202 дней, 15 часов, 8 минуты

До всемирного дня диабета!

Тонизирующие напитки: мифы и реальность. Михаил Богомолов

Михаил Богомолов,
Врач-психоэндокринолог,
диабетолог, президент МОО
«Российская диабетическая ассоциация»

Сегодня насчитывается около 200 брендов безалкогольных тонизирующих напитков (БТН), которые продаются в 165 странах на всех континентах: от Австрии, Франции и других стран Европы до Австралии, Малайзии, Мальдив, Филиппин, США и Канады. Популярность БТН во всем мире связана с приятным вкусом, способностью поддерживать водный баланс в организме, повышать умственную активность, физическую выносливость и работоспособность. Снижение сонливости, повышение когнитивных функций, сохранение концентрации внимания при употреблении этих продуктов оценили самые разные потребители: спортсмены, студенты, военные, журналисты, водители-дальнобойщики и просто те люди, кому нужен запас бодрости на целый день.

В 2011 году Министерство здравоохранения Канады объявило, что энергетические напитки следует отнести к категории пищевых продуктов, так как они употребляются с той же целью, что и любые другие напитки. В этом решении относительно энергетических напитков канадское Министерство здравоохранения последовало примеру США, Австралии, Новой Зеландии и стран, входящих в состав Евросоюза.

Тем не менее в ходе дебатов вокруг безалкогольных тонизирующих напитков в нашей стране часто высказываются мнения, которые дискредитируют БТН. И опираются они не на исследования авторитетных медицинских учреждений на эту тему, которые доступны в основном профессиональной аудитории и, к сожалению, мало известны широкой публике, а на циркулирующие слухи и мифы, не имеющие под собой реальной почвы. Будем их опровергать, базируясь на подтвержденных цифрах, фактах, результатах исследований зарубежных и отечественных специалистов.

миф 1 «Употребления БТН в России в последнее время резко возросло»

Этот миф опровергают результаты исследования «Структура потребления (источники и уровни) населением РФ продуктов, содержащих кофеин», проведенного в 2013 году ВЦИОМ по заказу Национального фонда защиты потребителей.

В соответствии с ними, средний уровень потребления безалкогольных тонизирующих напитков в Российской Федерации составляет около 1 литра на человека в год, что не превышает 2–3% от среднедушевого потребления алкоголя крепости водки. И это за 15 лет существования на рынке! Для сравнения, в Австрии выпивают около 10 литров БТН на человека в год.

По данным ВЦИОМ, из кофеиносодержащих продуктов (чай, кофе, шоколад, лекарства, напитки категории «кола» и т.д.), меньше всего население России потребляло в 2013 году тонизирующих напитков: 19,5% среди взрослого населения и 23,1% среди подростков.

Основными потребителями энергетиков являются люди в возрасте от 22 до 34 лет, зачастую пьющие их в вечернее и дневное время вместо кофе. При этом самым популярным кофеиносодержащим напитком остается чай: хотя бы раз в год его пили 95% взрослого населения и 98% подростков в возрасте 12–17 лет (см. табл. 1).

Так, средний российский подросток (12–17 лет) в год выпивает 916 чашек чая, 236 чашек кофе, 140 порций напитков «кола», съедает 129 порций шоколада и употребляет 9 таблеток кофеиносодержащих лекарств (см. табл. 2). При этом 77% процентов подростков в РФ ни разу не пробовали безалкогольные тонизирующие напитки, а оставшиеся 23% подростков выпивают примерно 26 банок (емкостью 250 мл) безалкогольных тонизирующих напитков в год, или 1 банку (250 мл) в 2 недели.

Иными словами, поступление кофеина в организм подростков с чаем (62%) и кофе (25%) в разы выше, чем с безалкогольными тонизирующими напитками (см. диаграмму 1), причем потребление БТН невелико как в абсолютных, так и относительных цифрах.

Расчеты с учетом медианных значений потребления показали, что 64,7% кофеина у взрослого населения и 80,4% у подростков поступает в составе чая.

Вклад кофе в суточную дозу кофеина составляет 33,7% у взрослого населения и всего 12,1% у подростков.

Что касается остальной части населения России, то по данным ВЦИОМ, 70–80% россиян вообще никогда не пробовали БТН. А приверженцы этих напитков употребляют 3–10 банок (емкостью 250 мл) в месяц, что никак не может быть проблемой.

Примерно такая же картина в Европе. Здесь можно сослаться на благополучную Австрию. Как показали исследования, проведенные в этой стране, для взрослого населения главным источником нагрузки кофеином является кофе (66–75% для разных половозрастных групп), далее следуют «энергетические напитки» (порядка 9–20% в общей квоте кофеина); вклад остальных источников незначителен за исключением лекарств, потребление которых трудно поддается учету.

миф 2 «Потребление БТН приводит к разрушению организма: желудка, печени, почек и других органов»

Реальная практика говорит о другом: БТН проходят сложную и пристрастную процедуру оценки безопасности, установленную в РФ, поскольку являются объектом обязательной государственной регистрации, которая включает санитарно-гигиеническую экспертизу состава напитков и их маркировки, определение их соответствия параметрам безопасности, установленным законодательством, и завершается Государственной регистрацией. Экспертиза проводится Институтом питания РАМН — ведущим научным учреждением РФ в области пищевой безопасности. Свидетельство Госрегистрации подписывается главным санитарным врачом РФ и гласит, что напиток безопасен и предназначен для употребления в пищу.

В январе 2015 года Европейское управление по контролю безопасности продуктов питания (EFSA) опубликовало предварительные результаты «Научного исследования по вопросам безопасности кофеина», проведенного по заказу Европейской комиссии в связи с многочисленными вопросами относительно безопасного для здоровья уровня потребления кофеина, в том числе входящего в состав «энергетических напитков».

В основу выводов были положены итоги 39 обзоров, подготовленных в 22 странах Европы, в которых приняли участие 66531 человек. Основные выводы европейских ученых свелись к следующему: а) Употребление кофеина до 400 мг в день не представляет проблемы для всех, за исключением беременных; б) Употребление кофеина до 200 мг в день не представляет опасности для беременных; в) Безопасная доза кофеина для взрослых (3 мг на 1 кг веса в день) может быть использована при обосновании расчетов безопасных дневных доз кофеина для детей 3–10 лет и подростков 10–18 лет. Т. е. несовершеннолетний ребенок с весом в 40 кг может употреблять до 120 мг кофеина в день; г) Однократные дозы кофеина до 200 мг не приводят к клинически значимым изменениям давления, кровотока миокарда, гидратации или температуры организма. Другие компоненты «энергетических» напитков (таурин, глюкуронолактон) не представляют опасности, поскольку отсутствует их неблагоприятное взаимодействие с кофеином.

миф 3 «В состав БТН входят неконтролируемые, неизвестные или опасные ингредиенты»

К типичным компонентам БТН, помимо воды и сахара, относятся таурин, глюкуронолактон, инозитол и кофеин. Многочисленные токсикологические оценки этих компонентов в ведущих организациях РФ и мира констатировали, что в каждом из них и в их сочетаниях отсутствуют опасные ингредиенты.

Витамины группы В — жизненно важные соединения, участвующие в процессах энергетического обмена и повышающие физическую работоспособность и умственную активность человека.

Кроме того, как предполагают некоторые исследователи, витамины группы В способны улучшать настроение. Сахароза и глюкоза необходимы в тонизирующих напитках, чтобы защитить организм от истощения запасов гликогена.

В банке тонизирующего напитка содержится в общей сложности 27 г сахарозы и глюкозы, что приблизительно равно количеству этих углеводов в стакане яблочного или апельсинового сока.

Таурин — аминосульфокислота, образующаяся естественным путем в организме человека из серосодержащих аминокислот и выполняющая ряд физиологически важных функций, в частности как компонент желчных кислот.

Таурин участвует в самых разных биологических процессах: помогает регулировать уровень воды и минеральных солей в организме, играет важную роль в развитии мозга. Он содержится в птице, рыбе, морепродуктах (морские гребешки) и даже в детском питании.

Адекватный уровень суточного потребления таурина составляет 400 мг, верхний допустимый уровень — 1,2 г.

В стандартной баночке тонизирующего напитка (250 мл) содержится 1000 мг таурина. Следует заметить, что в организме человека весом 70 кг присутствует около 70 г таурина (что в 70 раз больше, чем содержится в банке с популярным тонизирующим напитком).

Глюкуронолактон образуется в организме из глюкозы, после приема с пищей метаболизируется до глюкуроновой кислоты, которая окисляется до углекислого газа и воды либо участвует в детоксикации, т.е. в связывании ксенобиотиков в микросомальной фракции печени и выводится с желчью. Группа европейских экспертов, проводивших исследование по заказу Европейского управления по контролю безопасности продуктов питания, в научном заключении EFSA-Q-2007–113 от 15.01.2009 года «Использование таурина и Д-глюкоронолактона в качестве компонентов энергетических напитков» пришла к выводу о том, что таурин и Д-глюкоронолактон, являющиеся природными компонентами, в энергетических напитках не оказывают вредного воздействия на организм.

Кофеин содержится в БТН в относительно высокой концентрации, но не выше, чем в чае, кофе, какао. В стандартной баночке самого распространенного безалкогольного тонизирующего напитка объемом 250 мл содержится 80 мг кофеина. Для сравнения, примерно то же количество кофеина содержится в средней чашке растворимого кофе.

Гурманы, предпочитающие изысканные виды кофе, например, капучино, потребляют до 160 мг кофеина на одну чашку.

Отнеся энергетические напитки к пищевым продуктам, Министерство здравоохранения Канады также указало максимально допустимый уровень содержания кофеина в энергетических напитках. Стандартные банки напитков (объемом около 250 мл) могут содержать не более 100 мг кофеина, банки среднего размера (объемом от 473 до 750 мл) — не более 180 мг. В отличие от производителей чая и кофе, производители энергетических напитков в обязательном порядке указывают на этикетке общее содержание кофеина в продукте.

В Российской Федерации установлены нормы содержания кофеина для различных продуктов. В техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» в статье 9 «Требования безопасности к тонизирующим напиткам» указывается, что содержание кофеина в тонизирующих напитках не должно превышать 400 мг/куб. дм. В Приложении 3 к ТР ТС 021/2011 «Гигиенические требования к безопасности пищевой продукции» в разделе 8 установлено, что «содержание кофеина в напитках, содержащих кофеин, не должно превышать 150 г/куб. дм, а в специализированных напитках, содержащих кофеин, не должно превышать 400 г/куб. дм».

По просьбе первого в России социально ориентированного телеканала «Москва. Доверие» в марте 2015 года НИИ Питания РАМН провел лабораторные исследования ингредиентов и их доз, входящих в состав самого дорогого и самого дешевого безалкогольных тонизирующих напитков. По заключению заведующего лабораторией химии пищевых продуктов Института питания РАМН, к.м.н. Владимира Бессонова, у этих двух образцов при огромной разнице в цене почти идентичный состав. Но специалисты объяснили это просто: в России действуют строгие ГОСТы, а цена зависит только от статуса бренда. «В очередной раз мы убедились, что эта группа продуктов соответствует национальным стандартам, требованиям технического регламента, ГОСТу и тем данным, которые указаны на упаковке. Энергетики вполне безобидный продукт. Но самое главное — содержание кофеина и таурина соответствует заявленному».

миф 4 и миф 5 «Регулярное потребление БТН приводит к появлению зависимости, сродни наркотической» и «Употребление БТН — первый шаг к употреблению алкоголя и наркотиков (алкоголизация населения)»

Статистика алкоголя, наркотиков и БТН никак не соотносятся. Ни количественно, ни качественно. Эксперты в области диетологии, наркологии и токсикологии подчеркивают, что причинно-следственная связь здесь отсутствует. Реальной статистики из солидных источников, авторитетно подтверждающих стойкую зависимость от БТН, а уж тем более того, что употребление БТН — первый шаг к наркотикам и алкоголизации населения — нет.

При этом риск причинения вреда здоровью при потреблении безалкогольных тонизирующих напитков не превышает риска от кофе, который возможен только при очень больших объемах потребления, так же как и при неумеренном употреблении многих других пищевых продуктов. А вопреки сложившемуся мнению, средний уровень потребления энергетических напитков (и подростками, и взрослыми) заметно уступает значениям этого показателя по другим кофеиносодержащим продуктам. В основном уровень потребления БТН оценивается как низкий или очень низкий.

Среди взрослого населения — 11,9%, среди подростков — 14,2%. Средний уровень потребления энергетиков составляет лишь 6,2% у взрослых и 7,6% — у подростков. Взрослых жителей России с очень высоким уровнем потребления энергетиков (более 1 банки 250 мл ежедневно) ничтожно мало — 0,7%, а среди подростков — 0,6%.

Вместе с тем, по мнению отечественных медицинских экспертов, опирающихся на данные стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015– 2030 гг., главными угрозами здоровью россиян являются злоупотребление алкоголем, табакокурение и употребление наркотиков. В этом перечне нет упоминания БТН как серьезного фактора, массово влияющего на здоровье населения страны.

По оценке Всемирной организации здравоохранения, в 2014 году Россия находилась на четвертом месте в мире по уровню потребления алкоголя (чистого этилового спирта) на душу населения (15,76 л на человека в год). По данным комитета Госдумы РФ по охране здоровья, количество смертельных случаев от алкоголя по-прежнему остается высоким — около 75200 человек в год, а по данным Росстата, 33% юношей и 20% девушек регулярно употребляют алкоголь.

В настоящее время в СМИ, на экспертных советах и в общественных дискуссиях предлагают безалкогольные тонизирующие напитки (типа «Байкал», «Саяны», «Ред Булл», «Кола», «Хинин тоник» и т.д.) приравнивать к алкоголю, порядок их продажи предлагают регулировать так же, как и алкогольную продукцию (например, их продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещается).

Между тем ни одним федеральным законом не предусмотрено каких-либо ограничений на производство и оборот безалкогольных тонизирующих напитков. Более того, на федеральном уровне законопроект «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) безалкогольных тонизирующих напитков» не был поддержан правительством Российской Федерации, поскольку установление каких-либо правоограничений для несовершеннолетних региональным законодательством просто неконституционно и не соответствуют современной международной законодательной практике. Действующее законодательство РФ и технический регламент Таможенного союза обеспечивают необходимый уровень безопасного потребления безалкогольных тонизирующих напитков всеми категориями населения, в том числе и подростками.

Предлагаемые в ряде регионов РФ ограничительные меры не имеют под собой научного обоснования: на сегодняшний день не существует ни одного исследования, подтверждающего наличие в составе безалкогольных тонизирующих напитков небезопасных для потребления ингредиентов. В то же время данные различных научных исследований, в том числе в РФ, свидетельствуют, что при умеренном потреблении (как и любой пищевой продукт) безалкогольные тонизирующие напитки являются безопасными для здоровья.

Поспешное введение различных ограничений на оборот БТН в розничной торговле, без учета мнения делового сообщества, экспертов и ученых, не будет способствовать решению задач, провозглашаемых его инициаторами, а только ухудшит условия ведения бизнеса для производителей безалкогольных тонизирующих напитков, предприятий торговли, индустрии гостеприимства и общественного питания. Запрет на безалкогольные тонизирующие напитки будет стимулировать развитие «теневой» торговли, спровоцирует отток потребителей от цивилизованной и контролируемой системы общественного питания и быстрого обслуживания (кафе, ресторанов, столовых, гостиниц, развлекательных центров).

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, академик РАЕН Александр Калинин считает, что призывы к ограничению или запрету продажи тех или иных продуктов есть не что иное, как попытка ограничения свободы потребительского выбора. Прямые запреты на производство и продажу отдельных товаров оправданы и необходимы только тогда, когда потребительские свойства товара сопровождаются вредными для здоровья эффектами, о которых потребитель даже не подозревает. Но этот вред должен быть доказан и научно обоснован, иначе любой подобный запрет будет выглядеть как инструмент конкурентной борьбы. В то же время история таких запретов во многих странах очень поучительна, поскольку показывает, что они малоэффективны, а порой приводят к результатам, прямо противоположным ожидавшимся.

Эти факты указывают на необоснованность позиции части законодателей, выступающих за жесткое ограничение продаж безалкогольных тонизирующих напитков. В этом вопросе имеет смысл учесть многолетний опыт ведущих зарубежных стран, например, Европы и Северной Америки, где законодательные акты по ограничению каких-либо продуктов принимают на основе устойчивой многолетней статистики.

Большая часть российских экспертов сходятся во мнении, что шумиха вокруг безалкогольных тонизирующих напитков носит надуманный характер, реальный масштаб их негативного воздействия на молодежь сильно преувеличен.

Они рекомендуют сосредоточиться на борьбе с растущим потреблением алкогольной продукции и наркотиков. Именно здесь и существует не надуманная, а реальная угроза нации.

Михаил Богомолов, Врач-психоэндокринолог, диабетолог, президент МОО «Российская диабетическая ассоциация»