ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Система охраны здоровья спортсменов и физкультурников в Российской Федерации
базируется, прежде всего, на методологии отбора кандидатов, построенной на комиссионных
экспертных оценках, соответствующих требованиям главы 7 Федерального Закона № 323 от
21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и имеющей
прямое отношение к системе диагностики состояния здоровья.
Серьезным препятствием для разработки медико-санитарных критериев, позволяющих
осуществлять отбор спортсменов, является отсутствие нормативно и методически закрепленных
документов, регламентирующих данный процесс. Инициативные предложения от групп
специалистов не могут пока считаться отражением системной работы, а прямой перенос
международных рекомендаций и профессиональных консенсусов невозможен, так как требует
профессиональной и нормативной адаптации к российским условиям.
За рубежом опубликованы официальные документы по спортивной медицине, которые
предписывают врачам действия в тех или иных ситуациях. Подобные документы обычно
издаются обществами или ассоциациями, связанными с тематикой спорта и/или медицины. Они
могут именоваться position statement ("официальная позиция"), consensus statement (официальное
согласованное мнение), recommendations (рекомендации), guidelines (руководства); вне
зависимости от варианта английского названия, суть этих документов одна и та же. В
отечественной медицине подобные документы принято называть "рекомендациями" или
"руководством", хотя в условиях современного нормативно-правового регулирования их лучше
обозначать как "стандарты (или клинические протоколы) по спортивной медицине", или
"медицинские критерии", или «методические рекомендации».
В отечественном здравоохранении в настоящее время предложены следующие
рекомендации: Перечень заболеваний, препятствующих отбору для поступления в
общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов
большого спорта (Мотылянская Р.Е. с соавт., 1988), Перечень основных заболеваний и
патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом (Макарова Г.А.,
Краснов А.Б., 2002), Перечень медицинских противопоказаний к учебно-тренировочному
процессу и участию в спортивных соревнованиях на этапах спортивного совершенствования и
высшего спортивного мастерства (Дидур М.Д., Ефимов, А.В., 2011), Национальные
рекомендации по допуску спортсменов с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой
системы к тренировочному и соревновательному процессу (2011), Допуск к занятиям
спортом при пограничных состояниях здоровья (Гуревич Т.С., 2012), а также Допуск к
7
занятиям физической культурой и спортом при заболеваниях органов зрения (Хурай А.Р.,
2010).
Однако на сегодняшний день ни один из предлагаемых проектов не отвечает в полной
мере требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, в связи с отсутствием:
- законодательной базы, определяющей в Российской Федерации ответственность врачей
в случае внезапной смерти спортсменов и физкультурников;
- полного соответствия между существующими перечнями противопоказаний к занятиям
спортом и программами первичного и ежегодного углубленного медицинского обследования
спортсменов;
- возможности четко классифицировать виды спорта по характеру используемых
тренировочных нагрузок в связи с резким увеличением практически во всех видах спортивной
деятельности удельного веса нагрузок силовой направленности;
- отдельного перечня противопоказаний и сроков допуска к занятиям спортом после
острых инфекционных заболеваний;
- специальных рекомендаций по допуску к занятиям спортом после перенесенных
спортсменами черепно-мозговых травм;
- специальных рекомендаций по соревновательному скринингу спортсменов в отдельных
видах спорта (например, в боксе).
Учитывая сказанное, сотрудниками ФГБУ «ЦСМ ФМБА России» на основании
комплекса национальных и зарубежных проектов перечней противопоказаний к занятиям
спортом разработан новый проект временных методических рекомендаций, позволяющий
специалистам осуществлять экспертную оценку состояния здоровья спортсменов и
физкультурников при допуске к занятиям спортом, с учетом уровня их квалификации и
перечисленных выше положений.