204 дней, 9 часов, 47 минуты

До всемирного дня диабета!

В Россию вернут «утекшие биофармацевтические мозги»

Во вторник, 22 февраля фармацевтическая компания «АстраЗенека Россия» и Инновационный центр «Сколково» подписали меморандум о сотрудничестве. Подписание состоялось на международной конференции «Инновации в здравоохранении: современность, международная практика и обмен опытом». Стороны намерены объединить усилия по развитию инноваций в российской науке и содействовать разработке современных лекарств.

В поисках утраченных мозгов

Новые идеи, которых ждут в «Сколково», в частности для развития биотехнологий и фармацевтической науки, могут принести с собой, в том числе российские ученые, уехавшие работать на Запад и ученые европейских и американских университетов. «Людей будем возвращать постепенно, — сказал руководитель кластера биологических и медицинских технологий инновационного центра «Сколково», профессор Эдинбургского университета Игорь Горянин, — организуем гранты, чтобы приехали». По словам Горянина, если сейчас иностранные профессора по закону могут работать при условии, что они 40% своего времени живут на территории России, то в рамках «Сколково» для упрощения рабочих графиков будет действовать норма в 20%, а «значит, легче будет использовать отпуска и личное время, свободное от преподавания». Эти правила позволят создать приемлемые условия для тех ученых, которые уехали за границу из России «в поисках куска хлеба», сказал Горянин.

Профессор Горянин пояснил, что в 2010 году в «Сколково» уже профинансированы 5 проектов в области фармации, в 2011 будут профинансированы еще 20 проектов. Выбрала их комиссия, руководствуясь рекомендациями компании «Маккензи», анализировавшей заявки. Самыми перспективными стали планы создания новых лекарств в области онкологии, новых вакцин, сердечно-сосудистых препаратов. То, что первыми западными игроками, «застолбившими» участие в исследовательских проектах фармацевтического и биологического направления «Сколково» стали англичане, не удивительно. Опыт сотрудничества у компаний Великобритании есть, фармкомпании ведут себя на развивающихся рынках, в том числе и в России, активно. Да и сам Игорь Горянин, имеет опыт работы в английской «ГлаксоСмитКляйн», и с этим импортеры лекарств связывают надежду на «незашоренность» нынешнего руководителя направления. По данным Игоря Горянина в 2011году науку в «Сколково» будут поддерживать компании «Астра Зенека», «Новартис», «Сименс», «Джонсон и Джонсон», «Рош», «Амжен», «LG».

Сейчас в завод, а потом в науку

«Наука и технологии никогда не были настолько перспективными и не предлагали столько возможностей по улучшению здоровья и продлению жизни людей, как сегодня. Однако процесс разработки и создания инновационного лекарственного препарата представляет собой весьма затратный, рискованный и длительный процесс, который по силам немногим,— сказал Стив Янг, вице-президент компании «АстраЗенека» по исследованиям и разработкам на развивающихся рынках и в Азии.— «АстраЗенека» готова стать долгосрочным партнёром России в развитии инноваций в фармацевтике. Мы бы хотели привнести в российскую фармацевтическую науку и промышленность нашу исследовательскую экспертизу и наш инновационный опыт».

Планы для внуков

Компания готова предоставить ученым возможность не только проводить исследования и разработки новых лекарств, но и обеспечить процесс коммерциализации этих разработок. Тем не менее, на вопрос GZT.RU о каких суммах инвестиций идет речь, и кому будут принадлежать будущие фармацевтические новинки, Стив Янг прямого ответа не дал, пояснив, что возможны разные варианты, а исследования еще сначала потребуют 10–15 лет совместной работы. Так что речь идет, скорее о лекарствах для будущих поколений россиян. Однако он назвал препараты, которые сейчас ждут своей регистрации в России, уже продаваемые компанией в Европе и США. Это, в частности, Brilinta — новый препарат в области кардиологии, Vimovo — лекарство для лечения гастроэнтерологических болезней, а также Zactima — препарат для лечения медуллярного рака щитовидной железы. Последний сейчас проходит регистрацию в FDA (США), а в России будет регистрироваться как орфанный препарат (лекарство для лечения редких болезней). Пока же, по словам Ненада Павлетича, президента компании «АстраЗенека Россия, на прошлой неделе компания «сделала заявление о локализации своего производства в Калужской области, инвестируя в это $150 млн, а сегодня мы объявили о нашей готовности инвестировать в российскую науку. Всё это подтверждает наши долгосрочные стратегические планы работать в России и для России».

Жить по средствам

Обещая режим правовой стабильности и помощи науке, депутаты Госдумы не могут скрыть того, что ресурсы государства российский фармпром самостоятельно не вытащат, потому всячески стараются стимулировать частный капитал. Так что российская сторона заинтересована в сотрудничестве еще и потому, что объявив о модернизации здравоохранения и направив эту область в 2011–2012 годах 460 млрд. рублей, после президентских выборов инвестиции собирается уменьшить. Руководитель думского комитета по здравоохранению Ольга Борзова, говоря о достижениях и планах, показала динамику инвестиций, из которых следует, что общие бюджетные вливания в здравоохранение будут подрастать только до 2012 года, а затем снизятся: они составляют в 2010 году — 430.1 млрд. руб, в 2011 году 453.8 млрд рублей, в 2012 году — 469.3 млрд. руб, а в 2013 году только 423.4 млрд. рубл. Сокращение бюджетных вливаний на научные изыскания также запланированы в рамках национально проекта «Здоровье»: 2010 год— 144.1 млрд. руб., в 2011 году — 134.9 млрд. руб, в 2012 году 139.5 млрд. рубл, в 2013 году — 100.5 млрд. руб. На финансовое покрытие инноваций в 2012 и 2013 годах вливания также уменьшаются с 7.5 млрд. в 2011 году, практически по миллиарду в каждом последующем году.

Больше прозрачности

«Уровень предлагаемых инноваций очень далеко обгоняет реалии, — оценил инновационные предложения исполнительный директор ассоциации производителей- импортеров Владимир Шипков. — Нужны законодательные новшества, в частности регуляторные упрощения оборота и регистрации для орфанных лекарств, процедуры клинических исследований таких лекарств избыточны, если этого не сделать, их просто не будет на рынке». Еще один аспект, который беспокоит иностранцев-производителей, это открытость и последовательность в действиях государства. «Компании не понимают, кто составляет Перечень жизненно-важных препаратов (Перечень ЖНВ ЛП), если «ведущие эксперты», как говорят в ведомстве Татьяны Голиковой, то как в него попал «активированный уголь в капсулах», или, как в «Список стратегических препаратов попала мазь «Зовиракс», чьи жизни она спасает?— удивляется Владимир Шипков.— В 2010 году импортеры много говорили о тех поправках в закон «Об обороте лекарственных средств», которые затем пришлось дважды вносить поправками в текст». Смущает производителей и алгоритм управления ценами на лекарства. При нынешних технологиях цена производителя, вложившегося в строительства современного цеха и безопасность лекарства, сравнивается с теми, кто продолжает выпускать аналогичные препараты «в условиях гаража», говорит Шипков. Владимир Шипков сообщил GZT.RU, что уже на этой неделе рабочая группа начнет работать над новым механизмом управления ценой на лекарства, чтобы до следующей регистрации Перечня ЖНВ ЛП в конце года предложить его Минздравсоцразвитию.

Источник: http://www.chemrar.ru/