208 дней, 17 часов, 4 минуты

До всемирного дня диабета!

Диагрань: Во взрослую жизнь — без осложнений

ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ —

БЕЗ ОСЛОЖНЕНИЙ

С главным детским эндокринологом Западного округа столицы Т.Б.Квашниной-Самариной читатели «ДиаНовостей» хорошо знакомы. Несколько лет назад в этом административном округе на базе детской поликлинике №131 в Раменках открылось первое в городе окружное диагностическое отделение для детей с сахарным диабетом. Собравшиеся по этому случаю гости: работники здравоохранения и врачи были единодушны — такие лечебные учреждения необходимы каждому округу. И опыт первых же месяцев работы отделения это подтвердил.

Быть первыми всегда трудно. И надо ли говорить о высоком профессионализме, настойчивости доктора Квашниной-Самариной, поступками которой всегда движет любовь и сострадание к детям, желание им помочь, которые позволили ей так упорно добиваться открытия первого специализированного отделения и, возглавив его, организовать его работу. Потом такие же отделения открылись еще в двух округах Москвы. А осенью прошлого года Департамент здравоохранения города издал долгожданный приказ №400 о создании детских эндокринологических отделений во всех округах города.

И вот мы вновь беседуем с Т.Б.Кваш-ниной-Самариной, стоявшей у истоков этой истории.

- Вы можете нас поздравить, — начала она разговор. — Не так давно мы справили новоселье. Удалось в два раза увеличить площадь отделения. Всё отремонтировали, оснастили новой мебелью и самое важное — получили новую современную аппаратуру. В июле ждем замечательный ультразвуковой аппарат с цветной камерой, дуплером для сканирования щитовидной железы и внутренних органов. Будет у нас и специальная аппаратура для исследования сосудов глазного дна, и, конечно, электронейромиограф (мечта всех детских эндокринологов). Он может распознавать самые-самые начальные признаки дистальной полинейропатии, одного из наиболее частых первичных осложнений СД.

Теперь у нас есть также свой кабинет экспресс-диагностики, где мы определяем гликированный гемоглобин, делаем анализ МАУ (микроальбуминурия), смотрим липидный профиль, причем, что очень важно для маленьких пациентов, аппаратура позволяет обходиться без забора крови из вены. И еще, в ближайшее время прибудет денситометр, который поможет выявлять первые признаки остеопороза.

Всё это современное замечательное оборудование помогает врачам решать главную задачу — выявлять, профилактировать и лечить ранние осложнения СД.

Хочу упомянуть о дневном стационаре — новое большое помещение позволило его открыть. В этом стационаре ребята проводят, как правило, один-два дня. Родители приносят с собой еду — в столовой холодильник, микроволновка. Ребятам здесь есть, где поиграть и отдохнуть. За полтора-два дня они спокойно проходят все необходимые обследования.

Было бы несправедливым не поблагодарить главного детского эндокринолога Москвы О. В. Духареву и главного эндокринолога столицы М.Б.Анциферова. Они сделали очень много для того, чтобы приказ №400 увидел свет — и чтобы окружные отделения могли стать центрами для оказания помощи детям с СД на самом высоком уровне.

- Татьяна Борисовна, насколько я помню, вы всегда беспокоились о том, что в отделении не хватает врачей?

- Наконец-то могу сказать: проблема решена, к нам пришли молодые кадры. Когда начинали, было всего два доктора. Сегодня в отделении их семь. Энергичные, открытые новым знаниям, очень заинтересованные, двое из них учатся в аспирантуре — признаюсь, работать с ними — удовольствие. Но, не без капли дёгтя: на всё отделение одна медицинская сестра. Средний медперсонал по-прежнему в дефиците.

Естественно, теперь у нас увеличился объём работы. Практически все дети и подростки с сахарным диабетом, проживающие в округе, обследуются, наблюдаются и лечатся у нас в Раменках. Сегодня здесь для этого есть все возможности.

- А какая же роль отведена районным поликлиникам?

- Они помогают нашим специалистам определить «группу риска», так как именно в поликлиниках сосредоточены сведения о ребятах, проживающих в районе. В анамнезе каждого из них есть информация о заболеваниях родителей, братьев, сестёр и других ближайших родственников.

А наши доктора раз в неделю ведут приём непосредственно в детских поликлиниках. Их задача — обследовать и не пропустить эндокринную патологию (касающуюся не только нарушений углеводного обмена) у всех ребят и подростков, входящих в «группу риска». Потом их поставят на учет в нашем отделении, проведут полное детальное обследование, и если предполагаемый диагноз подтвердится, назначат лечение.

К «группе риска» относятся все дети, в семье которых есть случаи заболевания сахарным диабетом, особенно типа 1. В неё входят также ребята с избыточным весом, с ожирением — увы, число их растет. Для их обследования мы разработали специальную программу. Она включает в себя и мониторинг, который у многих выявляет нарушения со стороны углеводного обмена. Диагноз, как правило, — взрослый диабет типа 2. Сегодня он решительно молодеет.

Наша политика по профилактике самых различных эндокринных патологий стала, если хотите, более «агрессивной». Врачи отделения в обязательном порядке осматривают всех ребят в детских садах и школах округа. И представьте себе, у 30% детей и подростков эти профилактические осмотры выявляют ту или иную патологию эндокринной системы. Не так давно мы начали обследовать годовалых малышей — диабет «атакует» совсем маленьких деток. Причём его течение у них крайне тяжёлое. Поплакал ребенок — малыш есть малыш — уровень сахара сразу поднимается. С ними все гораздо сложнее, чем с ребятами постарше, компенсировать их трудно. Родители 10-12 раз в сутки, а то и чаще вынуждены измерять уровень сахара. И как вспомнишь исколотые пальчики, такие малюсенькие, столько страданий…

- Татьяна Борисовна, первичная заболеваемость СД продолжает расти?

- В Западном округе проживают примерно 170,5 тысяч детей и подростков. 162 из них, почти 1%, больны сахарным диабетом типа 1, а на постоянном учете в нашем отделении 3500 детей с самыми разными патологиями, в том числе и с задержкой роста. Не могу сказать, чтобы ежегодный «прирост» первичного выявления СД шёл постоянно вверх. Заболеваемость, действительно, увеличивается. Но как-то волнообразно. В 2006 году, скажем, вновь заболевших было 23 ребёнка, а за весь 2007 год — 14. Вот то, что диабет «рвется» к самым маленьким и то, что «взрослым» диабетом типа 2 всё чаще заболевают дети — это однозначно. Словом, мы не исключение, те же тенденции, что и во всём мире.

- Как работает ваша «школа диабета»? Родители ходят заниматься добровольно или добровольно-принудительно?

- Попасть на её занятия стремятся даже «чужие» взрослые и наши бывшие пациенты. «Сарафанное радио», как вы знаете, может быть сильнее любой рекламы. Но надо сказать, что мы приложили определённые усилия и кое-что перестроили в работе «школы». Раньше за неё отвечал постоянно один врач, он же и проводил занятия. Теперь в «школе диабета» преподают все семь докторов. У каждого есть своя тема, что позволяет детально подготовится к вопросам родителей, подобрать слайды, литературу. Каждый курс — это 5 занятий в неделю с понедельника по пятницу.

Не устаю говорить родителям: «школу диабета» надо повторять ежегодно, а желательно и каждые 6 месяцев. Только так можно поддерживать уровень знаний, узнавать о новых препаратах, новых методах и технологиях в лечении СД.

- Если можно, Татьяна Борисовна, ваши советы мамам и папам.

- Советы всё те же. Здоровый образ жизни, сбалансированное питание, занятия спортом. Когда мы проводим детям мониторирование, то просим их вести подробный дневник: что и когда ели на завтрак, «перекус», обед, ужин. И такие же дневнички мы обязали вести ребят с избыточным весом… А когда открыли их, то пришли в ужас. Чипсы, фанта, макароны, сосиски — традиционный набор. Вот, что едят в основном наши дети.

«ДиаНовости» писали об Алёше Евстратове, он играет в хоккей и катается на коньках. Совсем недавно о Полине Радиной, которая успешно занимается синхронным плаванием, о Володе Русанове — этот молодой человек плавает, играет в баскетбол и футбол. Их родители подробно рассказывали о том, как занятия спортом помогают «удерживать» сахар.

Хочу сказать мамам и папам: чемпионские результаты вашим мальчикам и девочкам не обязательны. Но регулярные занятия спортом им очень нужны для здоровья. Мы всегда говорим, что двух одинаковых диабетов не бывает и что каждому нужна своя доза инсулина. Но, как правило, в подростковом возрасте, когда «играют» гормоны, она выше обычного, больше единицы на килограмм веса. А у моих подопечных — любителей спорта — доза сохраняется в пределах 35-40 единиц, что очень немного для 16-17-летних юношей.

Хотела бы порекомендовать родителям подумать о помпе — самой современной технологии в лечении диабета. Имею право только посоветовать, потому что помпа и особенно расходники к ней стоят больших денег. Не у всех они есть. Но, тем не менее, у 36 наших пациентов стоит помпа. Как сказала в вашей газете Даша Радина, под лежачий камень вода не течёт. Сама она приложила много усилий, но нашла для дочери спонсоров.

Мы все так хотим и стремимся довести своих мальчиков и девочек до 18 лет и отправить их во взрослую жизнь без серьёзных осложнений СД. Представьте себе, чаще всего нам это удаётся. И ещё. Вспоминаю Настю. В восемнадцать лет ни одного осложнения. А заболела она в полтора года — шестнадцать с половиной лет с диабетом. И были тогда совсем не сегодняшние инсулины, далёкие от совершенства приборы. Но зато мама у Насти очень и очень скрупулёзная…

Беседовала Софья Старцева

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости