230 дней, 13 часов, 55 минуты

До всемирного дня диабета!

Диапанорама: Фармакоэкономику — в практическое здравоохранение!

ФАРМАКОЭКОНОМИКУ —
В ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ!

В России стартует пилотный проект «Оптимизация системы лекарственного обеспечения при СД типа 2».

Похоже, вскоре в жизни наших больных диабетом открывается новая эра. Как объявлено на «круглом столе», проведенном в конце мая Комитетом Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, началась реализация проекта по разработке методологии отбора лекарственных препаратов для федеральных и региональных государственных программ помощи больным в Российской Федерации.
О САМОМ НАБОЛЕВШЕМ…

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, представители Минздравсоцразвития РФ и Росздравнадзора, видные российские эндокринологи и учёные, руководители общественных диаорганизаций, представители СМИ, в том числе газета «ДиаНовости». Особое значение придало этой встрече участие в ней французской делегации во главе с руководителем компании AEC&Partners (Advisors Experts Consultants & Partners) г-ном Франсуа Саркози.
Заседание вела председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко. Обрисовав угрозы сахарного диабета, одной из серьёзнейших болезней современной цивилизации, она подчеркнула:
- Сегодня важно продумать профилактические меры в отношении СД типа 2, составляющего основной контингент — 90% — всех больных СД, а также его осложнений, ведущих к ранней инвалидизации и смертности. Как это заболевание не знает границ, так и у нас не должно быть границ в научных исследованиях, освоении передовых методов диагностики и лечения, проведении медико-социальной реабилитации больных СД.
Действительно, отметил в своем приветственном слове г-н Франсуа Саркози, распространённость диабета во всем мире приобрела характер «неинфекционной эпидемии», и противодействие ему может быть успешным только при широком международном сотрудничестве.
- Я очень рад, — отметил он, — что мне повезло работать по такому важному проекту, который был инициирован Росздравнадзором и затем совместно подготовлен этим ведомством и французскими компаниями AEC&Partners и «Санофи-авентис груп». Его цель — обеспечить всё более широкий и рациональный доступ населения России к современным лекарствам.
Охарактеризовав нынешнее положение с лекарственным обеспечением больных СД, заместитель руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова констатировала: за последние годы россияне стали получать более эффективные препараты (так, среди инсулиновых препаратов доля инсулиновых аналогов составляет более 40%). Однако серьёзный момент — это нестабильность финансирования. Если затраты на лекарственное обеспечение в 2006-07 гг. за счет федерального бюджета увеличились, то, к сожалению, за счет региональных бюджетов отмечается их снижение.
Тему так называемых «льготников» затронула директор Института диабета ЭНЦ, д.м.н., профессор Марина Шестакова. Закон №122 разделил всех граждан России на федеральных льготников (инвалиды), получающих бесплатно инсулины по федеральному бюджету, и региональных (неинвалиды), которые должны обеспечиваться инсулинами из региональных бюджетных средств. Однако для большинства регионов РФ, не имеющих достаточного объема своих бюджетов, обеспечение лекарствами происходит с перебоями и часто препаратами низкого качества. Таким образом, мы имеем двойные стандарты: одни получают всё, другие — ничего!
Поэтому абсолютно необходимо вернуться к закону о гарантированном обеспечении инсулинами всех больных СД, вне зависимости от инвалидности, за счет средств федерального бюджета. Естественно, пациенты должны гарантированно обеспечиваться также пероральными сахароснижающими препаратами, ведь диабет — это пожизненное заболевание!
(Заметим в скобках характерный обмен репликами после этого выступления. Е.Тельнова: «Задача в том, чтобы деньги, заложенные в региональных бюджетах, шли по назначению!» В.Петренко: «Сегодня ничьи просчеты не должны сказываться на людях. Нужно нести ответственность за поступки, угрожающие жизни пациентов. И чиновники должны отвечать, если не понимают, что больным диабетом без инсулина жить нельзя, он — как глоток воздуха…»)
Выступлениe главного эндокринолога Москвы, д.м.н., профессора Михаила Анциферова было посвящено актуальным вопросам лечения диабета и проверки его эффективности. «Если нет системы оценок, то где контроль за выполнением стандартов помощи больным СД и расходованием денег?» — поставлен был вопрос ребром.
Остро прозвучали выступления лидеров общественных объединений. Когда решался вопрос о выделении социально значимых заболеваний в отдельную группу, финансируемую из федерального бюджета, то у больных СД, как отметила президент МДА Эльвира Густова, вызвал крайне негативную реакцию тот факт, что сахарный диабет не вошел в тот список. Не может также не настораживать и то, что принятые недавно стандарты по медицинской помощи больным СД не обеспечены в регионах финансированием в полном объеме. Можно, наконец, посчитать, сколько конкретно нужно денег на диабет?! А в поле зрения председателя «Санкт-Петербургского диабетического общества инвалидов» Марины Шипулиной оказались законодательные инициативы обеспечения медико-социальной защиты больных СД.

О СОВМЕСТНОМ ПРОЕКТЕ…

Опыт российско-французского сотрудничества по созданию системы отбора лекарственных препаратов для государственного возмещения представил главный фармаколог Росздравнадзора, член-корр. РАМН Юрий Белоусов.
Зачем вообще нужна такая работа? Дело в том, что при оптимизации процессов расходования имеющихся федеральных и региональных средств на основе научно обоснованных и экономически обусловленных подходов выбора препаратов для лечения СД типа 2 имеются существенные резервы для повышения качества помощи больным и предупреждения осложнений диабета.
Однако на пути реализации госвозмещения, отметил докладчик, есть целый ряд трудностей, и они хорошо известны. Это отсутствие единого научного подхода к состоянию списка лекарственных препаратов на федеральном и региональных уровнях. Налицо оторванность существующих списков от утвержденных стандартов помощи. До сего времени практически не велись фармакоэкономические расчеты.
С этих позиций и созданы совместно с французскими партнерами Рекомендации по оценке ценности новых лекарственных средств в РФ, которые были приняты во внимание при подготовке списков ДЛО на 2007 год. Безусловно, СД типа 2 является оптимальным “полигоном” для отработки подобного рода рекомендаций — налицо социальная значимость заболевания, его прямая связь с развитием сердечно-сосудистых заболеваний, разнообразие подходов к фармакотерапии, большое количество лекарственных препаратов для терапии, обладающих различным качеством, стоимостью и перспективами применения.
В рамках совместного проекта речь идет о разработке унифицированной методологии отбора лекарственных препаратов для системы госвозмещения на федеральном и региональном уровнях. Это позволит гарантировать, что включенные в госпрограммы препараты ценны с клинической точки зрения, соответствуют критериям оптимальной переносимости, удобны для приема больными и обеспечивают разумное расходование средств на фармакотерапию.
Определение так называемого «антидиабетического лекарственного минимума», без которого не может проводиться квалифицированное лечение, призвано обеспечить хороший контроль углеводного обмена, предупреждение осложнений, уменьшение социального бремени диабета. Проект предусматривает экспериментальное внедрение такого «минимума» в 7 российских регионах. То есть предстоит большая напряженная работа, и Росздравнадзор к ней готов.
С подробными комментариями к совместному проекту, который основывается на передовом опыте, в частности, Франции, адаптированном к российским условиям, выступил г-н Франсуа Саркози. Среди основных целей проекта он назвал разработку унифицированных критериев оценки лекарственных средств, включаемых в льготные программы (с медицинских, экономических и социальных позиций); совершенствование существующих в России стандартов лечения СД типа 2; подготовку экспертных рекомендаций по формированию перечня лекарств для льготного обеспечения.
Этапы реализации проекта выглядят следующим образом:
- формирование Экспертного совета (сопредседатели — член-корр. РАМН Ю.Б.Белоусов и академик РАН и РАМН И.И.Дедов) из числа российских и международных экспертов — ученых-эндокринологов, практиков, представителей регуляторных органов, специалистов в области фармакоэкономики (февраль — март 2008 г.);
- анализ правовой базы и методических рекомендаций по лекарственному обеспечению (май — июль 2008 г.);
- анализ системы льготного обеспечения лекарств в РФ (май — июль 2008 г.);
- разработка методологии отбора препаратов для системы госвозмещения на федеральном и региональном уровнях (август — октябрь 2008 г.);
- подготовка экспертных рекомендаций по формированию льготных перечней лекарств для системы госвозмещения и предложений по совершенствованию стандартов лечения, определению «антидиабетического лекарственного минимума» (ноябрь — декабрь 2008 г.);
- создание междисциплинарной рабочей группы (август — сентябрь 2008 г.);
- апробация результатов работы в 7 регионах РФ в 2009–2010 гг.

О ВАЖНЫХ РЕШЕНИЯХ В ЦЕЛОМ

Подводя итоги обсуждению проблем, связанных с диабетом, Валентина Петренко отметила:
- Сегодня мы являемся свидетелями того, как власть, государство, бизнес-сообщество и гражданское общество действуют вместе. Создалась хорошая ситуация, когда наше государство заинтересовано в профилактике социально значимых заболеваний, а значит — и выделении средств в федеральный бюджет. И чем больше возникает условий для персонифицированного подхода к каждому больному, тем реальнее станет улучшаться ситуация с диабетом в стране. Мы должны работать над этим честно и прозрачно, с учетом международного опыта, и продвигаться вперед.
Участники «круглого стола» в Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению приняли решение рекомендовать:
Правительству РФ — разработать предложения по увеличению субвенций субъектам РФ на финансовое обеспечение программы ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами) в 2008 году исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на набор социальных услуг после 1 октября 2007 года;
Министерству здравоохранения и социального развития РФ — проработать вопрос о включении СД в перечень заболеваний, требующих проведения дорогостоящей терапии; привести стандарты лечения больных СД типа 2 в соответствие с существующими тенденциями фармакотерапии; обеспечить финансирование пилотного проекта в части апробации его результатов в 7 регионах РФ; предусмотреть углубленную подготовку врачей по вопросам диабетологии; подготовить положение о «школах больных СД»;
Государственной Думе — разработать законопроект о гарантированном обеспечении необходимыми лекарственными средствами по профилю заболевания и его осложнений всех больных СД за счет средств федерального бюджета, вне зависимости от инвалидности и места проживания;
Росздравнадзору — усилить контроль над исполнением региональных стандартов лечения больных СД типа 2 и обеспечить их выполнение не ниже объема, установленного федеральными стандартами; усилить контроль за реализацией программы ОНЛС в связи с делегированием с 2008 года субъектам РФ полномочий по проведению аукционов на размещение госзаказа на поставку лекарственных средств, необходимых отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг; продолжить реализацию пилотного проекта;
Органам исполнительной власти субъектов РФ — разработать и внедрить региональные целевые программы «Сахарный диабет», а также просветительские программы среди населения с целью профилактики диабета; предусмотреть проведение скринингов на СД типа 2; обеспечить выполнение региональных стандартов лечения больных СД типа 2 в объеме не ниже объема, установленного федеральными стандартами; изучить результаты пилотного проекта для оптимизации региональных программ помощи больным СД типа 2 и рационализации использования бюджетных средств.
… Мы специально подробно привели на страницах газеты эти решения — ведь они о вас и для вас, дорогие читатели. Будем вместе бороться за их скорейшее претворение в жизнь!

Александр Кричевский,
Ольга Трофимова
(из Совета Федерации
Федерального Собрания РФ)

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости