51 дней, 20 часов, 21 минуты

До всемирного дня диабета!

ДИАСОВЕТ: ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!

«Когда 17 лет назад меня настиг диабет, в моём окружении не было никого, кто страдал бы этим заболеванием. И хотя наша школьная медсестра была, конечно, знакома с этой болезнью, так как изучала её в медицинском училище и опекала ребят с СД из ряда школ, в нашей школе она появлялась лишь раз в неделю, а для ребёнка, впервые столкнувшегося с таким недугом, согласитесь, этого явно недостаточно.

Таким образом, на практике я и мои родители полагались в основном на классного руководителя и, конечно, моих одноклассников, которые спокойно восприняли известие о том, что у меня диабет и мне нужны инсулиновые инъекции, и всячески старались мне помогать.

Вспоминаю, как после того, как я, вернувшись из больницы, впервые перешагнула порог своего класса, на меня тут же со всех сторон посыпались вопросы, что такое сахарный диабет (почему-то ребят особенно волновало то, что он называется «сахарный»). А что им могла ответить маленькая девочка, которая сама толком ничего об этом не знала?

И тут я отдаю должное своим родителям: они стали усиленно заниматься со мной по основным аспектам диабета. Но не ограничилась лишь этим. Моя мама сама пришла в школу и, попросив у нашей учительницы несколько минут, стала показывать ребятам прямо на мне, как работает глюкометр, разъяснять, как помогает инсулин «поломкам» в моём организме, какие угрозы подстерегают человека, заболевшего диабетом, и как им противостоять.

Теперь я понимаю, что это было мудрое и смелое решение, на которое решится не каждый. Кстати, позже, когда я перешла на инсулиновую помпу, мама опять пришла в школу и так же объяснила учительнице (правда, на этот раз уже без класса), как действует прибор.

… Ещё до того, как мама первый раз появилась в нашем классе со своей мини-лекцией, я заметила, что многие одноклассники и их родители нервничают по поводу моего диабета и даже сторонятся меня. Может, они полагали, что это заразно? Но вскоре после выступления мамы такие настроения сошли на нет. И мне самой стало любопытно, что же поняли одноклассники из слов мамы и моих собственных рассказов о диабете?

Вот что поведала моя тогдашняя подруга Дженни: «Мне было интересно послушать твою маму, и теперь я всегда готова сама помочь тебе. Кстати, позднее я продолжала интересоваться этой темой и поняла, что практически нет таких изданий для детей, где бы всё о диабете излагалось понятно и доступно».

Другой мой школьный приятель Джим постоянно проявлял живейший интерес к моим приборам — глюкометрам, а потом помпе и даже порой пытался сам измерить мне сахар крови. Теперь вы понимаете, почему мои родители волновались, какие у меня показатели гликемии, когда я находилась в школе.

Конечно, с тех пор многое изменилось в лучшую сторону, появились прекрасные книги и обучающие материалы по управлению диабетом (в том числе на доступном для детей языке), действуют целые интернет-порталы, и сама диабетология за минувшие десятилетия шагнула далеко вперёд.

Один из моих самых любимых сайтов — www.childrenwithdiabetes.com («дети с диабетом»). У него есть несколько характерных особенностей: во-первых, здесь представлены истории детей с СД без преувеличения из всех стран мира. Во-вторых, чувствуется, что это не формальный сайт, построенный по принципу социальных сетей, а настоящее живое сообщество, где и обмениваются опытом дети и родители, врачи, обучатели; проводятся конференции и встречи по интересам. И, наконец, на этом интернет-ресурсе есть разделы для детей практически всех возрастов.

Что касается книг, то недавно в США появились очень интересные издания, например, «Берём диабет в школу» Кима Гослина или «Даже у супергероев есть диабет» Сьюзен Шмит.

Для родителей, у которых ребёнок с СД ходит в школу, чрезвычайно важно найти общий язык с директором и учителями, школьными врачом и медсестрой, одноклассниками. И, конечно, между отцом и матерью должно быть полное согласие относительно подхода к диабету их ребёнка. Нет нужды говорить, что от того, как ребенка с диабетом воспринимают в классе, во многом зависит его психологическое состояние. Ведь не секрет, что дети порой чересчур эмоциональны и склонны излишне переживать свои отношения со сверстниками.

…Недавно я прочитала в одной газете историю о парне, который долгое время скрывал от своей девушки, что у него диабет, и ничем хорошим это не кончилось. Думаю, что любые отношения нужно строить на правде, и такой подход должен присутствовать с детских лет, когда ребёнок в школе взаимодействует со своими одноклассниками, тогда в итоге всё будет хорошо.

Я уверена, что знания о диабете, который распространяется сегодня подобно цунами по всему земному шару, нужны не только тем детям и подросткам, кто уже болен, но и их окружающим ничуть не меньше — возможно, именно это поможет кому-то избежать коварного заболевания.

И напоследок такая мысль: может быть, пример ребёнка, поддерживающего своё здоровье в хорошей форме вследствие настигшего его диабета, станет «заразительным» и для других ребят, которые, вместо очередного похода в «Макдональдс», станут вести здоровый образ жизни.

Подготовил Василий Писаревский

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости