207 дней, 13 часов, 32 минуты

До всемирного дня диабета!

Росздравнадзор усиливает контроль за оказанием бесплатной медицинской помощи

В ходе указанных мероприятий выявлен целый ряд серьезных нарушений. При этом контроль со стороны органов исполнительной власти регионов за организацией и качеством платных медицинских услуг, а также правильностью взимания платы с населения должным образом и в полном объёме осуществлялся только в 22 (менее 30%) субъектах Российской Федерации, а полное отсутствие контроля выявлено в 9 субъектах. В I полугодии 2009 года работа по контролю за соблюдением Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями была продолжена, осуществлено 766 проверок.

В апреле 2009 года состоялось заседание коллегии Росздравнадзора, на котором с участием представителей Минздравсоцразвития России, Государственной Думы, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Федеральной антимонопольной службы и других ведомств были рассмотрены вопросы совершенствования контроля за предоставлением платных медицинских услуг населению. В рамках обсуждения участниками заседания было отмечено отсутствие в I квартале 2009 года в сравнении с 2008 годом положительной динамики по следующим позициям:

• предоставление за счет личных средств граждан услуг, входящих в Программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

• недостаточный контроль в сфере предоставления платных медицинских услуг со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• отсутствие единых подходов к установлению цен на данные услуги в регионах;

• недостаточное информирование населения о перечне платных медицинских услуг их стоимости и условиях предоставления, включая сведения о льготах;

• предоставление платных медицинских услуг ненадлежащего качества.

По результатам коллегии в территориальные управления Росздравнадзора были направлены информационные письма руководителя Службы с поручением во II полугодии 2009 года усилить контроль за осуществлением уполномоченными органами государственной власти субъектов переданных полномочий по лицензированию и контролю за качеством медицинской деятельности муниципальных организаций здравоохранения, а также активизировать надзор за предоставлением платных медицинских услуг населению.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов рекомендовано провести детальный анализ поступающих обращений граждан по вопросам качества медицинской помощи, как в разрезе муниципальных образований, так и по медицинским учреждениям. И уже с учетом результатов анализа принимать обоснованные управленческие решения, основанные на объективной оценке медицинских учреждений.

Отсутствие у Росздравнадзора полномочий по наложению административных наказаний при выявлении соответствующих правонарушений значительно ограничивает возможности по влиянию на сложившуюся ситуацию в сфере платных медицинских услуг. В целях выбора наиболее оптимальных путей решения проблемы 15 июня 2009 года Росздравнадзор направил в Минздравсоцразвития России свои предложения по регулированию процесса предоставления платных медицинских услуг населению. Они предусматривают две основные части: конкретизацию государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и совершенствование подходов к организации и ценообразованию медицинских услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения за счет личных средств граждан, с учетом региональных особенностей.

В ситуации финансово-экономического кризиса особенно важным представляется определение перечня государственных гарантий, поскольку статьей Конституции Российской Федерации предусмотрено бесплатное для пациентов оказание медицинской помощи государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Четкая конкретизация перечня медицинских услуг, предоставляемых населению бесплатно, будет способствовать упорядочению деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению платных медицинских услуг, а экономическое обоснование гарантий на основе утвержденных стандартов даст четкий и универсальный алгоритм ценообразования.

Случаи выявления и наказания должностных лиц и медицинских работников, совершающих преступления в сфере незаконных финансовых махинаций, находятся в компетенции правоохранительных органов, с которыми мы эффективно взаимодействуем по всему спектру вопросов. Со своей стороны и в рамках своих полномочий Росздравнадзор и его территориальные управления совместно с органами управления здравоохранением субъектов и руководителями лечебно-профилактических учреждений всегда максимально оперативно реагируют на любые обращения граждан связанные с качеством оказания медицинской помощи. При этом основным моментом является мониторинг ситуации до ее полного разрешения.

Приказ Минздравсоцразвития России №377 от 29 июня 2009 года «О неотложных мерах по обеспечению гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи» является важным шагом в обеспечении права гражданина Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь. Это позволит реагировать на факты незаконного взимания денег с населения за оказание медицинской помощи в короткие сроки и обеспечит эффективное взаимодействие всех ответственных структур.

По материалам Medportal.ru