230 дней, 3 часов, 22 минуты

До всемирного дня диабета!

Дети с диабетом на разных широтах земли

ГДЕ БОЛЬШЕ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

В ходе крупных международных исследований (DIAMOND и EURODIAB), а также из ряда национальных регистров получены достоверные данные о количестве детей с диабетом в нескольких регионах мира. Однако, как отмечает IDF, до сих пор недоступны достоверные данные о распространенности сахарного диабета во многих регионах мира, включая страны Африки, расположенные к югу от Сахары, и Юго-Восточную Азию.

Каждый год сахарный диабет 1 типа развивается у 70 тысяч детей в возрасте 14 лет и младше. За исключением Пуэрто-Рико, в десятку стран с превалирующим числом людей с сахарным диабетом входят либо европейские страны (Финляндия, Швеция, Норвегия, Великобритания, Дания и Германия), либо страны, основное население которых представлено коренными европейцами (Канада, Австралия, Новая Зеландия).

В различных популяциях существует широкий спектр вариаций показателя заболеваемости (ежегодное количество детей с вновь выявленным СД типа 1 на 100 000 детей). Самый низкий показатель заболеваемости в Китае и Венесуэле (0,1 случая), а самый высокий — в Финляндии. Другими словами, у финских детей риск развития сахарного диабета выше более чем в 350 раз, чем у китайских.

ГИПОТЕЗА О «ПЕРЕГРУЗКЕ»

Самый высокий процент роста диабета у детей (4,8%) наблюдается в возрастной группе до 4 лет — это самая уязвимая группа в плане риска развития хронических осложнений. По некоторым прогнозам, глобальное распространение сахарного диабета типа 1 увеличится на 50% в последующие 15 лет.

Почему за последние десятилетия распространенность диабета стремительно увеличивается? Как объясняют ученые, данные изменения в пределах генетически стабильных популяций не могут быть вызваны увеличившейся трансмиссией генов диабета от одного поколения к последующему; правдоподобней предположить, что некоторые внешние изменения могли обусловить ускорение процесса развития болезни путем перегрузки бета-клеток поджелудочной железы, это — гипотеза о «перегрузке». Ко внешним изменениям относятся ускорение темпов роста детей, чрезмерное употребление пищи и ожирение, более раннее половое созревание. Нужны дополнительные исследования по механизмам развития СД для лучшего понимания взаимодействия генов с окружающей средой.

О МАЛЬЧИКАХ И ДЕВОЧКАХ

В большинстве популяций диабет в одинаковой мере поражает мальчиков и девочек. Значительное преобладание диабета среди мальчиков было замечено лишь в нескольких странах — главным образом тех, которые отличаются высоким показателем заболеваемости. Уровень распространения неодинаков во всех возрастных группах; он возрастает по мере взросления и достигает пика в переходном возрасте. Причем, по наблюдениям, у девочек такой пик наблюдается на несколько лет раньше, ведь период полового созревания начинается у них раньше.

СД ТИПА 2 НАСТУПАЕТ…

Сведения об эпидемиологии диабета типа 2 среди детей явно недостаточны. Частично это связано с тем, что симптомы и манифестация второго типа выявляются не столь открыто, как в случае первого типа. В основном эта болезнь поражает детей с ожирением и детей, принадлежащих к определенным этническим группам; большинство их старше 10 лет.

Судя по диабетическим клиникам США, вторым типом страдают менее 5% детей европеоидной расы, зато 80% детей африканского, латиноамериканского, азиатского и коренного американского происхождения. Исследование, проведенное в Великобритании, показало: у детей южноазиатского происхождения риск развития СД типа 2 в 14 раз выше, чем у детей-европейцев, проживающих в Великобритании. В недавних сообщениях из Китая, Японии и с островов Тихого океана говорится, что более 70% детей с диабетом страдают СД типа 2.

Несмотря на более легкие симптомы, СД типа 2 у детей является тяжелым заболеванием, они более подвержены риску гипертонии, дислипидемии, сердечно-сосудистых заболеваний и синдрому поликистозных яичников.

Связь ожирения с растущей распространенностью СД типа 2 достоверно зафиксирована, например, в Японии. В период между 1976 и 1992 годами показатель ожирения среди японских детей увеличился с 5% до 8%, в то же время число больных СД типа 2 среди младших школьников удвоилось.

ОЖИРЕНИЕ У АЗИАТСКИХ ДЕТЕЙ

В Азии наблюдается быстрый рост процента детей с лишним весом. В Китае, например, с 1989 года по 1997 год были проведены исследования с участием детей в возрасте от двух до шести лет. Они выявили, что показатель лишнего веса среди детей, особенно в городских районах, увеличился с 15% до 29%.

В последние годы экономические преобразования в Азии стали причиной радикальных изменений в образе жизни, а те, без сомнения, сыграли роль в увеличении массы тела у населения и в росте случаев развития СД типа 2.

Некоторые исследования показали: по сравнению с детьми европеоидного происхождения, у многих азиатских детей наблюдается более высокий уровень жира при более низком весе тела и этот дополнительный жир играет роль в развитии инсулинорезистентности. Кроме того, очевидно, у азиатских детей при наборе веса происходит абдоминальное отложение жира. Возможно, это также объясняет, почему увеличение веса в этой популяции приводит к повышенному развитию диабета типа 2.

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ШКОЛЫ

Умение управлять диабетом, приобретаемое в ходе обучения детей с СД и их семей, означает лучшее и здоровое будущее. Поддержание уровня сахара крови максимально близким к нормальным показателям может помочь детям быть энергичными и работоспособными в школе и за ее пределами, в то же время защитить их от наступления поздних осложнений диабета.

В среднем дети проводят в школе около семи часов в день, поэтому очень важно, по определению экспертов IDF, создать для них поддержку в ее стенах и предусмотреть все трудности, которые могут возникнуть из-за диабета во время пребывания в школе. Сотрудники школы, включая учителей и медсестру, должны оказывать ученику с диабетом всю необходимую помощь в управлении диабетом.

Врачи или диакоманда, если она есть, индивидуально определяют в отношении каждого юного пациента целевые показатели уровня сахара крови, тип и дозу инсулина, количество измерений гликемии, способ введения инсулина и план питания. Но самое важное — это ознакомить сотрудников школы с индивидуально подобранным для ребенка планом. Многие ситуации, являющиеся неотъемлемой частью учебного процесса, могут повлиять на уровень сахара крови ученика.

По материалам IDF и специального

выпуска Diabetes Voice

подготовил Василий Писаревский

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости