202 дней, 17 часов, 31 минуты

До всемирного дня диабета!

Горький сахар: почему на Алтае не выдают расходники для инсулиновых помп?

В Алтайском крае намерены увеличить расходы на поддержку и лечение детей с сахарным диабетом. Дополнительные средства направят на приобретение необходимых расходных материалов для инсулиновых помп: катетеров и резервуаров для  перекачивания инсулина. Сейчас эти препараты родители покупают сами, а для многих это серьезная сумма.
 

30 тысяч в месяц на помпу

 
Инсулиновая помпа — это аппарат, который крепится к пациенту и автоматически подает в организм необходимое количество инсулина. Особенно она  удобна для маленьких детей, которым сложно рассчитать необходимую дозу шприц-ручкой, и для активных школьников-подростков, которые просто могут забыть или постесняться "при всех" сделать укол инсулина.   
 
Помпа стоит порядка 120 тысяч рублей. Сама она устанавливается по квоте, то есть бесплатно для семей, воспитывающих детей с диабетом. Однако расходные материалы, необходимые для ее работы, родителям пока приходится покупать самостоятельно. 
 
Житель Барнаула Вадим Жигульский, маленький сын которого страдает сахарным диабетом, утверждает, что в месяц на обеспечение помпы у него уходит порядка 30 тысяч рублей. Несколько месяцев он добивается того, чтобы в Алтайском крае расходные материалы таким детям выдавали бесплатно.
 

Удобно, но не обязательно

 
Чтобы изучить качество оказания медицинской помощи детям с сахарным диабетом, 26 сентября председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Александр Романенко и председатель комитета АКЗС по здравоохранению и науке Александр Лазарев посетили отделение эндокринологии краевой клинической детской больницы.
 
В Министерстве здравоохранения Алтайского края проблему с обеспечением расходным материалом пациентов с инсулиновой помпой признают и говорят, что пытаются решить ее с того времени, когда в регионе появились первые такие пациенты. По словам замминистра здравоохранения Веры Ушановой, частично расходные материалы приобретались за счет средств губернаторского  благотворительного марафона "Поддержим ребенка".
 
При этом замминистра говорит, что на действительно необходимые расходные материалы для помпы необходимо около пяти тысяч рублей в месяц:  "Основные расходники, без которых помпа не сможет работать, — это резервуар и катетеры. В среднем это обходится в четыре-пять тысяч в месяц. Все остальные аксессуары, конечно, облегчают жизнь больного в плане контроля уровня сахара в крови, но без них можно обойтись. Например, контролировать сахар можно обычным способом — тест-полосками и  глюкометрами".  
 
По словам замминистра, вопросы обеспечения расходными материалами не решены на федеральном уровне, и каждый регион решает их по-своему в зависимости от  возможностей. Алтайский край — за счет благотворительных отчислений, а вот Москва выделяет на обеспечение расходниками из бюджета дополнительные средства. 
 
Вера Ушанова подчеркивает, что прежде чем поставить помпу, проводят необходимые обследования. Родителей обучают пользоваться помпой и объясняют, что траты на расходные материалы в большей мере ложатся на плечи родителей. 
 
"Инсулиновая помпа — это всего лишь один из способов введения препарата, который может быть более удобным для пациента. Не будет помпы — больной все равно будет получать необходимое лечение. Через те же шприц-ручки. Помпа всего лишь удобнее. Но она ставится только по показаниям", — говорит главный врач краевой детской клинической больницы Константин Смирнов.
 

Новые методы — новые проблемы

 
В Алтайском крае с диагнозом "сахарный диабет" проживает 760 детей. Все они получают необходимую помощь в медицинских учреждениях либо амбулаторно. Стоят на учете как федеральные либо региональные льготники. С каждым годом количество детей с инсулиновыми помпами в крае растет. И для многих семей тратить ежемесячно по пять тысяч на расходники (не считая прочих трат) очень трудно. Поэтому сейчас депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания совместно с Министерством здравоохранения задумались, как можно решить эту проблему.
 
Председатель комитета АКЗС по здравоохранению и науке Александр Лазарев подчеркнул, что сегодня серьезно изменилось качество медицинских услуг:
 
"Резко меняются и  требования, и подходы. Сегодня мы побывали в краевой клинической больнице, отделение эндокринологии заполнено ребятишками, которые ведут практически обычный здоровый образ жизни. А ведь еще несколько лет назад многие дети с таким диагнозом не доживали до такого возраста. Здравоохранение стало более эффективным. И это благодаря новым технологиям. Раньше не было инсулиновых помп, сегодня они появились, но они же дали и новые проблемы. Но поскольку это удобно и это делает жизнь такого пациента более качественной, их нужно внедрять. И, естественно, мы, законодатели, должны вовремя вносить определенные коррективы в то финансирование, которое сегодня присутствует. И эту проблему мы детально обсудим".
 

Не только сахарный диабет

 
По словам председателя АКЗС Александра Романенко, в рамках подготовки депутатами бюджета Алтайского края на 2018 год обсуждаться будет не только вопрос помощи детям с сахарным диабетом, но и детям с другими редкими заболеваниями.
 
"Сегодня актуальна тема редких заболеваний, она обсуждается довольно давно. Мы были свидетелями начала реализации программы по оказанию помощи больным с орфанными заболеваниями, тяжелыми не только по методам лечения и факту заболевания, но и в плане выделяемых из бюджета объемов финансирования. Есть виды специализированной помощи для маленьких детей, которые уже в своем возрасте столкнулись с диагнозом "сахарный диабет". И таких вопросов много. И мы должны выработать совместное решение с правительством Алтайского края и Министерством здравоохранения: как решать эти вопросы и где найти финансовые средства, чтобы обеспечить всем жителям Алтайского края качественные и доступные медицинские услуги", — отметил Романенко.
 
Фото: Arnapress.kz

Комментарии:

Елена Иванова 28 Sep, 2017
"Контролировать сахар можно обычным способом — тест-полосками и глюкометрами", "несколько лет назад многие дети с таким диагнозом не доживали до такого возраста", "помпа всего лишь удобнее" - тамошние "специалисты" что, с улицы пришли? Что ни фраза, то ляп.

По первой цитате - скажите это родителям маленьких детей, у которых сахар скачет так, что "контроль обычным способом" иногда означает до 25 проколов пальцев в день, и на полосках можно разориться, пожалуй, не меньше, чем на сенсорах к мониторингу.

По второй - это вы, ребята, уже хватили. При плохой компенсации (в частности, и из-за недостатка средств самоконтроля) они зачастую не доживают до среднего возраста (25-30 лет). До среднего и старшего детского обычно доживают.

По третьей - скорее всего там не хуже нашего знают, что на практике помпа - далеко не только удобство. Если оставить в стороне совсем уж безграмотных пользователей помп (бывают и такие, но зачем решать судьбу остальных на основе таких примеров?), то большинство родителей и детей в курсе, как с помощью помпы значительно улучшить компенсацию - а значит, и прогноз на будущее в сравнении с уколами. Самый простой пример: помпа полностью исключает возможность "забыть уколоть фон на ночь" - и это не "неудобство", а серьезный риск. Уже введенный фон нельзя "отключить" в случае внеплановой физнагрузки или неожиданного снижения сахара по другой причине. Помпу можно. Устранение риска тяжелого гипо - это "простое удобство, без которого можно обойтись" или серьезный фактор безопасности больного? Помпа позволяет эффективно бороться с "синдромом" утренней зари (для этого достаточно всего-навсего отрегулировать настройки фона в ранние утренние часы, а не подскакивать каждый раз в 4-5 утра по будильнику, чтобы сделать укол) - но ежедневный недосып для растущего организма, по-видимому, лишь безобидное "неудобство", и так далее...
Елена Антонец 28 Sep, 2017
Елена Панова, БРАВО!)))
От себя добавлю: "внедрять" надо не только помпы, а еще и системы суточного мониторирования уровня глюкозы крови.