229 дней, 23 часов, 13 минуты

До всемирного дня диабета!

ДИАКЛАСС: ПРАВИЛО 3-х «Р» ИЛИ КОЕ-ЧТО ОБ ОБУЧЕНИИ…

Система терапевтического обучения в нашей стране существует уже 20 лет. За это время внедрены структурированные программы, нацеленные на конкретный контингент пациентов (для людей с СД 1 типа; СД 2 типа, не получающих инсулин; СД 2 типа на инсулинотерапии; СД 2 типа с сопутствующей артериальной гипертонией; для детей с СД и их родителей), а главное — подтверждена эффективность усвоения больными знаний и навыков для лучшего контроля диабета.

Обучающие стратегии, которые разрабатывают и совершенствуют диабетологи во всём мире, имеют при некоторых различиях общий корень — это стремление изменить представления больного о своём заболевании и лечении, что должно привести его к умению управлять диабетом в активном союзе с врачом.

Во многих странах принято правило 3-х «Р», призванное помочь рационально организовать процесс обучения. Считается, что, прежде всего, следует:

распознать в пациенте личность и помочь ему составить такой план лечения, который он сможет выполнять, то есть не нужно рекомендовать те виды питания, физических нагрузок, которые он не может или не хочет использовать;

реагировать чётко на вопросы и предложения пациента, создав такую атмосферу, в которой он сможет открыто задавать любые вопросы, касающиеся его лечения;

рекомендовать пациенту наилучшую из возможных стратегий для лечения его заболевания, то есть следовать стандартам передовых диабетологических центров при назначении пациенту адекватного лечения.

Пациент: согласен или уполномочен?

Сегодня в глобальной стратегии обучения больных СД действуют, по существу, два подхода в отношении начальной цели обучения: первый — «основанный на согласии», второй — «уполномоченный».

Анализируя эти подходы, американские исследователи Роберт Андерсон и Марта Фаннел разъясняют: цель первого — убедить больного следовать рекомендациям специалистов, что, безусловно, имеет ряд преимуществ. Во-первых, это выгода от согласия больного — строго следовать предписаниям врачей — перевешивает затраты; например, добровольное согласие человека расстаться с нездоровым образом жизни действует всегда эффективнее, чем усилия, которые необходимо приложить врачу для его убеждения. Во- вторых, пациент предполагает, что врач исходя из оценки именно его состояния определяет режим конкретно для него. И, наконец, пациент должен в точности придерживаться назначений врача-специалиста.

Вместе с тем, пригодность подхода, «основанного на согласии», вызывает много вопросов. Поэтому ряд врачей-специалистов больше склоняются к использованию второго подхода, известного как «уполномоченность пациента».

Он заключается в том, что больной вынужден сам принимать первоначальные решения по оказанию помощи самому себе. Поэтому в «уполномоченном» методе обучения главной целью является подготовка больного, способного принимать самостоятельные решения в ходе терапии заболевания. При этом необходимые знания укладываются в два больших аспекта.

Первый аспект включает знания о диабете и его лечении. Эта информация нужна для принятия решений по адаптации различных положений самопомощи при диабете состоянию больного.

Второй аспект — это представление пациента о приоритете его потребностей применительно к диабету и самопомощи при данном заболевании. И здесь пациенту необходимо помочь изучить также эмоциональные, социальные, психологические компоненты его жизни и, конечно, помочь изменить сам стиль жизни, чтобы достичь поставленной цели. Основная же задача — это принять идею: «Диабет — не болезнь, а стиль жизни» и научиться жить с этой идеей.

Обучатель: контакт и доверие

Переходя к проблемам обучателя, Андерсон и Фаннел отмечают: ему необходимы, прежде всего, личностный контакт и доверительная связь с «учениками». Процесс обучения более эффективен, когда пациент доверяет специалисту, ведущему обучающую программу.

Особенность лечения СД заключается в том, что пациенту приходится пожизненно самостоятельно проводить сложное лечение. Для этого он должен быть хорошо осведомлён обо всех сторонах собственного заболевания и уметь изменять лечение в зависимости от конкретной ситуации.

Для достижения именно этой конечной цели программы обучения должны быть составлены по всем правилам педагогики и психологии. То есть иметь «учебные шаги» с чёткой регламентацией объёма всех тем, содержать необходимый набор наглядных материалов и педагогических приёмов, направленных на усвоение, повторение и закрепление знаний и навыков. Эффективность обучения становится удовлетворительной только в том случае, если обучение длится в обще сложности не менее 15 часов.

На Западе очень популярны команды обучающих специалистов. Команда может включать только медсестру и диетсестру, а в более расширенном варианте — состоять из врача, медсестры, диетсестры, тренера по гимнастике и психолога. Каждая форма занятий — индивидуальная или групповая — имеет свои преимущества. При обучении «один на один» с преподавателем пациент получает больше внимания, но эта форма достаточно трудоёмка. В коллективе знания усваиваются легче, хотя на каждого «ученика» у обучателя остаётся меньше времени.

Состав больных в группе — важный аспект, который нужно рассмотреть при планировании программы. Обучатель должен решить, нужны ли специальные занятия для особых групп пациентов или все больные могут заниматься вместе. Можно группировать больных согласно тому, в какой самопомощи они нуждаются. В этом случае обучение будет сконцентрировано на индивидуальных потребностях больного.

Положительные результаты — полученные пациентами знания и приобретённые навыки самопомощи — могут наблюдаться уже сразу по завершении обучающей программы. И, безусловно, трудно переоценить влияние обучения в перспективе — в плане предотвращения или замедления прогрессирования осложнений СД.

Так что всем пациентам с диабетом желаем — в добрый путь за знаниями!

По материалам сайта www.lekmed.ru

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости