208 дней, 9 часов, 20 минуты

До всемирного дня диабета!

Диагноз: Доказанные преимущества инсулина левемир®

16927
0

Повышение глюкозы при сахарном диабете — это всегда следствие дефицита инсулина. Вот почему уже более 10 лет в современных классификациях заболевания отсутствуют термины «инсулинзависимый» и «инсулиннезависимый» сахарный диабет. Несмотря на появление все новых классов препаратов для лечения сахарного диабета, терапия инсулином продолжает занимать своё весомое место в лечении СД типа 2, по-прежнему остаёется основой лечения СД типа 1.

БАЗАЛЬНАЯ СЕКРЕЦИЯ ИНСУЛИНА
Все «классические» подходы к терапии инсулином построены на замещении дефицита базальной секреции этого гормона препаратами длительного действия и как для снижения глюкозы, так и для усвоения съеденных с пищей углеводов инсулинами более быстрого действия.
Роль базальной секции инсулина трудно переоценить. Она обеспечивает оптимальный уровень гликемии в интервалах между приёмами пищи и во время сна. В среднем, секреция инсулина в это время составляет примерно 1ЕД в час, а при длительном голодании или физических нагрузках 0,5 ЕД в час. В сутки на её долю приходится примерно половина потребности организма в инсулине.
Базальная секреция инсулина подвержена суточным колебаниям, наибольшая потребность в инсулине наблюдается в ранние утренние часы, наименьшая днем и в начале ночи. Как при СД типа 1, так и типа 2 для восполнения эффектов «базальной» секреции инсулина используют пролонгированные по активности препараты инсулина. До начала нынешнего десятилетия это были так называемые инсулины средней продолжительности действия. Основными представителями данного класса были так называемые инсулины на нейтральном протамине Хагедорна (НПХ).
В препарат инсулина добавлялся протамин-белок с щелочными свойствами, замедляющий резорбцию инсулина из подкожной клетчатки. При соединении данного белка с инсулином в изофанных (равновесных) концентрациях длительность действия инсулина растягивалась до 14-16 часов. Инсулины НПХ завоевали огромную популярность среди врачей-эндокринологов и больных СД, поскольку позволяли оптимизировать терапию заболевания, улучшать гликемию в ночное время и утром без дополнительных инъекций каждые 3-4 часа.
Вместе с тем у препаратов НПХ имелось несколько проблемных мест:
- высокая биовариабельность, которая препятствовала быстрому подбору индивидуальной суточной дозы, замещающей «базальную» секрецию инсулина;
- неравномерная активность инсулина в период действия препарата, что требовало дополнительных приёмов пищи на ночь, в течении дня;
- поскольку препарат инсулина состоял из комплекса белков, требовалось правильно и равномерно размешивать препарат, что зачастую не выполнялось пациентами и существенно усиливало биовариабельность инсулина.
Все эти существенные моменты позволяли лишь относительно моделировать базальную секрецию инсулина у больных СД. На повестке дня оставалось требование оптимизировать имевшиеся подходы к терапии.
«АНАЛОГОВЫЙ» ПРОРЫВ
Это стало возможным с открытия структуры ДНК и внедрения с 1977 года рекомбинантных технологий. У учёных появились возможности определить индивидуальные последовательности аминокислот в белках, изменять их и оценивать биологические эффекты полученных продуктов.
В фармакологии возникло принципиально новое направление — синтез новых молекул с улучшением свойств ранее изученных веществ, лекарственных препаратов. Так, к середине 90-х годов прошлого века в лекарственную терапию сахарного диабета вошли аналоги инсулина.
Появление аналогов инсулина позволило существенно улучшить качество жизни больных СД, уменьшить основные препятствия к назначению инсулина, как-то:
- в «доаналоговом» периоде лечения СД увеличение дозы инсулинов короткого действия смещало пик активности препарата и требовало коррекции пропорции инсулин/углеводы, при использовании аналогов быстрого действия эта пропорция более стабильна;
- абсорбция инсулина короткого действия из места введения существенно отставала от таковой у аналогов быстрого действия, что требовало вводить препарат за 30-40 минут до еды, внедрение аналогов позволило делать инъекцию за 5-10 минут;
- высокий риск гипогликемий, особенно ночных, на приёме инсулинов НПХ был значительно снижен при назначении «базальных» аналогов.
Таким образом, приход в клиническую практику аналогов инсулина позволил врачам и пациентам своевременно назначать терапию инсулином, правильно титровать дозы препаратов, меньше опасаться гипогликемий и других побочных реакций. Среди пришедших в новом тысячелетии инсулинов особое место занимает инсулин детемир (Левемир).
НА ЧТО СПОСОБЕН ЛЕВЕМИР
Генно-инженерный аналог инсулина Левемир® является эталонным препаратом нового направления — аналогов инсулина в лечении СД. Этот препарат медленно всасывается из инъекционного депо и обладает длительным периодом активности за счет самоассоциации в подкожно-жировом депо и связывания с человеческим альбумином. Циркулируя в кровотоке, препарат периодически равномерно диссоциируясь с альбумином, оказывает своё инсулиноподобное действие.
В дозе инсулина Левемир® 0,4 ЕД/кг массы тела и более обосновано однократное введение препарата в сутки, длительность действия препарата составляет — 18-20 часов. Если суточная доза должна быть больше, рекомендуется двукратный режим введения; длительность действия препарата в этом случае перекрывает 24 часа.
Инсулин Левемир® на протяжении последних 3 лет нашёл широкое применение на территории РФ. Среди его достоинств следует отметить значительно большую интраиндивидуальную предсказуемость действия у пациентов, чем у «классических» инсулинов НПХ. Это обусловлено следующими факторами:
- растворенным состоянием детемира на всех этапах — от его лекарственной формы и до связывания с инсулиновым рецептором;
- буферным эффектом связывания с альбумином сыворотки крови.
Эти свойства препарата приводят в финале к лучшему контролю уровня сахара крови по сравнению с инсулином НПХ — при титрации препарата для достижения аналогичных гликемических целей. На фоне лечения инсулином Левемир® при лучшем или аналогичном контроле снижения глюкозы наблюдается меньшее число гипогликемических состояний (особенно в ночное время). Исходя из собственного опыта, опыта коллег, могу сказать, что лечение инсулином Левемир® стабильно сопровождается у больных СД типов 1 и 2 меньшей динамикой увеличения массы тела (а в некоторых исследованиях было получено даже снижение веса). А у больных с ожирением отмечается снижение массы тела.
В 18 недельном исследовании, проводившемся в ЭНЦ по изучению эффективности инсулина Левемир® у больных СД типа 1 в комбинации с инсулином аспарт (НовоРапид), было получено снижение гликированного гемоглобина в два раза больше, чем в группе инсулина НПХ и генно-инжинерного инсулина человека. При этом число гипогликемий было на 21% меньше в группе инсулина Левемир®. Как и во многих аналогичных исследованиях за рубежом, в первой группе прибавки в весе отмечено не было.
При СД типа 2 Левемир® также показал свою высокую клиническую эффективность, открывая для пациентов перспективные возможности старта и интенсификации инсулинотерапии. По данным многочисленных исследований, введение инсулина Левемир® 1 раз в сутки является оптимальным для большинства больных СД типа 2.
Первоначально получены данные, что однократное применение данного препарата в течение года у больных, прежде не применявших инсулин, столь же эффективно, как и применение инсулина гларгин (Лантус).
Вместе с тем было установлено, что при применении препарата Левемир® при СД типа 2 отмечается менее выраженное увеличение маcсы тела. Более того, достигая в среднем одинаковых параметров глюкозы плазмы, терапия инсулином Левемир® отмечена меньшей частотой гипогликемий у пациентов по сравнению с Лантусом — 5,8 и 6,2 соответственно.
Сходные данные получены и в другом крупном исследовании — PREDICTIVE™ 303 с участием более 5 тысяч пациентов. Согласно его данным, у пациентов с СД типа 2, переведенных с НПХ-инсулина или инсулина гларгин на Левемир®, за 26 недель было отмечено значительное уменьшение массы тела (более чем на 0,6 кг за 3 месяца) на фоне улучшения гликемии и снижения частоты эпизодов гипогликемии.
Исходя из полученных данных, следует признать, что:
- для большинства больных СД типа 2 применение инсулина Левемир® 1 раз в сутки является оптимальным;
- на инсулине Левемир® снижение гликемии не сопровождается увеличением массы тела в сравнении с инсулином НПХ или гларгином;
- низкий риск эпизодов гипогликемии на фоне инсулина Левемир® в сравнении с инсулином НПХ при нормализации гликемии у больных СД типа 2.
УЛУЧШАЯ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ…
Дозу инсулина Левемир® врач определяет индивидуально в каждом конкретном случае. Препарат следует вводить 1 или 2 раза в день, о чем уже говорилось выше, исходя из потребности пациента. Причём клиническое изучение препарата дало возможность назначать инсулин Левемир не только у взрослых, но и у детей, начиная с 6-летнего возраста.
Те больные СД, которым требуется применение препарата дважды в день для оптимального контроля за уровнем глюкозы крови, могут вводить вечернюю дозу либо во время ужина, либо перед сном, либо через 12 часов после утренней дозы.
Левемир® вводится подкожно в область бедра, передней брюшной стенки или плечо. Пациенты не должны забывать, что нужно менять места инъекций в пределах анатомической области.
Оптимальным является использование шприц-ручки Левемир® Флекспен®, предварительно заполненной инсулином. Удобство, точность данных шприц-ручек обеспечивает легкое введение лекарственного средства, позволяет предотвратить ошибки в ведении инсулина, в целом гарантируя лучшие показатели гликемии у больных СД.
В 1 мл препарата содержится 100 ЕД инсулина Левемир®, шприц-ручка наполнена 3 мл препарата, в упаковке содержится 5 устройств Флекс-Пен. Несомненно, что новая технология введения препарата — индивидуальная, готовая к работе шприц-ручка Левемир® Флекспен® улучшает качество жизни больных диабетом с сохранением присущих препарату биологических эффектов.
Большой опыт использования препарата Левемир® в Российской Федерации за последние годы позволяет отнести данный препарат к эталонам базальных инсулинов, а высокая безопасность препарата приотсутствии увеличения массы тела позволяет шире использовать его и в сложных группах больных, в частности, у лиц старческого и пожилого возраста.

К.м.н., доцент кафедры
эндокринологии ММА
им. И. М. Сеченова Алексей Зилов

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости