229 дней, 21 часов, 41 минуты

До всемирного дня диабета!

Диагрань: Лучше не допустить, чем потом лечить…

ЛУЧШЕ НЕ ДОПУСТИТЬ,
ЧЕМ ПОТОМ ЛЕЧИТЬ…

Если на данном этапе еще нет лекарства для окончательного излечения от сахарного диабета, то в нашем распоряжении есть средства, которые могут затормозить или вообще предотвратить его наступление. Принимая во внимание стремительные темпы распространёённости диабета в мире (за последние 20 лет число больных выросло в 8 раз!), а также высокий риск сердечно-сосудистых осложнений, профилактику СД типа 2 (а на него приходится 90% всех пациентов с диабетом) считают сегодня одной из главных медицинских проблем.

Сегодня в мире более 300 миллионов человек имеют «предиабет» — состояние, вытекающее из нарушения толерантности к глюкозе (НТГ) или нарушения гликемии натощак (НГН) и связанное с наличием инсулинорезистентности. Данная стадия опасна тем, что способна прогрессировать в диабет типа 2, а также сама по себе является фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний (недаром, как показывают эпидемиологические исследования, уже в дебюте СД типа 2 каждый второй больной имеет макро- и микрососудистые осложнения!). Между тем прогноз не утешителен: через 20 лет число людей с «предиабетом» в мире может увеличиться до 500 миллионов.
ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА
В ЛЕЧЕНИИ НТГ
Частота развития диабета типа 2 у людей с НГН и НТГ примерно одинакова, но поскольку нарушенная толерантность к глюкозе встречается чаще, то именно с НТГ связано большее число новых случаев «диабета пожилых», как называли в прошедшем веке второй тип. Но только ли пожилых? За последнее десятилетие, например, количество больных СД типа 2, которым немного за 30 лет, возросло на 70%, так что в ХХI столетии этот вид диабета вряд ли будет считаться «привилегией» лишь людей почтенного возраста.
… Несколько лет назад профессор Ирина Демидова привела шокирующий случай из своей практики. В Москве было обследовано 329 человек — работников троллейбусного парка и одного из заводов, причём у всех была избыточная масса тела. Полученные данные, действительно, потрясают: 23% из всей группы имели, даже не подозревая об этом, сахарный диабет типа 2 и 12,8% — нарушенную толерантность к глюкозе; норма была зафиксирована лишь у 64% людей.
Почему же важно выявить диабет, скажем, не при развившемся инфаркте миокарда, а на ранней стадии заболевания? Дело в том, что больные СД типа 2 умирают от «сердечных» болезней в 4 раза чаще, чем люди без диабета, а сам инфаркт встречается у таких пациентов в 3 раза, инсульт в 2-3 раза, а также риск ампутации конечности — в 40 раз чаще, чем у недиабетиков.
Заметим, что именно стадия НТГ (но не НГН) ассоциируется с повышенным риском сердечно-сосудистой смертности. Мета-анализ результатов 20 исследований, суммарно включавших более 95 тысяч человек без диабета, показал, что постпрандиальная гликемия на уровне 7,8 ммоль/л уже характеризовалась увеличением риска развития сердечно-сосудистых заболеваний в 1,58 раза.
Как отмечается в «Руководстве по контролю постпрандиальной гликемии», выпущенном в 2007 году Междунардной диабетической федерацией (IDF), регуляция постпрандиальной гликемии, играя ведущую роль в профилактике как СД типа 2, так и сердечно-сосудистых осложнений, является приоритетной задачей лечения НТГ.
ПРЕИМУЩЕСТВА АКАРБОЗЫ
Как же можно замедлить или предотвратить конверсию НТГ в СД типа 2?
Согласно современной концепции, здесь можно выделить три момента: следует ликвидировать постпрандиальные «пики» гипергликемии, оказывающие глюкозотоксичное действие на бета-клетки поджелудочной железы; подавить хроническую продукцию глюкозы печенью; снизить инсулинорезистентность.
Значительно уменьшить риск развития диабета у людей с НТГ можно, как известно, за счёт диетотерапии и физических нагрузок, что доказало, например, исследование DPP. И всё же добиться на практике адекватной модификации образа жизни у людей среднего и пожилого возраста, как правило, не удаётся. В дополнение к немедикаментозным средствам для коррекции НТГ используются три группы антигипергликемических препаратов: акарбоза, метформин и тиазолидиндионы.
Одним из самых безопасных препаратов, влияющих на постпрандиальную гликемию и инсулинорезистентность, является акарбоза (препарат Глюкобай) — представитель класса ингибиторов глюкозидаз.
Являясь псевдотетрасахаридом, акарбоза обладает высоким сродством к глюкозидазам и не всасывается в кишечнике. Она обратимо блокирует глюкозидазы в верхнем отделе тонкой кишки, предотвращая расщепление поступивших с пищей больших количеств поли- и олигосахаридов, что препятствует абсорбции глюкозы на самой ранней стадии пищеварения. Углеводы продолжают пассаж в нижние отделы кишечника, а абсорбция моносахаридов растягивается на 3-4 часа вместо одного-двух.
Таким образом, данный механизм действия акарбозы работает на предупреждение ранней постпрандиальной гипергликемии, причём без стимуляции секреции инсулина (следовательно, уменьшается также токсическое воздействие глюкозы на бета-клетки). Вышеназванное обстоятельство делает Глюкобай безопасным препаратом, потому что при его использовании отсутствует опасность развития гипогликемических состояний.
Следует также иметь в виду, что часть углеводов при лечении акарбозой не усваивается и выводится из организма, а значит — больные не прибавляют в весе, порой в какой-то мере даже снижают его. Эффект препарата дозозависим, то есть чем больше его дозировка, тем меньше углеводов расщепляется и всасывается в тонком кишечнике.
При СД типа 2 акарбоза, по оценке специалистов, может успешно сочетаться с метформином, особенно при ожирении, сульфонилмочевинными препаратами и инсулином. Причём сочетание Глюкобая с метформином позволяет добиться хорошей компенсации диабета при умеренных дозах последнего. Комбинация Глюкобая с препаратами сульфонилмочевины защищает от высокой концентрации инсулина в крови, нежелательных последствий при артериальной гипертонии и кардиозаболеваниях.
Из нежелательных явлений в терапии акарбозой отмечаются легкие желудочно-кишечные нарушения в виде метеоризма и диареи, которые исчезают через какое-то время после начала лечения. Кстати, эти нарушения расцениваются как следствие не побочного действия препарата, а неточного выполнения пациентом диетических рекомендаций. При этом сама акарбоза не всасывается и, соответственно, не даёт системных эффектов. Во избежание побочных действий рекомендуется соблюдать диету с ограничением легкоусвояемых углеводов, а препарат — принимать, как говорится, с первой ложкой пищи.
Для оценки эффективности и безопасности терапии Глюкобаем через каждые 3–6 месяцев необходимы врачебный осмотр и контроль биохимических анализов крови: липидов, глюкозы натощак и через 2 часа после нагрузки глюкозой. Противопоказаниями к назначению препарата служат заболевания кишечника, сопровождающиеся нарушениями всасывания, язвы, дивертикулы, трещины, стенозы; одновременно с акарбозой нельзя принимать антацидные препараты, сорбенты, ферменты.
С ПОЗИЦИЙ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
Преимущества Глюкобая в предотвращении развития СД типа 2 и сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов с НТГ подтверждены с позиций доказательной медицины в крупных клинических исследованиях.
Масштабное международное исследование STOP-NIDDM (что расшифровывается как «остановить развитие инсулинонезависимого диабета») продемонстрировало достоверное снижение частоты как новых случаев СД типа 2, так и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов с НТГ и избыточной массой тела, получавших акарбозу. Более 1400 участников были разделены на две группы: в основной назначали Глюкобай в дозе 50 мг/сут., которую постепенно увеличивали до 100 мг/сут три раза в сутки или до максимально переносимой дозы; в контрольной — пациенты получали плацебо; при этом всем было рекомендовано соблюдение диеты и регулярные физические нагрузки. Средняя длительность наблюдения составила 3,3 года.
В результате акарбоза у лиц с НТГ уменьшила риск развития новых случаев СД типа 2 на 36%, новых случаев артериальной гипертензии (АГ) — на 34% (р = 0,006) и сердечно-сосудистых событий — на 49% (р = 0,03). Кроме того, риск возникновения инфаркта миокарда был снижен на 91% (р = 0,02). Как выяснилось, эффект акарбозы не зависел от возраста, пола, индекса массы тела, а также динамики веса всех участников; причём они даже уменьшали свой вес, что особенно актуально для такой категории пациентов.
Положительный эффект акарбозы на уровень АД, в том числе влияние препарата на эндотелиальную функцию, привлекает особое внимание исследователей. Известно, что ключевая роль в предотвращении сердечно-сосудистых осложнений у пациентов с СД типа 2 принадлежит жёсткому контролю АД. Между тем артериальная гипертензия наблюдается примерно у 75-80% таких больных. И частый альянс АГ и диабета обусловлен, по мнению исследователей, сходными комплексами метаболических расстройств.
В этом свете очевидно, что использование антигипергликемических лекарственных средств, способных обеспечивать дополнительное к антигипертензивным препаратам снижение САД и ДАД, является предпочтительным.
Интересные данные получены также при реализации проекта АПРЕЛЬ — Российской программы по изучению эффективности применения акарбозы у пациентов с НТГ и артериальной гипертензией. Применение акарбозы в течение 24 недель по сравнению с группой контроля привело к достоверному снижению систолического АД (–14,2 против –7,3 мм рт. ст., р

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости