202 дней, 15 часов, 22 минуты

До всемирного дня диабета!

Доступные лекарства: как это будет работать в Украине

«Сегодня более 90% лекарственных средств украинцы покупают за собственные деньги, а большая часть населения не может приобрести лекарства потому, что не хватает на это средств», — с замминистра здравоохранения Романом Илыком вряд ли кто-то не согласится.
 
По словам чиновника, проект предусматривает реимбурсацию (государственная система полного или частичного возмещения стоимости купленных пациентами лекарственных препаратов) лекарств для лечения сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и бронхиальной астмы. Несмотря на то, что реимбурсация работает во многих странах и является эффективной системой обеспечения пациентов лечением, украинцам это иностранное слово (от англ. reimbursement — выплата компенсаций) вряд ли внушает радужные перспективы — еще свежи воспоминания о не совсем удавшемся пилотном проекте по гипертонии.
 

Реимбурсация по-украински, или Гипертонию мы уже «вылечили»

 
Механизм реимбурсации реализуется следующим образом. Врач назначает пациенту препарат из утвержденного Минздравом перечня, в аптеке по рецепту выдают лекарство либо бесплатно, либо оплачивается часть его стоимости. Аптека получает компенсацию из госбюджета. Это теория. Практика, как нередко бывает, дала сбои.
 
Так, по итогам 2013 года в рамках реализации данного проекта на лекарства от гипертензии из 191,6 млн грн выделенных средств было израсходовано 164,64 млн грн (85,9 %). То есть почти 27 млн грн вернулись в бюджет. Получается, что государство выделило деньги для компенсации стоимости препаратов, а пациенты отказывались от них и продолжали покупать медикаменты за свой счет? Чаще всего происходило подобным образом. Больной гипертонией приходил в аптеку за лекарством, которое принимал длительное время, и готов был доплатить за препарат, стоивший выше «порога» реимбурсации. Однако в аптеке ему настойчиво предлагали альтернативу — взять более дешевое лекарство, которое входит в ценовой диапазон реимбурсации, или же полностью оплатить желаемое, поскольку механизм компенсации не отработан. Причина проста: для аптек торговать препаратами из списка программы реимбурсации было невыгодно, ведь государство то и дело затягивало расчет с аптечными сетями, при этом добавив нагрузку с бумажной работой и отчетностью.
 
Механизм регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертензией в 2012–2014 годах был неэффективным. Такой вердикт вынесла Счетная палата по результатам проведенного аудита относительно использования субвенции из госбюджета местными бюджетами Киева и Киевской области. Из выделенных 36 млн грн не было освоено 6,4 млн грн, а перед субъектами хозяйствования в Киеве (по состоянию на 1 января 2015-го) образовалась задолженность за отпущенные населению препараты в сумме 4,6 млн грн.
 
Социальный эффект от реализации пилотного проекта вряд ли можно назвать успешным, ведь 700 тыс. пациентов из 1,2 млн человек, находившихся на учете как гипертоники, вообще не смогли воспользоваться льготами. Не удалось также достичь цели по удешевлению медикаментов для пациентов. Льготные рецепты помогли сэкономить бюджет больным гипертонией несущественно: в среднем в Киеве такое снижение составляло 22 грн, в Киевской области — 19 грн за год.
 
Кроме этого, во время пилотного проекта появились новые мошеннические схемы. Известны случаи, когда врачи выписывали рецепты липовым пациентам, которые получали медпрепараты в аптеке бесплатно либо со скидкой. Затем приносили эти лекарства врачам, а те перепродавали их уже реальным пациентам.
 
Не нужно также забывать, что реализация проектов реимбурсации с высокой долей вероятности может быть сопряжена с лоббированием интересов определенных фармкомпаний, производящих соответствующую продукцию.
 
Все вышеописанное говорит о том, что, не учтя ошибки прошлого, вряд ли получится сделать успешным следующий проект. Негативный опыт, безусловно, будет бросать тень даже на самые добрые начинания. И это тоже может стать проблемой, ведь субъекты хозяйствования различных форм собственности, занимающиеся розничной торговлей лекарственными средствами, вряд ли побегут участвовать в новом проекте, учитывая все риски.
 
Именно из-за множества то и дело всплывающих проблем до сих пор откладывается внедрение системы реимбурсации инсулинов, запланированное вначале на 1 января, а потом на 1 апреля 2016 года. Например, не каждая аптека может участвовать в этом проекте, ведь для хранения инсулинов нужны соответствующие условия. В то же время должна быть создана достаточно разветвленная сеть таких заведений, чтобы максимально приблизить их к месту жительства пациентов. Можно было бы предположить, что новой датой начала работы проекта станет 1 января 2017 года. Ведь электронный реестр инсулинозависимых пациентов был разработан еще в конце прошлого года. (Реестр инсулинозависимых пациентов предусматривает уникальный электронный код рецепта и позволяет определять необходимые регионам средства на реимбурсацию инсулинов. По данным Минздрава, по состоянию на 1 января 2016 года в Украине зарегистрировано около 1,224 млн больных сахарным диабетом, из них более 200 тыс. пациентов являются инсулинозависимыми.)
 
Однако на днях и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун сообщила, что в 2017-м обеспечение инсулинами, скорее всего, будет осуществляться по действующей в настоящее время системе бюджетных закупок: «У нас есть проблема с инсулином. Иногда я не могу поверить, что такое может быть: даже реестр [инсулинозависимых] пациентов находится в частных руках... Мы будем искать деньги, чтобы он стал нашей собственностью. Вся работа по разработке реестра была уже сделана. Если начать ее с нуля, то это заберет два года, чтобы у нас был реестр, чтобы была программа».
 
Видимо, Александра Павленко, в бытность замминистра здравоохранения, не зря отмечала, что Минздрав своими силами нашел возможность разработать реестр, так как «Минфин не дал денег на это».
 
6 октября на сайте Минздрава появилась информация о планах ведомства запустить с 1 января 2017 года проект реимбурсации стоимости лекарств. Для этого будет создан национальный перечень основных лекарственных средств с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Главным приоритетом введения реимбурсации в 2017 году станет лечение болезней, которые в первую очередь влияют на основные показатели здоровья населения (сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет II типа, бронхиальная астма) и эффективно лечатся на амбулаторном этапе. Возмещение стоимости лекарств будет определяться национальным перечнем основных лекарственных средств в 2017 году, который состоит из 22 международных непатентованных названий.
 
В том, что возмещение стоимости лекарств заработает на полную силу с января следующего года, сомневается Ольга Стефанишина, исполнительный директор БФ «Пациенты Украины». Объясняет она свое мнение тем, что система возмещения затрат на лекарства не может быть реализована в столь быстрый срок: «Заявления правительства о том, что у нас заработает массовая реимбурсация на лекарства от всех болезней с 1 января, — это, мягко говоря, нереалистично. Для того, чтобы эта система заработала, нужно и законы изменить: написать собственный закон о реимбурсации, внести изменения в Налоговый кодекс и обновить реестр пациентов...».
 
Во многих странах реимбурсация — это фундамент, на котором строится государственное цивилизованное влияние на фармацевтический рынок, предсказуемость цен в аптеках. Это позволяет избежать проблем, которые возникают, например, при тендерных закупках, и которые хорошо знакомы украинцам — пациенты остаются без жизненно необходимых лекарств.
 
Немало экспертов называют первые шаги Минздрава хорошими звоночками. Однако дадут ли им воплотиться в жизнь — вопрос. Если реформаторский пыл новой команды Минздрава будет поддержан на самом высоком уровне, а также Комитетом по вопросам здравоохранения, будет правильно выстроена коммуникация с медиками, обычными гражданами, пациентами, у нас все же есть шанс, что в 2017 году начнутся первые реальные изменения в системе здравоохранения.
 
Оксана ШКЛЯРСКАЯ