208 дней, 2 часов, 56 минуты

До всемирного дня диабета!

Где мои “стандартные” 730 тест-полосок?

Утвержденным приказом министерства здравоохранения республики региональным стандартом медицинской помощи больным сахарным диабетом нормы бесплатного предоставления отдельных средств были установлены в меньшем количестве в сравнении с федеральными стандартами медицинской помощи.

Так, количество тестов для определения глюкозы в крови к глюкометру для больных инсулинзависимым сахарным диабетом было снижено до 600 штук в год при нормативном количестве в 730.

Количество тестов для определения глюкозы в крови для больных с инсулиннезависимым сахарным диабетом снижено на 80 единиц в год при нормативном количестве в 180 штук в год.

На незаконный приказ министерства здравоохранения республики, установившей заниженные стандарты медицинской помощи, прокуратурой республики принесен протест, по результатам рассмотрения которого стандарты оказания помощи больным приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Об этом сообщает Прокуратура Республики Бурятия.

Продолжение:

Вопиющие факты нарушения закона выявила прокуратура республики во время проверки аптек и больниц города. В адрес Валерия Кожевникова, министра здравоохранения Бурятии, вынесено представление об устранении нарушений.

В эндокринологическом центре Республиканской больницы обнаружено 3137 упаковок тест-полосок для измерения уровня сахара в крови стоимостью 5 млн. рублей. Эти деньги из средств республиканского бюджета, можно сказать, выброшены на ветер. Тест-полоски, ежемесячная потребность которых составляет в среднем 338 упаковок, так и не дойдут до пациентов. Срок годности препаратов истек в феврале-марте 2010 года.

Не отличаясь особой рачительностью, Минздрав РБ сквозь пальцы смотрел и на поставку в больницы препаратов с остаточным сроком годности менее 60 процентов от общего срока годности. Так, 13 января 2009 года «Бурятфармацией» в больницу поставлено более 3931 упаковки тест-полосок, срок годности которых истекал уже 3 апреля 2009 года.

Допускались случаи выписки больным сахарным диабетом рецепта с превышением месячного норматива, больные необоснованно переводились на дорогостоящие аналоги инсулина.

Источник:http://www.infpol.ru/newspaper/number.php?ELEMENT_ID=30090

Комментарии:

Людмила К. 10 Dec, 2011
Здравствуйте, для «Российской диабетической ассоциации» важна информация в каких городах области какая обстановка складывается с обеспечением инсулинами и расходными материалами для конструктивного диалога с Минздравом и Правительством страны. Пишите все и всё. К сожалению, Минздрав сделал врачей заложниками своей не компетенции в вопросах прогрессирования сахарного диабета в России в целом. Федеральные льготники (в основном 1 тип диабета) должны обеспечиваться из федерального бюджета всем и инсулинами и тест-полосками, но у нас как всегда бардак. В настоящее время врач не может технически выписать рецепт через компьютер, если в базе нет товара. Если Вам врач выдаёт рецепт не рукописный, а выведенный из компьютера, то товар (тест-полоски или инсулин) должен быть в аптеке. И Вы можете, при отказе выдать Вам товар, обратиться в прокуратуру. Если Вам врач выписала рукописный рецепт (потому, что врач по закону не имеет права не выписать рецепт), то, скорее всего в наличии товара нет опять же из-за недофинансирования со стороны региональных и местных бюджетов. В любом случае я советую всем следующий порядок действия, при нарушении ваших прав:1. Взять рецепт у врача (врач обязан выдать рецепт либо напечатанный, либо рукописный); 2. Пойти в аптеку. 3. Если получили отказ в обеспечении, прямо пойти с заявлением в прокуратуру разобраться и восстановить ваше право на лечение. Посмотрите, пожалуйста, информацию о федеральных стандартах лечения больных сахарным диабетом здесь на этом сайте (Согласно Приказов Минздрава № 582 от 11.09.2007 и № 748 от 11.12.2007 стандарты лечения больных сахарным диабетом предусматривают бесплатное обеспечение тест-полосками в следующих объёмах: при 1 типе 730 тест-полосок и « Закон об охране здоровья»). Если Вам отказывают в исполнении ваших прав вот ваши действия: 1. купите упаковку тест-полосок; 2. снимите ксерокопию кассового документа; 3. напишите заявление в прокуратуру о том, что нарушаются ваши права и приложите ксерокопию. Если будете испытывать трудности в написании заявления, то обращайтесь в местное Диабетическое общество — там вам обязательно помогут и в составлении и в правильности написания заявления в прокуратуру….Можно начать со звонка в Министерство по телефону горячей линии и расскажите о вашей проблеме. Если вашу проблему они не решат, то напишите письменное заявление в «Российскую диабетическую ассоциацию» на имя его председателя и прокуратуру.
Людмила К. 10 Dec, 2011
.......чем больше от вас заявлений в прокуратуру, тем лучше будет ситуация с лекарственным обеспечением.
Ольга Сыч 05 Oct, 2012
Подскажите, пожалуйста, что касается законодательства Украины, кто знает, на что ссылаться и какие у нас права? Про бесплатные тест-полоски вообще не слышала...
Андрей Сафоненко 16 Feb, 2015
это было давно и неправда , и даже не в россии
Yeva 16 Feb, 2015
Андрей, обращение в прокуратуру было 4 года назад, в Бурятии (это Россия, озеро Байкал).
В прошлом году Приказ Минздравсоцразвития РФ ОТ 11.09.2007 N 582 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ИНСУЛИНЗАВИСИМЫМ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ признан недействующим, а для больных диабетом 2 типа до сих пор действует Приказ Минздравсоцразвития РФ ОТ 11.12.2007 N 748.
Инга Санникова 31 Aug, 2015

отдайте полоски!

В Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода
603 950, г.Н.Новгород, пер. Плотничный, д. 38
Судья:

от хххххххххххх
Адрес: ххххххххххххх
Телефон: хххххххххххх

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ ИСТЦА

Я, хххххххххххххх, инвалид 2 гр, диагноз: Сахарный диабет 1 тип тяжелого течения, осложненный диабетической полинейропатией, тяжелой диабетической пролиферативной ангиоретинопатией,диабетическая нефропатия, гонартроз, нуждаюсь в бесплатном обеспечении тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови из расчета 240 шт. в месяц.(Далее- тест-полоски)

В 2014 году лечащий врач поликлиники №ххх назначал мне регулярные измерения уровня глюкозы в крови и выписывал рецепты на тест- полоски для измерения гликемии.

За период с 01января 2015 года до сегодняшнего дня, несмотря на неоднократные обращения, мне выписаны 2(два) рецепта и выдана 1(одна) упаковка тест-полосок,(50 шт) в связи с отсутствием данных изделий в аптечном пункте, т.е. ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № хххх» не формирует заявку в Министерство здравоохранения Нижегородской области на данные медицинские изделия.

В связи с этим я была вынуждена приобретать тест- полоски на собственные средства.
Указанные действия(бездействия) повлекли существенное нарушение прав на бесплатную медицинскую помощь, а также причиняют мне значительный моральный и материальный вред, поскольку как одиноко проживающая инвалид, после оплаты услуг ЖКХ, я имею весьма скромный бюджет.
С учетом характера заболевания имеется реальная необходимость в незамедлительном обеспечении данными медицинскими изделиями..

В устной беседе по заявлению главного врача хххххх всвязи с тем, что Решением Верховного суда Российской Федерации от 09 апреля 2014 г. N АКПИ14-152 признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом», тест -полоски в 2015 г выдаваться не будут, также мне пояснили, что в связи с недостаточным финансированием по распоряжению Министерства здравоохранения Нижегородской области тест- полоски выдают только детям.

Однако стандарт медицинской помощи не является алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служит инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Кроме того, в соответствии с п.2 ст.55 Конституции РФ «. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений;

Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан

В силу п.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: 1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; 3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам

Согласно ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения;

Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации».
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2.).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В Приложении № 1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории заболеваний.
Так в Разделе «категории заболеваний» указан «Диабет», а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Также в перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской мощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.01.2007 №1, включены «Иглы инсулиновые», «тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови», «Шприц-ручка».

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» также включен : -сахарный диабет.

Таким образом, лицо, страдающее жизнеугрожающим и хроническим прогрессирующим редким (орфанным) заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов и медицинских изделий вне зависимости от их стоимости.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 ст.76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 ст.76 Конституции РФ) ;

В силу абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных
в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Статьёй 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

Также из п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Пункт 3 ч. 1 ст. 16 этого же Закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Ввиду этого, «Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017годов» предусмотрено предоставление в установленном порядке бюджету Нижегородской области субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
(см. глава V. Финансовое обеспечение Программы, раздел 2. Виды медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно за счет средств федерального бюджета) ,
Также, в главе III Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, включены «Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ»(п.6), соответственно, в Приложении № 3 к указанной Программе, содержащем Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно в разделе 12 ( Медицинские изделия) указано «№ 131 Иглы к шприц- ручкам для инсулина и № 133 Тест- полоски для определения гликемии»

С 01.01.2015г. действует также Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 2762-р, которым утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, куда включены: игла-скарификатор автоматическая; система мониторинга глюкозы в крови для домашнего использования (использования) у постели больного в целях диагностики in vitro; автоинъектор инсулина стандартный, со сменным картриджем.


В Письме Минздрава России от 27.03.2015 N 25-3/10/2-788 «Об обеспечении медицинскими изделиями при предоставлении набора социальных услуг» указано следующее:
«В целях сохранения прежнего уровня социальных гарантий и недопущения ущемления социальных прав указанной категории граждан действующий в настоящее время перечень медицинских изделий, сформированный согласно номенклатурной классификации медицинских изделий, включает вышеуказанные позиции.
1. Иглы инсулиновые - игла-скарификатор автоматическая (код вида медицинского изделия - 216340);
2. Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови - система мониторинга глюкозы в крови для домашнего использования (использования) у постели больного в целях диагностики in vitro (код вида медицинского изделия - 300680);
3. Шприц-ручка - автоинъектор инсулина стандартный, со сменным картриджем (код вида медицинского изделия - 136320)
».

Таким образом, из толкования вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что, прежде всего, обязанность по обеспечению лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На эти же органы возложена обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

В соответствии с пп 1,2 ст. 4 № 323-ФЗ «Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что «основными принципами охраны здоровья являются:1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

При этом, тот факт, что ранее действовавший стандарт медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2007 № 582, был признан недействующим со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ от 09.04.2014 № АКПИ14-152.. не является основанием к отказу в предоставлении тест-полосок на бесплатной основе, поскольку на основании иных нормативных правовых актов, граждане, страдающие социально значимым заболеванием, должны быть обеспечены этими средствами медицинского назначения бесплатно.

Обеспечение лекарственными препаратами граждан осуществляется через медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь по месту их прикрепления, согласно Порядку лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Нижегородской области

Количество изделий медицинского назначения определяется установленными медицинскими показаниями, то есть по усмотрению врача, определяющего тактику и объем лечения пациента, что полностью соответствует положениям подпункта 3 пункта 34 Приказа Минздрава России № 1175н от 20 декабря 2012 г., согласно которого назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное их получение в соответствии с Перечнем групп населения и категории заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется работником в случае типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания.

В соответствии с ст.ст. 21,29,33, 37,43,70, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ
«Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации
» и «Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области
от 23 декабря 2014 года № 928, являясь инвалидом по зрению, я наблюдаюсь в ГБУЗ НО "Нижегородская областная клиническая больница им. Н.А. Семашко" с диагнозом тяжеля диабетическая пролиферативная ангиоретинопатия в спецализированном центре лазерной хирургии , директор Мазунин И.Ю., кандидат медицинских наук., доцент, врач - офтальмолог высшей категории, председатель общества офтальмологов Нижегородской области, лечащий врач- диабетолог-офтальмолог Кольчик О.В.
Ввиду тяжести моего заболевания и неблагоприятного прогноза сохранения зрения, Мазунин И.Ю. и лечащий врач Кольчик О.В. рекомендуют измерение уровня глюкозы крови не менее 8 раз в сутки.
Энокринолог эндокринологического центра =============== также рекомендует в связи с частыми тяжелыми гиергликемиями и гипогликемиями с потерей сознания.
Таким образом, я имею право на выписку рецептов для обеспечения тест- полосками в количестве, определяемым лечащим врачом.

Доводы главного врача хххххххххххх. о дефиците финансовых средств на льготное лекарственное обеспечение граждан нахожу несостоятельными, поскольку данная позиция противоречит действующему законодательству и может повлечь существенное нарушение прав граждан. В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Отсутствие достаточных средств в бюджете, не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий, по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи Территориальная Программа не может снижать уровень бесплатной медицинской помощи по сравнению с федеральной программой.

Кроме того, выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.
При этом закрепленные Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, также должны осуществляться в связи с реализацией территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Иное означало бы снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья граждан, особенно в этом нуждающихся в силу самого характера их заболевания.

______сентября 2015 г.