208 дней, 7 часов, 8 минуты

До всемирного дня диабета!

«Мы не занимаемся красотой, а спасаем жизни»

 

Бариатрическая хирургия, по мнению специалистов, помогает не только снизить массу тела, но и спасти человека от многих сопутствующих заболеваний, таких как сахарный диабет и артериальная гипертония.

В понедельник, 14 мая, в преддверии Международного дня борьбы с ожирением, в Медцентре ДВФУ прошла показательная операция по уменьшению объема желудка.

Мастер-класс для приморских специалистов провел пионер в области бариатрической хирургии в России, заслуженный врач РФ Бекхан Хациев, который прибыл во Владивосток из Ставрополя. Пациенткой именитого хирурга, на счету которого около 800 подобных операций, стала 40-летняя женщина, с детства страдающая от избыточной массы тела. При росте в 170 сантиметров, она весила 167 килограмм. Сбросить лишний вес женщине не помогало консервативное лечение и диеты, поэтому на помощь ей пришло хирургическое вмешательство.

Пациентке провели рукавную гастропластику – удалили часть желудка. Операция поможет женщине не только полноценно жить, но и предостережет от многих заболеваний в будущем – именно это, по словам медиков, и отличает бариатрическую хирургию от пластической.

«Бариатрическая хирургия – это сложная хирургия, которая требует от врачей больших знаний, большого опыта и умения. И она не относится к разряду косметических или пластических. Часто ее путают просто с желанием похудеть, с липосакцией, с абдоминопластикой. Отличие здесь в том, что мы не занимаемся красотой, мы спасаем жизни. Если пациентку не прооперировать, она может умереть от инсульта, инфаркта, и многих других заболеваний. С таким весом жить очень тяжело», – рассказывает д.м.н., профессор, руководитель Центра Хирургии ДВФУ Кирилл Стегний.

Сама операция занимает в среднем 1,5 часа. Проводится она лапароскопическим доступом. Хирург делает всего лишь несколько надрезов, в которые проникает лапароскоп. Каждое действие можно наблюдать на экране – врач отсекает часть желудка, формируя длинный и тонкий «рукав». Диаметр желудка становится равным пищеводу. При таком оперативном вмешательстве у пациентов практически отсутствуют послеоперационные боли, а в клинике они проводят в среднем три дня. Тем не менее, такая операция имеет огромные риски и требует высокой квалификации врачей.

«Учитывая повышенную массу тела, и операционные риски, и анестезиологические риски, конечно, в разы выше, чем у других пациентов. Требуется и специальное оборудование, и очень длинные инструменты, и серьезнейшая подготовка. Риски колоссальные, но не мы, не наши пациенты в них не заинтересованы, поэтому мы делаем все возможное, чтобы снижать их до минимума и профилактировать любые осложнения. Сложность операции заключается еще и в том, что хирурги имеют дело с огромными жировыми массами и увеличенными органами – печенью, селезенкой. При ожирении очень часто встречается жировой гепатоз, то есть печень мешает вообще что-либо делать. Это очень нежный орган и, когда она такая тяжелая, полнокровная, есть опасность ее травмы, и может возникнуть очень сильное кровотечение. Поэтому, естественно, возникают технические сложности, чтобы ее отодвинуть, увидеть зону нашего операционного интереса», – комментирует Кирилл Стегний.

Во время рукавной гастропластики хирурги удаляют часть желудка вместе с грелин-продуцирующей зоной, отвечающей за чувство голода. После операции пациент будет гораздо меньше есть и быстрее насыщаться.

Это, по утверждению врачей, позволит снизить вес более чем на 60% от избыточной массы и удерживать такой результат на протяжении многих лет. К примеру, сегодняшняя пациентка сможет сбросить вес с 167 до 88-90 килограмм. При этом организм не даст ей похудеть больше, чем нужно – дойдя до минимально возможного значения, вес остановится.

«Вначале пациентка будет есть объем пищи размером с грецкий орех. Со временем желудок начнет растягиваться и порции будут увеличиваться. Желудок будет выполнять все те же функции, только учитывая диаметр этой "трубки", она не сможет съесть "тазик еды", как это было раньше. До размеров "до" желудок больше не вырастет. За три месяца после операции у нее сформирует пищевое поведение. Человек начинает жить по принципу – мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», – говорит Кирилл Стегний.

Снижение массы тела – процесс длительный, а операция – только первый этап. После хирургического вмешательства пациентом занимается целая команда врачей – эндокринологи, психотерапевты, диетологи, кардиологи. Они отслеживают, как снижается масса тела, берут необходимые анализы, дают рекомендации. Первое время человек будет есть очень мало, поэтому с пищей ему не будет хватать витаминов и микроэлементов, которые восполняют лекарственными средствами.

В крае бариатрическая хирургия сконцентрирована на базе Медцентра ДВФУ, где ей занимаются с 2007 года. В среднем здесь проводят по 35-45 операций в год. Специалисты отмечают, что с каждым годом количество пациентов увеличивается. А проблема избыточной массы тела становится все более острой – так, в Приморье, ту или иную степень ожирения имеют около 20% взрослого населения, за последние 10 лет этот показатель вырос почти в два раза. Недаром медики называют ожирение неинфекционной эпидемией XXI века. Однако по-прежнему хирургические методы борьбы с лишним весом остаются недоступными для многих слоев населения. В России такие операции не выполняются по квотам или полису ОМС и являются довольно дорогостоящими. К примеру, стоимость установки внутрижелудочного баллона – примерно 70 тысяч рублей. Рукавная гастропластика, с учетом наркоза, расходных материалов, проживания обойдется порядка в 300-350 тысяч рублей.

Сегодня в мире две главные проблемы – ожирение и голод. Причем от ожирения стали умирать больше людей, чем от голода. Избыточная масса тела – это не просто дискомфорт, это масса сопутствующих тяжелых заболеваний. Морбидное ожирение, то есть патологическое, сопровождающееся такими тяжелыми состояниями, как артериальная гипертензия, сахарный диабет, нарушение сна, боли в суставах и позвоночнике. Главная польза бариатрической хирургии, помимо прелестей снижения избыточной массы тела, в том, что эти заболевания купируются. Однако это очень ресурсозатратная вещь. Мало государств в мире справляются и тянут эту ношу. Но мы видим важность в том, чтобы государство помогало хотя бы особой категории граждан.

Мы знаем очень много эпизодов, когда, ветеранам отказывают в протезировании суставов из-за избыточного веса, молодым женщинам отказывают в ЭКО из-за ожирения. Когда молодая женщина в фертильном возрасте, то есть, когда она может родить детей, и при этом страдает сахарным диабетом – я считаю, что здесь тоже государство должно помочь разрешить эту проблему, и она принесет гораздо большую пользу обществу, нежели, чем мы понесем затраты ресурсов, которых требует операция», – рассказывает заслуженный врач РФ, к.м.н., заместитель директора Клиники эндоскопической и малоинвазивной хирургии СтГМУ Бекхан Хациев.