208 дней, 4 часов, 33 минуты

До всемирного дня диабета!

Инсулиновая помпа: взгляд практика. Часть 7. Как устроена помпа

[03] О помпе — «без помпы»

Инсулиновая помпа представляет собой компактный автономный автоматизированный индивидуальный дозатор жидкого препарата. В ней находится резервуар, выполненный в форм-факторе шприца. В соответствии с ранее заданными предписаниями (программой управления) и поступающими в режиме реального времени управляющими воздействиями оператора помпа подает препарат из резервуара в инфузионную систему (катетер), канюля которой через кожу введена в подкожно-жировую клетчатку тела пациента.

Таким образом, с понятийной позиции, инсулиновая помпа — это всего лишь «продвинутый» автоматизированный шприц, и ничего более. Его «сердцем» служит прецизионный миниатюрный мотор постоянного тока, который и обеспечивает необходимую точность дозировки препарата при введении. Я не случайно говорю «препарат», а не «инсулин», поскольку многие из вас (да и я сам) используют не сам инсулин, а его генномодифицированные синтетические аналоги (об этом подробнее в отдельной главе).

Рис. Инсулиновая помпа, выполненная в традиционном для этих устройств форм-факторе пейджера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инсулиновая помпа не принимает самостоятельных решений об осуществлении введения заряженного в ее резервуар препарата. Все размеры доз, типов введения этих доз и времени их введения санкционированы оператором, и никем другим. Этим оператором в подавляющем большинстве случаев являетесь вы сами. Если же помпа подключена к телу заведомо недееспособного лица (например, маленького ребенка; пожилого человека, не способного к самообслуживанию; или человека любого возраста, находящегося в бессознательном состоянии), то для ее функционирования требуется внешний оператор (например, родитель ребенка; сиделка; медицинский работник).

Инсулиновая помпа принимает самостоятельные решения об аварийном прекращении введения препарата (отменяет ранее введенные распоряжения оператора) в следующих случаях:

а) критический сбой в работе механических и/или электронных компонентов прибора;

б) окклюзия (закупорка) инфузионной магистрали;

в) критический сбой электропитания в результате недостаточного напряжения элемента питания;

г) возможное развитие гипогликемии у пациента (только для моделей помп, работающих в связке с системами постоянного мониторинга концентрации глюкозы в подкожно-жировой клетчатке).

Любое программирующее действие оператора, за которым следует изменение программы введения препарата, или немедленное начало его введения, требует от оператора как минимум одноступенчатой процедуры подтверждения правильности такого действия. Это сделано для того, чтобы минимизировать возможность введения ошибочных команд оператора и препятствовать их исполнению.

Таким образом, вся этическая, моральная и юридическая ответственность за последствия некорректного программирования и управления помпой лежит только на операторе, осуществившем эти действия.

Ряд моделей инсулиновых помп, помимо управляющих элементов непосредственно на корпусе прибора, имеют дублирующий отдельный пульт управления, связанный с основным модулем помпы по радиоканалу с использованием различных защищенных сертифицированных протоколов связи.

Также существует как минимум одна модель помпы, которая не имеет на корпусе основного модуля прибора кнопок управления (за исключением кнопки, включающей и выключающей основной модуль), а все управляющие органы этой модели находятся только на внешнем пульте.

При наличии и одновременной активности двух систем управления, первая из которых программируется с основного модуля помпы, а вторая — с дополнительного пульта, управляющие воздействия оператора через первую систему безусловно превалируют над таковыми воздействиями, осуществляемыми с помощью второй системы управления.

Рис. Инсулиновая помпа и ее дублирующий пульт управления, объединенный с глюкометром.

Рис. Инсулиновая помпа без кнопок управления на корпусе и ее внешний пульт управления.

Невольное или предумышленное частичное или полное разрушение корпуса помпы никогда не может привести к электрошоку или электротравме пациента и/или оператора, поскольку компоненты помпы функционируют при напряжениях, не превышающих напряжение на присутствующем в помпе элементе питания. Разрушение корпуса находящегося в помпе элемента питания может привести к химическому ожогу кожи пациента и/или оператора.

Категорически не допускается нахождение помпы в условиях действия сверхсильных магнитных полей (например, внутри медицинских диагностических магнитно-резонансных томографов). Также категорически не допускается нахождение помпы в условиях действия проникающей радиации (в соответствующих диагностических (рентген, флюорография) или лечебных (лучевая терапия) медицинских (поликлиники, больницы) или скрининговых (аэропорты) аппаратах). Категорически не допускается контакт корпуса помпы с работающими датчиками аппаратов для ультразвуковых медицинских исследований.

В зависимости от производителя и конкретной модели, помпы изготавливаются с различной степенью влагозащиты — как минимум, для защиты от мелких брызг; как максимум — полностью герметичных, которые можно использовать под водой на глубинах до 2 метров на протяжении не менее 30 минут.

В зависимости от производителя и конкретной модели, каждый из типов помп имеет собственные характеристики интервала температурного режима эксплуатации. Ни одна из присутствующих на рынке помп не имеет особых требований к величине атмосферного давления в окружающей среде. 

 

Автор: Михаил Зуев

 

"Инсулиновая помпа: взгляд практика"

© 2016. Публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная