202 дней, 15 часов, 36 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаклуб: Доктор орлов

В прошлом номере «ДиаНовостей» (№10, 2008) мы познакомили читателей с доктором Ю.Ю.Орловым, который работает в ЭНЦе (в отделении УЗИ) и заканчивает кандидатскую диссертацию на тему «Самоконтроль уровня гликемии у больных инсулинозависимым СД и оценка его эффективности — медицинской, социальной и экономической».
Публикуем продолжение нашего разговора.
- Юрий Юрьевич, в ЭНЦе Вы ведёте приём больных в отделении ультразвуковых исследований (УЗИ), то есть занимаетесь диагностикой заболеваний, связанных с патологией щитовидной железы, надпочечников. Но тема диссертации, над которой Вы работаете, далека от Вашей практической деятельности…
- В Центре я был одним из самых молодых сотрудников, да ещё с личным опытом диабета. Женщина, которая до этого занималась статистикой — признаться, самая нелюбимая дисциплина в большинстве медицинских учреждений, — уходила на пенсию. Добровольцев заменить её не нашлось, а мне неудобно было отказаться. Но оказалось, что дело это весьма интересное и полезное. Словом, углубившись в отчёты, результаты исследований, цифры я увлёкся статистикой и уже повышение квалификации и первичную специализацию по организации здравоохранения проходил в ММА им. И.М.Сеченова на кафедре организации здравоохранения с курсами медицинской статистики. По окончании соответствующего цикла по переподготовке мне предложили написать научную работу. Надо ли объяснять, почему я выбрал тему, связанную с самоконтролем СД, проблемами тест-полосок, которых, как известно, всегда не хватает?
Проблема заключается в том, что нет обязательного к исполнению «стандарта», потому что до сих пор у нас не существует научного обоснования того, кому и сколько их необходимо выдавать. Одни утверждают, что достаточно измерять сахар крови один раз в сутки, другие — не менее семи раз. Тест-полоски стоят недёшево, деньги расходуемые на средства самоконтроля очень незначительны, и чтобы государство «рассталось» с ними нужно всё обосновать с цифрами в руках. Недаром говорят: цифры — упрямая вещь.
- И к какому же выводу склоняетесь Вы в своей работе? Сколько тест-полосок нужно в день человеку с СД типа 1 и СД типа 2?
- По моим предварительным результатам (работа ещё не закончена) наиболее эффективным было бы измерять уровень сахара крови 3-4 раза в день. Конечно, это своего рода унификация. Понятно, что у некоторых людей течение СД более лабильное, а у некоторых — более стабильное. Первым самоконтроль необходим чаще, вторым — реже. Последнее относится к людям с сахарным диабетом типа 2. Среди них всё-таки есть те, кто живёт «правильно», придерживается диеты, выполняет все назначения врача. К сожалению, их мало, но они есть. Им достаточно измерять сахар один раз в день. А если «сахара» достаточно стабильные, то даже один раз через день. А тем, у кого СД типа 1, детям, подросткам, особенно в период полового созревания, где-то с 11 до 18 лет, измерять уровень сахара нужно не менее 4 раз в день, а лучше и все 6. Конкретно, «сколько и кому», в итоге должен решать врач, но чтобы назначения эндокринолога осуществлялись, в распоряжении администрации региона, муниципального образования и т.д., должно быть достаточное количество средств самоконтроля и расходных материалов к ним, этих самых тест-полосок.
В 2007 и 2008 годах произошло очень важное событие в жизни наших диабетиков, которое большинство из них просто не заметили. Я имею в виду два приказа Минздравсоцразвития РФ: №582 и №748.
В первом приказе (он касается инсулинозависимых больных) говорится, что им требуется 730 тест-полосок в год (примерно 2 тест-полоски в день). Второй приказ касается инсулинонезависимых диабетиков и в нём указывается, что каждому из них требуется не менее 180 тест-полосок в год (измерение уровня сахара крови предполагается через день). В приказе №748 идёт также речь о шприц-ручках и иголках к ним. Больные должны получать две шприц-ручки при установке диагноза и 110 иголок для них в год, а также одну шприц-ручку на замену раз в два года.
В том, что эти приказы увидели свет — многолетняя работа и огромная заслуга общественных организаций, ФГУ ЭНЦ и ММА им. И.М.Сеченова. Мне часто приходится слышать: а у нас в городе всё по-прежнему… Сразу хочу объяснить: эти приказы носят не обязательный к исполнению, а лишь рекомендательный характер. А дальше уже всё зависит от местных властей и от активности общественных организаций, которые, добиваясь от них увеличения затрат на средства самоконтроля, могут теперь ссылаться на официальные рекомендации Минздравсоцразвития РФ.
Я уже рассказывал на собственном примере о том, как обеспечивают всем необходимым детей и подростков с диабетом в Ханты-Мансийском округе. И дело даже не в том, что там умеют считать деньги и что нефть сделала эти места очень богатыми, хотя, безусловно, это важно. Связано это, по-моему, с миграцией в регион наиболее прогрессивной, образованной части населения из окружающих территорий как раз тех, кто лет 15 назад устремился на север зарабатывать деньги. Ещё раз: не всегда всё решают возможности. Иногда депрессивные регионы, руководство которых понимает проблему диабета, тратит на обеспечение своих диабетиков значительно больше богатых соседей.
- Непонятно, почему в других развитых странах не возникают подобные проблемы…
- Там просто люди более прагматичны. На Западе давно проводились большие исследования. Хотели выяснить, сколько стоит обществу и государству забота о диабетиках, особенно о тех, у кого СД типа 1 и как окупаются эти затраты впоследствии. Так вот, оказалось, что у того, кто заболевает в детстве и в этот период имеет недостаточно скомпенсированный диабет, потом в наиболее продуктивный период, когда человек уже вырос, должен работать, приносить определённый доход в казну государства, обзаводится семьёй, заботится уже о своих детях, начинается период наиболее тяжёлых осложнений. Подсчитали и пришли к выводу, что увеличение затрат на ту часть здравоохранения, которая отвечает за сахарный диабет и снабжение средствами самоконтроля пациентов, всего в 1,4 раза в дальнейшем даёт несоизмеримую большую отдачу — расходы на лечение выросшего молодого человека за счёт снижения уровня осложнений сокращаются примерно в 3 раза (госпитализация, операции, донорские почки, потеря в связи с нетрудоспособностью, социальные выплаты и т.д.). Такова политика отложенной выгоды. Для общества и государства, особенно в условиях стареющей Европы, где стремительно растёт число людей пенсионного возраста, непозволительная роскошь «терять» их в работоспособном возрасте, позволять высококвалифицированным специалистам, которые могли бы успешно трудиться, становиться инвалидами.
- Проводились ли у нас подобные исследования прежде?
- Работ по самоконтролю СД очень много. И в 1993, в 1995, в 1998 годах, в 2005 году в Эндокринологическом научном центре этим занимались. Очень интересные работы были и в ММА им.И.М.Сеченова, но все они имели в основе медицинскую составляющую, медицинские показатели отдельных пациентов. Иногда авторы затрагивали и экономический эффект, имея в виду снижение количества госпитализаций в течение года. Если не ошибаюсь, в 1993 году была работа по инсулинонезависимому СД. Если в среднем госпитализация у пациента в начале исследования была 9,6 дней в год, то к концу исследования, когда пациенты одной из двух контрольных групп поучаствовали в «школе сахарного диабета», научились считать ХЕ, стали заниматься физкультурой, госпитализация у них снизилась до 3,2 дня. Согласитесь, уже неплохо. Необходимо было сосредоточиться на экономическом моменте, но главный упор всё-таки был сделан на медицину. Научная работа осталась в архиве.
- Юрий Юрьевич, рассчитываете ли Вы на практический результат своей диссертации?
- Очень надеюсь, что она станет как бы ещё одним кирпичиком в доказательной базе для законодательных актов, которые, уверен, будут неоднократно корректироваться. Хочется верить, что приказы Минздравсоцразвития РФ обретут в недалёком будущем не рекомендательный, а обязательный к исполнению характер.
- И последний, личный вопрос. Вам всего 26… Молодость не мешает?
- Я бы сказал: мне уже 26. Некоторых, действительно, моя молодость смущает. Но с этим «комплексом молодости» справляюсь. И помню, что ещё очень многое необходимо сделать!

Беседовали Наталия Смирнова, Софья Старцева

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости