Гражданам отказано в праве обсудить законопроект об охране их здоровья
Законопроект не даёт людям понимания того, как они могут защитить своё право на жизнь и на здоровье, считает Максим Рохмистров (ЛДПР). Из законопроекта не ясно, какая у нас модель здравоохранения, полагает Оксана Дмитриева («Справедливая Россия»). Водораздела между обязательным медицинским страхованием и тем, что за его рамками, по её словам, нет. Как нет «чёткости механизма бесплатности и доступности». По мнению депутата Олега Куликова (КПРФ), этим поспешно обсуждаемым законопроектом «узаконивается платная медицинская помощь». Парламентарий даже предложил создать Национальный совет при президенте по охране здоровья населения.
Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова («Единая Россия») обосновала необходимость принятия законопроекта в частности тем, что без него невозможно будет контролировать расход значительных бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, а также ввести новые стандарты в этой сфере. И выразила готовность прописать ко второму чтению принцип социальной защищённости граждан в случае потери здоровья, обязанностей государства. Новый закон призван «создать современную и эффективную систему российского здравоохранения» и заменить принятые в 1993 году Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Его принятие, как говорится в пояснительной записке, устранит правовые пробелы, а в ряде случаев явных нормативные противоречия и коллизии в законодательстве, регулирующем сферу здравоохранения.
Впервые законодательно закрепляются определения: «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «профилактика», «диагностика», «лечение», «пациент», «заболевание» и др. Раскрываются уже используемые понятия: «порядок оказания медицинской помощи», «стандарт медицинской помощи» и «клинический протокол лечения». Авторы проекта закона конкретизируют, как будут реализованы права граждан на выбор врача и медицинской организации как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в зависимости от вида и формы оказания медицинской помощи, так и в рамках оказания платной медицинской помощи. В документе прописан порядок получения информации о медицинской организации, о её медицинской деятельности, медицинских работниках, в том числе сведения об их образовании и квалификации. Ещё один важный момент - вводятся критерии высокотехнологичной медицинской помощи.
К числу законодательных нововведений следует отнести нормы, регулирующие паллиативную помощь больным редкими (орфанными) заболеваниями. Спорные вопросы диагностики, лечения, трансплантации органов и (или) тканей человека, медицинской реабилитации, оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий теперь отнесены к деятельности врачебных комиссий и консилиумов. Также упорядочен институт медицинской экспертизы, проведена чёткая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием. К его видам законопроект относит освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, психиатрическое освидетельствование, освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, а также на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности.
Требования к претендентам на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью ужесточаются. Авторы документа предложили заменить в 2015 году действующую систему выдачи сертификатов специалиста медицинским и фармацевтическим работникам на процедуру аккредитации специалиста. Под ней понимают «определение соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к оказанию конкретных видов медицинской деятельности и медицинских вмешательств в соответствии с утвержденными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи либо к осуществлению фармацевтической деятельности в установленном порядке». Законопроект устанавливает, что за плату не могут быть предоставлены медицинские услуги (работы) при оказании скорой медицинской помощи, а также при проведении судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, за исключением экспертиз, произведенных по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях и других случаев.
В целях обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь предусмотрено, что не подлежат оплате «назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов (в случаях их замены из-за непереносимости, отторжения и т.п.), не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». Не будет оплачиваться «размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и/или эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Бесплатным признано «пребывание одного из родителей или иного члена семьи по усмотрению родителей в больничном учреждении вместе с ребенком в интересах его лечения, если это обусловлено медицинскими показаниями со стороны ребенка, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Кроме того, не будут брать деньги за «медико-транспортные услуги в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (обследования и лечения пациента в условиях стационара круглосуточного пребывания) при отсутствии возможности их проведения медицинской и иной организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту». А также за «оказание медицинской помощи в сроки, установленные лечащим врачом по медицинским показаниям». За принятие проекта федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в первом чтении проголосовали лишь депутаты фракции «Единая Россия», против – депутаты фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».