приступа гипогликемии, будет описано в следующем номере. Особых последствий не почувствовал, если не считать полученного вскоре гриппа. Дополнительного питания не было, однако в обоих случаях после 10-минутного отдыха я уже мог идти (а идти надо было минут 30), и дошел - не помер. На следующий день спокойно продолжал свое движение к спортивным вершинам. Зимний сезон был скомкан из-за гриппа и малого количества снега, который растаял уже в начале марта. Грипп протекал тяжело, однако после того, как температура стала нормальной, я восстановился очень быстро и через 2 дня уже летал на лыжах в обычном режиме. Объем недельной лыжной нагрузки выглядел следующим образом: 15 км - 5 раз в неделю (коньковый ход); 25 км - 1 раз в неделю (коньковый ход); 30 км - 1 раз в неделю (классический ход). Быстрому восстановлению способствовали регулярные занятия спортом.

VI этап. 27 апреля - 12 октября 2002 г. Посещение Италии и Греции. Летняя засуха и производственные неприятности. Занятия спортом в сочетании с курением, в условиях летней жары, задымления и нервного стресса. Новое восприятие мира. Опыт первого марафона. "Голубая мечта розового ослика".

Теперь обо всем по порядку.

Об Италии и Греции можно говорить бесконечно. Благоговение перед величием древних греков и римлян у меня с детства. Но прочитанное меркнет перед увиденным. Как только я очутился в Риме, то сразу стал его частью (про Афины я скажу то же самое). Глядя на творения рук человеческих, начинаешь осознавать бренность мира.

Именно здесь, в Риме, я понял, что все вокруг - мелочи жизни, а посещение Афин еще больше утвердило меня в этом мнении, и я решил, что надо постараться не принимать близко к сердцу сегодняшние проблемы, нашу действительность.

Между путешествиями в Италию и Грецию было тяжелое засушливое лето, полное испытаний и неприятностей. Для снятия стресса, возникшего из-за безмозглого руководства моего бывшего друга и нынешнего начальника, я начал курить. Однако занятия спортом не прекращались даже в дни сильного задымления города, вызванного торфяными пожарами. Курение, как ни странно, не повлияло на уровень спортивной формы. Оно только дало толчок к рецидиву ночных спазм ног. Даже увеличение дозы инъекций актропида до 9 единиц было, скорее всего, вызвано экстремальными погодными условиями лета 2002 г.

В это же время "производственная деятельность" в авральном режиме дважды доводила меня практически до полуобморочного состояния: пришлось задержаться на "производстве" сначала до 22 часов, а через два дня до 24 часов, без возможности уколоться и поесть (сахар доходил до 28 mmol/l). Но, к моему удивлению, в обоих случаях стрессовая реакция была быстро погашена "китайской гимнастикой", которой меня научила тетя-доктор, а уровень сахара в крови был к утру доведен до 11,5 mmol/l дозой актропида в 10 единиц и окончательно скомпенсирован к концу следующего дня с помощью обычных для жары доз инъекций инсулина (18 и 14 - "длинного" и 3 х 9 - "короткого") и обычной по длительности и темпу пробежкой. Да, движение - это жизнь.

Курить же я бросил вот по какой причине (да я, в общем-то, только баловался). В Грецию я поехал не только для того, чтобы "прикоснуться" и "увидеть", но проверить себя, пробежав настоящий легендарный марафон - дистанцию от городка Марафон до Афин.

Забег произошел 8 октября 2002 г. Приготовил я все: и особые кроссовки; и форму в цветах нашего национального флага и с надлежащими надписями на русском языке - все должны видеть, что бежит представитель России; и специальную сумку для питания и сока, которая только мешалась; и фотоаппарат для съемки маленького фоторепортажа. Готово было все, кроме меня самого.

Хотелось вбежать в Афины триумфатором. Но незнание рельефа местности, 30-градусная жара и, самое главное десятидневный перерыв в занятиях спортом в сочетании с нарушениями спортивного режима не позволили осуществить задуманное до конца. Почему? Потому что около 22-25 км я все-таки пробежал, а остальное расстояние прошел пешком. Бросил потому, что понял: больше не могу. Испугавшись приступа гипогликемии во время пешеходной части, наелся фруктов и молока со сдобным хлебом, чем, судя по появившейся сухости во рту, поднял уровень сахара в крови, но длительная ходьба в плотном темпе полностью компенсировала этот негативный процесс. Ничего не осталось, кроме усталости. Весь путь занял 6 часов 30 минут, из них 2,5 часа - бег, 4 часа - ходьба.

Данный факт косвенно подтвердил мою догадку: чтобы добиться понижения уровня сахара в крови с помощью ходьбы, надо проходить дистанцию в хорошем темпе. Почему подтверждение косвенное? Потому что слишком долго пришлось идти, да и сухость во рту могла быть вызвана обезвоживанием организма. Ведь общее состояние перед прекращением бега было близко к состоянию "мышечного голода", которое в том числе характеризуется и обезвоживанием организма. До этого у меня был опыт длительной ходьбы при высоком сахаре, и принес он тот же результат, что и при беге. При прохождении одинакового расстояния 8 км соотношение времени ходьбы ко времени бега получилось менее чем 1:2. При соотношениях меньших (например, 1:3, правда, на расстоянии 5 км) эффекта не было. Правомочность вывода требует дополнительных исследований в различных условиях.

С досады бросил снимать фоторепортаж. То, что получилось, останется как память о своей самоуверенности.

Неудачная попытка породила у спортсмена-диабетика Федулова мечту о кругосветном путешествии на велосипеде по всем континентам.

Возвратимся к афинским событиям. В предпоследний день пребывания в Греции пришлось повторить неудавшийся забег. Взяв с собой минимум вещей, не отвлекаясь на фотосъемку, я немногим более чем за 4,5 часа достиг поставленной цели - пробежал классический марафон по исторической трассе.

VII этап. "Турне четырех городов". Когда вернулся из Греции, то подумал: "А что, если подобные пробеги осуществить в "трех Римах": в Москве, Стамбуле и вечном городе?" Прибавив их к уже покоренной дистанции в Греции, получим "турне четырех городов".

Теперь перечислю, какие дистанции вошли в данное турне.

В Афинах - уже описанный выше классический марафон. В Москве - по периметру бывшего "Камер-Коллежского вала". Забег был проведен 24 ноября 2002 г. Стартовал на Семеновской площади, далее пробег проходил по улицам Измайловский вал, Преображенский вал, Богородский вал, Олений вал, Сокольнический вал, Сущевский вал, Бутырский вал, Грузинский вал, Пресненский вал, по набережной до "Лужников", потом вдоль "Лужников" и по Хамовническому валу до Фрунзенской набережной, далее - до пешеходного моста, через мост и парк до Шаболовки по Серпуховскому валу через Автозаводский мост, дворами до Пролетарки, а там вдоль Рогожского, Золоторожского, Госпитального и Семеновского валов, финишировал на Семеновской площади. Весь путь занял 5 часов 45 минут. Во время пробега подкармливался глюкозой. Уровень сахара в крови после забега составил 5,6 mmol/l.

В Стамбуле - вдоль крепостной стены города и по берегу Босфора от Мраморного до Черного моря. Вокруг крепости бежал 6 января 2003 г. Пробежал за 1 час 50 минут.

По берегу Босфора - 7 января 2003 г. Пробежал от моря до моря за 4 часа 32 минуты.

В Риме - забег вокруг крепостной стены - за 2 часа 45 минут.

Забег от Форума, через ворота "Пирамида" по трассе "Улица Христофора Колумба" до города Остия на берегу Тирренского моря - за 4 часа 15 минут.

От Форума через ворота Сан-Себастьяно по Аппиевой дороге до усыпальницы Цецилии Метеллы и обратно до Форума - за 1 час 50 минут.

VIII этап. Летний сезон 2003 г. Зимний сезон 2003/2004 г.

Летний сезон 2003 г. оказался не очень удачным. Хотелось проехать на велосипеде вокруг Москвы по трассе А-107 (по "бетонке") - 335 км. Не получилось из-за аллергии, которая у меня на никотин. Дело в том, что наши производственные помещения насквозь прокурены. Пока я находил противоядие, кончилось лето. Перенесем сей подвиг на будущее. Зато зимний сезон выдался на славу. Лыжная программа полностью выполнена.

Уже в марте решил проверить себя по лыжной олимпийской программе. Правда, упустил погоду, и пришлось последние дистанции проходить по слякоти.

За 6 дней были преодолены следующие дистанции: 30 км - классическим ходом; 15 км - коньковым; 30 км - дубль (15 км "коньком" + 15 классикой); 15 км - классика; 20 км - "конек"; 10 км - классика; 50 км - "конек" (4 часа 32 минуты).

Время засек только на 50 км. На данном этапе подготовки стояла задача: в плотном графике пройти вышеперечисленные дистанции.

Источник: http://www.nazdor.ru/topics/improvement/treatment/current/449013/