208 дней, 14 часов, 47 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаклуб: Как я ходила сдаваться весенний репортаж

КАК Я ХОДИЛА СДАВАТЬСЯ
ВЕСЕННИЙ РЕПОРТАЖ

НЕ ДАЛЕЕ КАК ГОД ТОМУ НАЗАД Я ДУМАЛА: «ВОТ СДАМ «ГОСНИКИ», ДОПИШУ ДИПЛОМ, ЗАЩИЩУСЬ — И ТОГДА ЗАЖИВУ. СВЕТ УВИЖУ. СКОЛЬКО МОЖНО УЧИТЬСЯ? СТРАШНЫЙ ВОЗРАСТ — 23
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ МАШИ М.

НЕ ЗА ГОРАМИ! РАБОТУ НАДО ИСКАТЬ, А НЕ ЛЕКЦИИ ШТУДИРОВАТЬ. ПРОШТУДИРОВАЛИ ПЯТЬ ЛЕТ — И ХВАТИТ. НЕ-НЕ-НЕ, И НЕ УГОВАРИВАЙТЕ. СДАМ — И БАСТА»…

И вот сдала госэкзамены, успешно защитилась по специальности «международная журналистика», получила на руки хрустящие красные корочки выпускника Саратовского госуниверситета. Через месяц устроилась на работу. На очень динамичную. Сидеть на месте не приходится. И что, думаете, успокоилась? Спустя полгода после окончания alma mater я понесла документы в Отдел послевузовского образования. По-другому сказать — в заочную аспирантуру. Захотелось называться в обозримом будущем кандидатом филологических наук. Мне дали там расписание сдачи кандидатского минимума и пожелали удачи…
- Надо сделать рывок, Маша. Осталась только «философия науки». Английский тебе один смех было сдать, специальность — тем более. Чего тянуть? — Со свойственной ей интеллигентностью наставляла меня научный руководитель. — Сдавать-то всё равно надо.
- Надо, Наталья Владиславовна, — подтвердила я в телефонную трубку. — Вот собираюсь с силами.
- На подготовительные курсы ходила?
- Нет, когда? У меня работа с девяти до пяти… Сама буду готовиться.
…Прошли три с половиной недели. Работы было невпроворот. До философии руки не доходили. Моталась по командировкам, к тому же в отделе все дружной колонной подались в отпуск, в декрет, на больничный, а кто-то и вовсе на пенсию, поэтому обязанности легли на трёх человек, а на меня как на самую младшую по возрасту и стажу навалилось больше всего. Так что, просматривать вопросы — а их 60 , я села за 2 дня до экзамена, благо, это были выходные. Произведя мозговой штурм, — через пень-колоду просмотрела половину тем и «сдулась». Но при моей специальности достаточно рано перестаешь чего бы то ни было бояться, подсознательно бережёшь нервную систему. Как в «Нашей Раше»: «Да ты успокойся! Всё прокатит, я сто раз так делал». Так что вопросы, совершенно дикие по формулировке и охватывающие всё на свете, начиная с древнейших философов и философских систем и заканчивая современными концепциями этой науки, меня не испугали, а ввергли в какую-то задумчивость.
На службе до обеда пыталась надышаться перед смертью, читая три жалких «шпоры» и понимая, насколько они бесполезны и что спасёт меня теперь только ангел-хранитель. Чувствовала себя не ахти, неприятно сосало под ложечкой и всё время хотелось пить. Сначала подумала на сахар, но, измерив, убедилась: 5,3… Начальство, само кандидаты наук, молча поощряло мою зубрежку, а потом отпустило с миром на экзамен.
Итак, картина маслом — десять несчастных сдающих кандидатский экзамен по философии науки. То ли мне повезло, то ли это всегда так, но нарядились все в белый верх, черный низ и притащили кучу книг в пакетах и сумках… Боже ж мой, подумала тогда я, что я здесь делаю в своем прикиде: демократичный деловой костюмчик, и два листика бумаги А4, три шпаргалки, ручка и странно просветлённое состояние духа. Бедные, — подумала я — они целых полгода ходили вечерами на четыре часа слушать занудные, подготовительные лекции, а я и двух дней в сумме-то не учила. Ботаники! И это придало мне уверенности.
- Подходите, господа, берите билеты, — добродушно сказала профессор из приёмной комиссии со снисходительным усталым лицом.
Я осмотрелась. Мои коллеги по несчастью продолжали сидеть на своих местах (почему-то за моей спиной), затравленно переглядываться и хрустеть пальцами. Тогда я встала, подошла к экзаменаторскому столу и не глядя взяла билет. «Билет номер пять. Приём-м…» — вспомнился бессмертный «Шурик».
- Номер билета? — спросил секретарь.
«Себе», — тут же подумала я и улыбнулась.
- Пятый. Первый вопрос — философия науки Средневековья, второй — ограниченность применения естественно-математических методов в гуманитарном знании. «А ничего себе, а?»
Про Средневековье у меня было в шпаргалке. Шпаргалки — в кармане сумки, где сок лежит на случай «гипы». Что-то про образование первых университетов на базе монастырей, про главенствующую роль теологии в науке… Доставать шпаргалку было…ну, не то чтобы лень, а просто неохота, хотя принципиальностью для меня на этом экзамене и не пахло. Английский — другое дело, там была важна пятерка: язык знаю прилично. Специальность — это вообще Бога гневить оценкой ниже пятерки. А здесь сдать бы хоть на трояк, чтобы не пересдавать. Второй вопрос я впервые видела в глаза, но, будучи вооруженной кое-какими понятиями, можно порассуждать, размазывая, как говорится, кашу по тарелке. Не ошибёшься…
Набросав схему ответа, я храбро направилась отвечать. Комиссия была большая, да еще представители с нашего факультета, призванные принимать ответ на третий вопрос, связанный с рефератом, который нужно было сдать заранее. Я выбрала себе в аудиторы симпатичного дядьку с лукавым взглядом. «Споёмся», — так же лукаво подумала я и пошла к его столу.
И как раз в тот момент, когда села отвечать, вдруг явственно почуяла, что сахар равномерно падает, как курс валюты в период депрессии. Никакой паники, как многие мои знакомые люди с СД, я не ощутила. В обмороки я никогда — тьфу-тьфу — не падала, «гипу» чувствовала издалека. Но вот сколько по времени меня собирался мучить мой экзаменатор, известно не было, а организм настойчиво требовал сладкого.
Хороший журналист, уважаемые читатели, это всегда игрок. Истинное лицо рыцаря пера и бумаги так же мало кому известно, как и маска актера. Этакий хамелеон — в хорошем, надеюсь относительно себя, смысле слова, который начинает свой спектакль, когда это ему необходимо. Я — не исключение.
- Не возражаете, если я немного горло промочу? Трудный день был, знаете ли, — солидно подняв правую бровь, низким бархатным голосом пропела я.
- О, что Вы, о чём речь, о чём речь, — пропел мне в ответ философ, который явно был неравнодушен к слабому полу, окидывая меня карамельным взором. — Не стесняйтесь.
Я достала упаковку вишневого нектара, проткнула его трубочкой для питья, отпила несколько глотков и, непроизвольно закинув ногу на ногу, начала:
- Что такое было Средневековье?.. Давайте представим себе время, когда главным научным источником считалось Священное Писание, когда под сводами монастыря собирались лучшие учёные умы, рассуждая о теологии и философии…
Почему меня ударило в патетику? Может, оттого, что на почве низкого сахара мой мозг отчаянно голодал и Остапа, как в книжке, просто «понесло», а может, «сработала» реакция на стресс — тянуть время, пока хотя бы немного не успокоишься. Не знаю. Но через пять минут вся аудитория сидела, подперев подбородки ладонями, и слушала «мое сказание» об образе средневекового схоласта. Во главе с комиссией и моим дядечкой.
Такой неслыханной сцены университетские стены не видели, наверное, никогда: на стульчике, вольготно облокотившись на спинку и потягивая из пачки сок, сидит девушка и, вперяя взор в небо через окно, лирично вещает о философских канонах XV века… Короче говоря, второй вопрос тоже прошёл на ура, а впрочем, как и третий.
Когда в протоколе экзамена рядом с моей фамилией, написали черной гелевой ручкой «отлично», мне сделалось невероятно смешно. Вот она, товарищи, мнимая земная справедливость. — Кто-то корпел днями и ночами над учебниками, тратил деньги и время на поездки на вечерние лекции, а кто-то пришёл с пачкой сока в сумке, с тремя шпаргалками, которые не понадобились, с подвешенным языком и уверенностью в судьбе — и взял первый приз, находясь в состоянии гипогликемии. Не цирк ли шапито?.. Да нет. Это везение. Или моральная компенсация. Кому как больше нравится.
Теперь я — законный соискатель научной степени кандидата филологических наук. В июне — первая международная конференция, а вчера вышла моя первая статья в научном сборнике. Это очень здорово, ребята. Если в жизни вас что-то не устраивает, смело ваяйте то, чего хочется больше всего на свете. Это совсем нетрудно.
Это даже приятно.

Искренне ваша,
Митасова Маша

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости