229 дней, 22 часов, 34 минуты

До всемирного дня диабета!

Диагноз: Остеопороз может коснуться каждого…

ОСТЕОПОРОЗ
МОЖЕТ КОСНУТЬСЯ КАЖДОГО…

В программе VI Московского городского съезда эндокринологов практически впервые столь значительное место отводилось проблеме остеопороза (ОП) — одного из ведущих заболеваний костно-мышечной системы. Еще его называют «хрупкой эпидемией», потому
что одно из его основных проявлений — нарушение прочности кости, приводящее к высокому риску переломов, а значит — к болям,
потере двигательной активности, а в целом ряде случаев и летальному исходу.

В России каждая третья женщина и каждый пятый мужчина
в возрасте старше 50 лет страдают остеопорозом.


Вот как объясняет внимание к теме остеопороза на съезде главный эндокринолог Москвы, д.м.н., профессор Михаил Анциферов:
- Мы видим, как к двум «болезням столетия» — СД типа 2 и ожирению, считающимися медико-социальными, активно присоединяется в последнее время и остеопороз. Не секрет, что ранее мы говорили о нем по «остаточному принципу». Между тем наше население стареет, появляется всё больше людей пенсионного возраста. И на первый план здесь должна выступить профилактика остеопороза — это и предупреждение переломов, и проблемы качества жизни, особенно для женского населения…

ВНИМАНИЕ: ФАКТОРЫ РИСКА!

Если суммировать мнения специалистов, прозвучавшие на заседаниях съезда, то вырисовывается следующая картина.
Остеопороз принято считать болезнью пожилых людей, но это не совсем так.
В течение всей человеческой жизни происходит естественный процесс обновления костной ткани, старые структуры разрушаются и заменяются новыми. Материалом для «строительства» являются различные микроэлементы, поступающие в организм, и в первую очередь — кальций. Костная структура начинает истончаться и делается хрупкой, когда «строительного материала» не хватает. После 30 лет процесс разрушения происходит уже быстрее, чем процесс созидания, ведь качество костной ткани ухудшается. Если при этом присутствуют факторы, воздействующие на вымывание кальция из костей, развивается остеопороз.
Поэтому остеопорозу подвержены, прежде всего, пожилые люди, особенно женщины, поскольку изменение у них гормонального баланса в период менопаузы делает процесс вымывания кальция более интенсивным. Согласно данным экспертов ВОЗ, каждая вторая женщина, перешагнувшая 50-летний рубеж, рискует заболеть остеопорозом.
Есть и более детализированные показания по группе риска. Например, в нее входят — независимо от возраста — обладательницы миниатюрной хрупкой фигуры и светлой кожи, а также женщины, страдающие бесплодием или имеющие проблемы с менструальным циклом. Заболевание может развиться и в результате наследственности — если в семье прослеживаются случаи переломов позвонков, предплечья или шейки бедра. Развитию ОП способствует курение; ухудшают усвоение кальция алкоголь и кофе, отсутствие физической нагрузки и сидячая работа.

КАК ДИАГНОСТИРОВАТЬ ОП

Таким образом, различают два основных типа остеопороза. Первый — связан со снижением синтеза эстрогенов в организме после наступления менопаузы и развивается у женщин старше 50 лет; при этом наиболее опасные его последствия — патологические переломы шейки бедра и компрессионные переломы позвонков. Второй — возрастной, или сенильный, остеопороз, возникающий одинаково часто у мужчин и женщин, проистекает из-за возрастного уменьшения образования костной ткани и снижения синтеза витамина D в организме; характеризуется также повышенной склонностью к переломам, обычно костей тазобедренного сустава, тел позвонков и длинных трубчатых костей.
Опасность остеопороза заключается в том, что это заболевание по существу не имеет ярко выраженных симптомов. С ОП, как правило, не обращаются за медицинской помощью до появления боли в спине, изменения осанки или возникновения клинических переломов различной локализации. При этом частота переломов увеличивается с возрастом, достигая максимума в возрасте 70 лет и старше.
Вот почему так важно вовремя выявить ОП с помощью современных методов диагностики — рентгеновской денситометрии, которая позволяет изучать структуру костной ткани. Естественно, чем раньше человек, особенно входящий в группу риска, пройдет обследование на денситометре, тем больше у него шансов предупредить заболевание и избежать переломов, которые могут приковать его к инвалидному креслу до конца жизни.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

К этому аспекту привлекла внимание в своем выступлении д.м.н., профессор Людмила Рожинская (ЭНЦ Росмедтехнологий). Собственно, социальная значимость остеопороза и определяется его последствиями — переломами тел позвонков и трубчатых костей. Самое серьезное осложнение — это перелом проксимального отдела бедренной кости, с которым связаны наибольшие показатели смертности, инвалидности и медико-социальных затрат, чем при других остеопоретических переломах, вместе взятых.
Показатели смертности в течение первого года после перелома составляют от 12 до 40%. У половины больных, выживших после перелома бедра, снижается качество жизни, каждый третий утрачивает способность к самообслуживанию, практически все нуждаются в длительном постоянном уходе.
В исследовании, проведенном в Екатеринбурге, среди 193 пациентов старше 50 лет, перенесших перелом бедренной кости, летальность в течение первого года составила 45%, что в 7 раз превышало смертность в общей популяции людей того же возраста. Среди оставшихся в живых только каждый десятый вернулся к независимому образу жизни.
Очень высоки экономические затраты общества на лечение остеопоретических переломов. В США, например, они достигают 10-13 миллиардов долларов в год. Стоимость лечения по поводу ОП в госпиталях 13 европейских стран составляет свыше 3 млн. евро ежегодно. По данным, полученным в Екатеринбурге (население 1,4 млн. человек), общие затраты на лечение переломов шейки бедра и дистального отдела предплечья у лиц в возрасте 50 лет и старше равны 10 млн. рублей в год.
В последние годы наблюдается общемировая тенденция к увеличению числа опасных для жизни переломов при ОП. К чему это может привести в недалеком будущем? Если учесть, что лица старше 60 лет — это самая быстро увеличивающаяся часть населения (сегодня в России они составляют 16%, а к 2015 году достигнут 20% населения), то можно предположить, что постарение нации приведет в середине нынешнего столетия к двухкратному увеличению частоты переломов бедра.

КАК УПРАВЛЯТЬ РИСКОМ

Оказывается, во власти любого человека сделать так, чтобы не допустить или, по крайней мере, замедлить развитие остеопороза.
И правила здесь очень просты, во многом дублирующие предписания к здоровому образу жизни. По оценке специалистов, здоровое питание с большим содержанием кальция, а также высокая физическая активность в подростковом и молодом возрасте позволяют достичь большой костной массы к моменту зрелости скелета и, соответственно, управлять риском переломов в будущем. У лиц среднего возраста адекватный прием кальция и витаминов с пищей, а также регулярные физические нагрузки (упражнения на растяжку позвоночника, прогулки, езда на велосипеде, регулярные занятия несложной гимнастикой) помогут стабилизировать или даже несколько увеличить костную массу. Более того, такой образ жизни позволяет увеличить мышечную силу, укрепить организм и снизить риск переломов в результате травм и падений.
О необходимости профилактических обследований мы уже говорили. Что касается медикаментозной терапии для профилактики и лечения ОП, то все препараты, которые так или иначе борются с остеопорозом, можно разделить на две группы. В первую группу входят кальцийсодержащие средства и витамин D; они помогают предупредить заболевание, но против уже развившегося ОП бессильны. Добиться успехов в лечении можно с помощью препаратов второй группы, которые действительно помогают при данном заболевании, и среди них есть весьма эффективные патогенетические лекарства — как подавляющие резорбцию костной ткани, так и стимулирующие костеобразование. Внимание: назначать препараты должен только лечащий врач!
Основные критерии эффективности профилактики и лечения заболевания, по определению профессора Рожинской, — следующие: снижение частоты позвоночных или внепозвоночных переломов при 3-5-летнем лечении; увеличение или стабилизация минеральной плотности кости (МПК); нормализация или улучшение профиля маркёров костного метаболизма; улучшение качества жизни; приверженность пациентов лечению ОП.

А ВЫ ПРИВЕРЖЕНЫ ЛЕЧЕНИЮ?

Стоящий на последнем месте критерий — приверженность пациентов лечению — занимает на самом деле совсем не последнее место. Это подтверждают результаты выполненного в рамках международной кампании «Сила — в постоянстве» многоцентрового исследования в России, которые были приведены недавно «Фарматекой» (№3-2008).
Зачем вообще понадобилась такая кампания?
Дело в том, что, несмотря на достигнутые успехи медицинской науки и широкий спектр современных лекарств для профилактики и лечения остеопороза, в реальной практике существенных изменений пока не произошло. До сих пор у многих пациентов в мире болезнь не выявлена, а если и выявлена, то лечение им зачастую не назначается. Кроме того, еще одной важной проблемой, препятствующей значительным изменениям в эпидемиологической ситуации по ОП, является как раз низкий уровень приверженности пациентов лечению: для различных групп препаратов она колеблется в пределах 50% в течение первого года.
Это и побудило Международный фонд остеопороза заняться углубленным изучением причин такого явления и начать международную кампанию под названием «Сила — в постоянстве». Российский фрагмент кампании представляет собой многоцентровое исследование, которое проводилось на базе центров, специализирующихся на диагностике и лечении остеопороза, в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Воронеже, Иркутске, Екатеринбурге, Ульяновске, Ярославле.
Участниками исследования стали 878 пациентов с диагнозом «остеопороз», установленным за 3 и более месяцев до проведения анкетирования с помощью специально разработанного опросника. Результаты показали: среди респондентов 124 (14,1%) человека вообще не начинали рекомендованного лечения; 140 (15,9%) человек начинали, но по разным причинам прекратили лечение; из оставшихся 614 человек регулярно лечились только 469 (53,4%) человек, что практически не отличается от зарубежных данных. Можно лишь предположить, что приверженность среди пациентов, наблюдающихся в первичной сети или у врачей, не специализирующихся в области остеопороза, еще ниже.
Из оставшихся 46,6% больных обозначились три группы неприверженных пациентов: пациенты, не начинавшие лечения; начавшие и прекратившие его; принимавшие препараты нерегулярно. Основной причиной отказа от лечения была его высокая стоимость: практически половина пациентов не начали лечение или прекратили его из-за высокой цены лекарственных средств.
Другой, не менее важной, причиной стало отсутствие у пациентов мотивации к лечению, обусловленное низкой информированностью о заболевании и лечении. В этой связи одним из способов решения данной проблемы может быть обязательное проведение разнообразных образовательных программ, причем не только для пациентов с остеопорозом, но и для всего населения.
При анализе причин нерегулярного приема медикаментов оказалось, что примерно с одинаковой частотой назывались следующие: организационные проблемы (нет рецепта, нет препарата в аптеке), неудобство регулярного постоянного приема («забываю») и специфические представления пациентов о лечении вообще, когда треть опрошенных пациентов специально делали перерывы, чтобы «отдохнуть от химии».
Заключение, подготовленное организаторами исследования, констатируя крайне низкую приверженность больных ОП назначенному лечению, призывает и врачей, и самих пациентов совместными усилиями вести войну с этим коварным противником, не уступая ему своих позиций.

Ольга Владимирова

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости