ДИАСАЙТ: ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ В ГОРЫ…
19.03.2010
Петр Н.
Добрый день. Весной я планирую (понятно, что не один, а в сопровождении того, кто знает как и что, «если вдруг что»), отправиться на Тибетщину. Максимальная высота 5640 метров над уровнем моря. Но уже от 2-х фирм я получил «от ворот-поворот», как только те узнали, что у меня диабет (хотя всё четко скомпенсировано, достаточно устойчиво).
Люди ссылаются просто на то, что «организм, ослабленный диабетом, будет страдать, будь здоров как» в отличие от обычного, который будет страдать «обыкновенным образом».
Скажите, не известно ли кому-нибудь из вас что-нибудь про то, как влияет высокогорье на потребность в инсулине и прочее?..
Спрошу по-другому — известно ли кому-нибудь о существовании какого-нибудь сколько бы то ни было убедительного противопоказания высот именно для людей с диабетом?
Qvikin, Орёл
В подобных условиях (высота, горы и т.п.) не всякий «глюк» работает. Плюс уточните температурный предел измерений своего прибора. Иначе может получиться так, что на практике Вы уже ничего не отрегулируете.
Я вообще не могу вспомнить, где это читала, но помнится, альпинисты и им подобные визуальные полоски используют.
Connie, Ульяновск
Если визуальные полоски работают нормально, то почему Акку-Чеку не измерить СК? Если дело только в низкой температуре? Давление на работу микросхем не влияет.
elena123, Bulgaria
Здесь, в Болгарии, биолог и эколог Боян Петров (диабет, 1 тип), он же и альпинист, покорил Маккинли-Аляска выс. 6194 м, Южная Америка-Аконкагуа-6962 м. и много других вершин на Кавказе, Памире. Самое большое достижение — Гималаи — экспедиция поднялась до 8000 м, но метеорологические условия не дали возможность абсолютно покорить и эту вершину.
Я присутствовала неоднократно на его лекциях, которые он проводит по возвращении из экспедиций перед детьми из Ассоциации родителей детей с диабетом. Лекция сопровождается кинокадрами и очень впечатляет. Каждая экспедиция — это многомесячная подготовка. Производится точный расчёт еды, доз инсулина, методы его сохранения. Спонсор — фирма Элли-Лилли»/ГГБояна.
Qvikin, Орёл
Я подробностей не помню. Но дело не в давлении, а именно в холоде. Замерзают жидкие кристаллы дисплея. А на больших высотах, типа Аконкагуа, с измерениями вообще проблемы, потому что замерзает кровь на тест-полоске.
olga, Санкт-Петербург
Жила 2 недели на высоте 3100м, поднималась за это время на высоту до 5500м. СК были в норме, глюкометр работал. Не продвинутая я какая-то. Мне даже в голову не пришло интересоваться, а можно ли мне ехать в горы...
Svetlaia, Владивосток
С сыном были этим летом на Кавказе, были на Эльбрусе. Мне показалось, что на высокорье сахар крови снижается. Почему-то во время подъёма в горы, на подъемнике, глаза у сына краснели, а это обычно у него проявление скачка сахара крови. В общем, какие-то особенности организма в горах проявляются, разреженный воздух или еще какие-то факторы влияют. Глюкометром на высоте не пользовались, только ниже 2 500.
Петр Н.
Спасибо друзья за пояснения и высказанные мысли. Нет, особого холода там, благо, не предвидится... тем более такого, чтобы кровь замерзала. Сейчас, для верности, позвонил в ЛайфСкэн — люди озадачились, обещали перезвонить.
Сосенская Мария, Санкт-Петербург
Немного не в тему, но у Вас могут возникнуть проблемы с медицинской страховкой, если она, конечно, требуется для похода в горы. Все расходы на проблемы со здоровьем, возникшие из-за диабета, не будут оплачены страховой компанией.
Петр Н.
ЛайфСкэн сослались на инструкцию к полоскам и указали на то, что полоски испытывались в условиях, имитирующих 3000 метров. За большую высоту они не отвечают... (имеется в виду за верность данных).
Connie, Ульяновск
При измерении СК в полоске идут химические процессы, в том числе и окислительные; я так полагаю, раз кислорода меньше, то и реакция пойдет по-другому. Кроме того, и в организме меньше кислорода, следовательно, меняется состав крови...
Комбриг, Германия
Противопоказаний, по крайней мере, в так называемых «западных» странах, никогда не было. Ваша проблема в том, что Вы организуете поездку через какие-то фирмы (турбюро). Их тоже можно понять — они хотят подстраховаться от проблем, если с Вами что-то случится. Другой вопрос — могут ли турбюро отфутболивать человека, когда на это не имеют законного основания, и как это узкое место обойти? На вашем месте, я бы попытался организовать всё сам (с большой вероятностью при хорошей организации будет дешевле, чем через турбюро), но в горы пошёл бы НЕ ОДИН, а только с теми людьми, кому можно доверять, кто оповещён о Вашем заболевании и хотя бы приблизительно знает, как себя вести, если с Вами случится какой-то диабетический казус (в горах чаще всего это будет, по моим наблюдениям, «гипа»).
Мне по роду работы приходится быть много в горах (Альпы). Я сам диабетик с 40-летним стажем и в горах ОЧЕНЬ часто встречаю диабетиков. О каких бы то ни было «противопоказаниях» не слышно. Но надо кое-какие вещи учитывать.
Если предположить, что Вы еще не были в горах, то стоит надеть на спину рюкзак, нагруженный примерно тем весом, что Вам в горах придётся носить, и, скажем, часик (а ещё лучше полтора-два), не торопясь просто поподниматься по лестнице с первого этажа, скажем, до 5-6-го, а потом спускаться опять на первый (затем повтор), при этом не делая больших передышек. Смотрите сахар и вообще наблюдайте за самочувствием. Если Вы едете без турбюро, то Вы сами планируете Ваши марши, что очень хорошо; однако, если Вы в этом случае идёте без палатки, то должны укладываться на маршах в определённую схему, чтобы доходить до точек поддержки в разумное (не тёмное) время.
• Сочетание высоты, нагрузки и измененного (по сравнению с обычным) питания, естественно, сказываются на обмене веществ — в горных походах сахар, КАК ПРАВИЛО, достаточно сильно падает, в некоторых (редких, но всё же существующих случаях бывает и его повышение). Из моего личного опыта: обычный поход длится от 7 до 14 дней, большие перепады высот, на спине в среднем 18-25 кг груза, в сутки пешком примерно 9-12 часов (с несколькими паузами, естественно). В последнее время, для того чтобы не иметь проблем, я отключаю помпу на весь день и включаю её только на ночь; болюс, по сравнению с «городским» снижен ровно наполовину. При такой схеме у меня весь день сахар все равно на нижней границе нормы. При этом на маршах потребляется достаточно большое количество углеводов (помните, что у Вас они должны быть в заначке на все дни). Упаковывайте «спецзапас глушилок» на случай «гипы» в отдельное хранилище (у меня, например, есть своеобразная пластиковая «торпеда для сладостей»); учитывая возможность неожиданного пропадания этого «хранилища» («рюкзак сорвался в пропасть), «откладывайте» небольшие заначки у компаньонов. Помните общую схему: нагрузка в горах значительно снижает потребность в инсулине, длительные паузы немного повышают. Отдельная (дневная) «заначка», например, шоко-батончик, следует расположить в пределах «быстрого достигания», например, в кармашке рюкзака или куртки.
Вот данные каталонских эндокринологов, тестировавших треккеров-диабетиков: «во время треккинг-туров и горных походов потребность в инсулине снижалась на 75% по сравнению с «нормальной жизнью».
• При наличии повреждений сетчатки, вызванных диабетом, европейские врачи не рекомендуют ходить на большие высоты. Ваши высоты уже относятся к «большим». Темные (солнцезащитные) очки, но не простые, а обязательно с УФ-защитой.
• Вы наверняка слышали о высотной (горной) болезни. Для Вас важно: все проявления «горняжки» при неправильно сбалансированном диабете, могут протекать намного хуже, чем при сбалансированном. Учтите также и давление — если у Вас повышенное кровяное давление и Вы принимаете, скажем, бета-блокаторы или резко реагируете на изменение давления, то на больших высотах может и «поплохеть». Помните: как в случае с «горняжкой», так и в случае с повышенным кровяным давлением жизнь будет лучше и веселей, если в высоту Вы будете передвигаться своими ногами, а не отдавать свою бренную тушку каким-нибудь перевозчикам, которые поднимут эту тушку в высоту на колёсах.
• Холод снижает срок действия батарей, необходимо иметь хороший запас. Аппаратура должна быть каким-то образом «подстрахована» от ударов (например, о камни). Если есть выбор, следует брать те аппараты, которые более надёжны (например, имеют обтекаемую форму и минимум выступающих деталей). Большинство аппаратов, измеряющих сахар крови, в зависимости от высоты, температуры и относительной влажности воздуха, при увеличении высоты выдают, как правило, более низкие результаты, чем результаты реальные; чем выше подъём (высота), тем больше отклонение.
• Изменение питания имеет, в свете данной ветки форума, 2 аспекта. Первый аспект: диабетик, натренированный определять на глаз углеводное содержание свой пищи, при столкновении с незнакомой едой может «наколоться» со всеми вытекающими отсюда последствиями. По личным наблюдениям, незнакомая пища может также вызвать понос с достаточно интересной цепочкой последствий: понос чреват гипогликемией, для «погашения» сильной «гипы» используется много «спецзапасов» (в худшем случае вообще все запасы), приготовленных для этого случая («гипа»); как следствие, в следующие дни знаменитый русский вопрос «Что делать?» при возникновении «гипы».
• При напряжённых маршах, особенно проводимых при высоких температурах, необходимо регулярное и более частое, чем в обычной (городской) жизни, потребление воды, причем также и в том случае, когда пить не хочется (дополнительно: Источники воды на месте?).
Отправляясь в горы на 1-2 недели, я беру с собой запас инсулина, достаточный для поддержания моей жизнеспособности в течение как минимум 4 недель. В горах есть много опасностей. Врачи в клинике, куда тебя воздушным путём могут доставить ребята в красных тужурках, могут порадовать вновь прибывшего сообщением, что у них нет его инсулина. В Альпах такая ситуация практически исключена, но всё же. В других регионах следует быть более внимательным.
Подготовила Софья Иванова
Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости