203 дней, 14 часов, 51 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаспорт: Гонка по атлантике

Всем привет! Меня зовут Нейл Хантер, мне 37 лет, и у меня СД 2-го типа. Спортом я занимаюсь большую часть своей жизни. Начинал с регби в возрасте 8 лет, играл затем в различных командах. Пор принимал участие в различных спортивных мероприятиях, включая альпинистские экспедиции. А затем я вышел на греблю…
МОРСКАЯ СЛУЖБА И …ИНСУЛИН

Но обо всём по порядку. Я служил на базе Королевских ВМС Великобритании на западном побережье Шотландии и потратил немало времени на прогулки по близлежащим холмам. Но у меня постоянно возникало желание испытать нечто большее, что и привело меня в экспедицию в Гималаи. Там я и встретил своего будущего партнера по гребле Скотта МакНаутона.
Мы с ним вдвоём оказались единственными участниками экспедиции, кто достиг вершин двух горных пиков. Это было потрясающе! Тогда нам казалось, что мы готовы покорить всю горную цепь. Кстати, несколько позже Скотт одолел и Эверест. Что касается меня, то мне хватило более скромных результатов, например, восхождения на Монблан.
Позже мы вновь встретились со Скоттом и стали обсуждать наш следующий масштабный проект — участие в гребной регате через Атлантику. Несколько слов о самой гонке. Впервые она прошла в 1997 году, на сегодняшний день в ней участвовало более 150 человек; протяжённость маршрута — около 4700 километров.
Опять отвлекусь немного на себя. В 1991 году, когда я стал офицером Королевских ВМС, меня направили в центр обслуживания подводных лодок, где я и проработал следующие 12 лет. Затем было принято решение о переводе меня на надводные корабли, и вот тут-то, в ходе стандартной медицинской проверки, выяснилось, что у меня диабет. Это было для меня большой неожиданностью — никто в нашей семье не болел СД.
Первые мысли, которые пришли мне в голову после постановки диагноза, — смогу ли я продолжить заниматься спортом и как новый статус диабетика может повлиять на мою карьеру? В Королевских ВМС существует специальное распоряжение о недопущении инсулинозависимых больных СД в состав команды ни на подлодки, ни на надводные корабли.
Мне сразу же назначили пиоглитазон, который вскоре был скомбинирован с гликлазидом. Это позволило мне служить на больших кораблях, используя все необходимые медицинские возможности, в случае, конечно, если бы мои «сахара» оставались стабильными. Но они возрастали, поэтому мне увеличивали и дозы препаратов вплоть до максимально возможных.
В то время моя карьера буквально «зависла», медкомиссия решала, смогу ли я проходить дальнейшую службу в ВМС. Но вскоре я понял: передо мной стоит выбор - или скачки сахара крови или переходить на инсулинотерапию. Конечно, это было не столь сложно, как бином Ньютона, как я предполагал вначале, но было очевидно, что моё решение может иметь последствия для всей карьеры. И вот в октябре 2006 года я перёшел на инсулин, и, согласно инструкции, о которой я упомянул выше, моя дальнейшая служба в ВМС стала невозможной.

КАК Я ГОТОВИЛСЯ…

Как только я перешёл на инсулин, мои уровни сахара крови стали стабильны, и у меня появилось отличное чувство оптимального контроля над диабетом. Мой лечащий врач обратил внимание на интернет-сайт www.runsweet.com, который посвящён спорту у людей с диабетом. Я изучил его, как говорится, вдоль и поперёк, стал общаться с другими спортсменами, имеющими СД. Это помогло мне правильно выстраивать свой инсулиновый режим во время периода тренировок.
К примеру, если я отправлялся на целый день гулять по холмам, то снижал свою ночную дозу до 8 ЕД, вводил нормальную дозу «ультракороткого» инсулина на завтрак, а затем перекусывал в течение дня без инъекций, и всё это приводило к тому, что мой уровень сахара крови к концу дня составлял 5-6 ммоль/л. Если я занимался общей тренировкой в гимнастическом зале, включающей 45-60 минут кардиоваскулярных упражнений, то обычно использовал или 200 мл спортивного энергетического напитка или ел полдюжины сухих абрикосов — в обоих случаях без предварительного введения инсулина и повторял то же самое в конце тренировочной сессии.
Словом, такая практика всегда поддерживала мои «сахара» практически на нормальном значении к завершению тренировки. Правда, она прекрасно работает в условиях, когда у организма есть достаточно времени для восстановления. Когда же я столкнулся с подготовкой к большой регате, то понял, что тут совсем другие условия.
Атлантическая гребная регата проходит раз в два года; она берёт старт на Канарских островах и завершается примерно через 60 дней на Антигуа. Причём начинается она в первых числах декабря, чтобы избежать сезона тропических циклонов и ураганов. Сама лодка примерно 23 фута в длину (около 7 метров) и семь футов в ширину (чуть больше 2 метров). Мы занимались греблей строго по часам: 2 часа гребешь, 2 часа отдыхаешь.
Основной вопрос был: какой эффект окажет столь изматывающее и требующее напряжения всех сил спортивное событие на организм человека с диабетом? Ответа на него я не представлял, и, наверное, мне его не мог дать никто. Для подготовки к регате мы тренировались 2-3 раза в неделю, используя гребные тренажёры и реальную греблю на длинные дистанции. Мы также добавили пробежки в медленном ритме и заезды на «великах». Проблемы, с которыми я столкнулся при возросших нагрузках, — это правильное потребление калорий и требования по инсулиновому режиму, поэтому я усилил самоконтроль и проводил тестирование каждые 2 часа.
Конечно, тренировка на гребном тренажёре и в реальном море — это, как говорится, две большие разницы. Если на тренажёре учитываются в основном физические усилия, то в открытом море прибавляются нервное напряжение, необходимость оперативной реакции на внештатные ситуации и многие другие факторы, которые невозможно предсказать «на берегу».

ДИАБЕТ В ОКЕАНЕ

Итак, началась Атлантическая гребная регата, которую я ждал с таким нетерпением. Скажу сразу: во время этой экспедиции я использовал новейший глюкометр «Акку Чек компакт плюс» и измерял уровень сахара крови раз в два часа — так же, как на тренировках. Точнее, я замерял его до и после каждой сессии гребли, затем данные загружались с глюкометра на ноутбук с помощью специального программного обеспечения и через спутниковый канал связи передавались в Соединенное Королевство, где наши врачи и консультанты их анализировали и корректировали моё поведение. У нас была налажена эффективная обратная связь, и этот факт, на мой взгляд, трудно переоценить.
Ещё одно обстоятельство, которое нельзя сбрасывать со счетов. Как вы поняли, речь идет о возможностях гипо- и гипергликемии. Мой партнер по гребле, Скотт был проинформирован доктором Гэлленом и его командой, как использовать набор по глюкагону в случае тяжёлой «гипо». С другой стороны, если бы мои «сахара» стали расти и продуцировать кетоны, я должен был увеличить приём инсулина и пищи и убедиться в том, что я потребляю достаточно жидкости. В том случае, если бы я не смог что-то принимать, например, из-за развития морской болезни, Скотт также получил инструкции что делать.
Мы установили интенсивность питания — до 7000 килокалорий в день, большей частью состоящих из спортивных напитков. Для выверенного объёма я потреблял по 570 килокалорий с двумя литрами воды (что превышало наши расчёты на тренировках практически вдвое). Затем я употреблял восстановительные напитки, содержащие по 290 килокалорий. Также было три приёма пищи без воды примерно по 425 килокалорий каждый, остальное пришлось на плитки с шоколадом, протеины, злаки и смешанные орехи. Инсулин вводился со всеми выше перечисленными приёмами пищи, за исключением спортивных напитков, потребляемых во время двухчасовых гребных сессий.
Эти сессии также не были столь просты, как это представлялось вначале: каждая из них чем-то отличалась от предыдущей. Меня также затрудняло устраивать каждый день третий приём пищи, и я стал ограничиваться двумя приемами. Я использовал по два или три восстановительных напитка в день, а иногда обходился вовсе без них. Всё это дало существенное сокращение ежедневного потребления килокалорий (примерно на 3200 меньше). Даже с учетом этого фактора я вначале не заметил серьёзной потери веса. Но, как выяснилось позже, к концу гонки я потерял 15 килограммов своего веса!
В целом мои уровни сахара крови были достаточно стабильными и не изменялись значительно на продолжении нашего пути в океане. Только три раза за весь маршрут я начинал чувствовать легкие гипогликемии, которые тут же подавлял плиткой шоколада.
Я также увеличил на шестой день пути дозу гларгина с 10 до 12 ЕД, и мой приём инсулина колебался между двумя этими дозами в течение длительного времени.

СЮРПРИЗЫ БОЛЬШОЙ РЕГАТЫ

Во время регаты мы беспокоились по поводу возможных встреч с акулами, но, к счастью, так и не встретили ни одной. Самое интересное — мы увидели одновременно около 30 дельфинов, которые демонстрировали нам поистине акробатические номера. Ещё мы несколько раз встречали китов, один раз - на рассвете, когда огромная масса кита внезапно поднялась из тёмных глубин и, подсвечиваемая восходящим солнцем, прошла мимо нас примерно на расстоянии 200 метров. Мы благодарили Бога, что не оказались на его пути, иначе он бы нас просто разнёс на куски. Кстати, киты могут скользить по волнам до 100 метров, после чего опять погружаются в воду.
Примерно за 1000 миль до финиша мы наблюдали гигантскую морскую черепаху. Она не преминула поинтересоваться, кто нарушает её привычный маршрут, и чуть не сломала руль нашей лодки своим панцирем. Мы также любовались стаями летающих рыб, которые вырываются из воды на невообразимой скорости, переливаясь на солнце, подобно неоновой рекламе в мегаполисах. Еще мы встретили маленькую птичку, которая, как мы поняли позднее, была предвестницей шторма. Эта птица обычно сопровождает корабли, пытаясь что-то подобрать с палубы. И хотя у нас особо нечего было подбирать, наша спутница оказалась очень терпеливой и летела рядом с нами даже ночью, напоминая своими контурами летучую мышь.
Путешествие в океане отличается непредсказуемостью, и особенно это касается волн. В начале регаты нас сопровождали волны высотой 20-30 футов каждая (6-9 метров), но по-настоящему страшно стало, когда сразу после Нью-Йорка мы увидели волны высотой 40 футов (более 12 метров). Они практически опрокинули нашу лодку, но мы продолжали оставаться на плаву, хотя нам стоило неимоверных усилий удержаться на ногах.
Днем солнце палило нещадно — в кабине мы себя чувствовали, как в раскалённом карцере. Но на более поздних этапах пути не было недостатка и в дождях — они шли примерно по десять минут, но очень часто и практически с нулевой видимостью. Иногда наблюдался полный штиль, что позволяло нам немного расслабиться: поплавать в морской воде и привести себя в порядок. Один из нас стоял на дозоре и наблюдал, нет ли поблизости акул.
Если погодные условия не позволяли нам грести, то мы выбрасывали якорь, который выполнял роль тормоза, и выглядел в прозрачной воде как огромная медуза. Вообще мы стали свидетелями множества интересных природных явлений, например, видели необычно подсвеченные облака, а дважды — даже метеоритный «дождь».
Что касается управления диабетом, то тут всё было отлично! Большую поддержку я получал из Англии от доктора Гэллена и других членов его команды через спутниковый канал связи. Режим питания и инсулинотерапия были разработаны еще до отплытия, так что мне оставалось лишь неукоснительно придерживаться рекомендаций.
Общее состояние здоровья тоже было нормальным, несмотря на то, что ныли мускулы и организм чувствовал себя несколько разбитым. Наши попы также болели, от постоянного контакта с водой образовывались солевые язвы — это было как будто ты сидишь на наждачной бумаге. Сказывался также недостаток сна — попробуйте два часа грести, потом два часа отдыхать (включая сон), потом опять грести. И так в течение суток, а суток в нашем путешествии было ой как много.
…Но вот, наконец, после 67 дней, 10 часов и 10 минут путешествия на лодке в открытом океане мы пересекли финишную прямую. В порт Антигуа мы вошли уже затемно, когда он был освещен яркими прожекторами. На причале мы увидели членов наших семей и других участников регаты.
Мы даже не понимали, а скорее чувствовали: да, мы сделали это, доказав, что любые препятствия преодолимы!
В первой двадцатке мы заняли 11-е место!!!

По материалам сайта
www.runsweet.com
подготовил Василий Писаревский

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости