230 дней, 0 часов, 47 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаклуб: Поездка в россию как приятное лекарство

Бранислава я знаю со студенческих лет. Мы вместе учились в Ленинградском университете. Он словацкий журналист, жил и работал в Праге, сейчас обитает в Братиславе и продолжает много ездить по миру. Брал интервью у Далай-ламы, который произвёл на него самое сильное впечатление, у Била и Хилари Клинтон, Шимона Переса, Мадлен Олбрайт и множества других известных людей. Самая тёплая и добрая личность из всех встречавшихся на его пути — мать Тереза. Любимый Бранин город — Питер, старается побывать там во что бы то ни стало каждый год. Москву не очень любит, однако на этот раз заглянул и сюда. Про здоровье мы разговариваем с Браней редко, а тут, увидев, что он прямо с утра глотает какие-то таблетки, я поинтересовалась, в чём дело, и услышала много любопытного.
- Это Metfogamma 500 — снижает сахар. Он у меня вдруг подскочил: 9,8 ммоль/л, скорее всего на фоне приёма кортикоидов — препаратов для печени, — пояснил Бранё. — Никаких признаков — жажды, сухости во рту, усталости я не замечал. Обнаружил это мой доктор Петер Липтак. В Словакии возрождается традиция семейного врача. Он — президент Ассоциации врачей практической семейной медицины и вёдет борьбу за то, чтобы эти врачи первого контакта, как их называют, могли лечить легкие формы диабета (диабет 2-го типа — прим. редакции). В медицинской газете вокруг этого развернулась острая дискуссия. Эндокринологи боятся, что останутся без работы, заявляют, что таким образом у них отнимают пациентов, что эти врачи не компетентны в диабетологии и пр. Споры продолжаются, и пока никто не победил.
- А ты за кого?
- Я на его стороне. Потому что у нас такая система: если у тебя какие-то проблемы, вначале отсиди очередь к «практическому доктору», который выпишет направление к специалисту — хирургу или неврологу, и снова идёшь сидеть туда. Часы приёма ограничены, а каждый врач наблюдает от 2,5 до 3 тыс. пациентов. Можно заплатить 10-20 евро и тебе назначат время или врач сам придёт к тебе домой. Но не каждый может себе это позволить, и эти ожидания в поликлинике весьма утомительны.
- Людей с диабетом по миру всё больше? Вот и ты в их числе…
- Представь: на 5,5 млн. жителей Словакии — полмиллиона людей с СД, из них 120 тыс. детей! Потому что все сидят в канцелярии перед компьютерами, а дома лежат перед телевизором на диване, пьют «пепси» и заедают чипсами. Утром запихивают что попало в рот, обедают на скорую руку «фасфудом» и, наконец, вожделенно до отвала наедаются перед сном. Я сам лет двадцать питался точно так же. Дело доходило до того, что вес порою перешагивал за 120 кг, что даже при моих 185 см, согласись, многовато.
- А сколько в тебе сейчас?
- 94 кг. Ничего сверхъестественного для этого не предпринимал. Прекратил бесконечные ночные «перекусы», отказался от белого хлеба и пересел с машины на велосипед. Рецепт хорошего самочувствия прост: ешь 5-6 раз в день по «чуть-чуть». Исключи сигареты и алкоголь. Много двигайся. Всё!
- А режим у тебя какой?
- Я жаворонок. В Словакии все встают рано. Многие офисы, особенно всяких социальных компаний открываются в 6 утра. Тогда в 14 ты уже свободен, и у тебя впереди полдня времени, которое можешь посвятить исключительно себе. Меня это устраивает. В 9 я в редакции, после обеда возвращаюсь домой, обязательно сплю часа полтора. А потом новый виток активности, еду на природу, купаюсь в озере, как-то развлекаюсь, а вечером опять работаю. Пишу комментарии, статьи, мой мозг лучше соображает и переваривает информацию ночью.
- А в еде ты по-прежнему всеяден?
- Да. Главное знать меру. Строгие диеты — глупость. Откажись от жирного, делай упор на фрукты и овощи, которые теперь в достатке круглый год, и у нас они, кстати, намного дешевле, чем у вас. Вот и вся пищевая грамота.
- А силу духа чем в себе поддерживаешь?
Любовью. Контролирую настроение и спокойствие в себе самом и в доме. (Бранислав был несколько раз женат, но вот лишь недавно нашёл то, что вроде бы его по-настоящему устраивает. — Т.П.). Радуюсь счастью и успехам сына. Стремлюсь, чтобы работа приносила творческое удовлетворение. Составляющих внутренней гармонии не так уж много, надо просто научиться ими балансировать.
-А в Россию зачем так часто приезжаешь?
Заряжаюсь энергией, особенно в Питере. В отличие от Москвы, которая отбирает силы, он меня всячески вдохновляет. Обожаю окрестности — Павловск, Гатчину, Петергоф. Вот на Ладогу съездил, там устроили красивый праздник в честь Александра Невского. Собираюсь в Кронштадт, Выборг. Я Россию люблю больше, чем Словакию. Меня тянет сюда неумолимо.
-Что нравится тебе у нас?
Люди. Они не такие материалисты, как мы, и не так ещё испорчены цивилизацией. Молодые здесь читают стихи, увлекаются поэзией. В Европе — это редкость. Если поэтический сборник у нас издали тиражом в 500 экз., это уже успех. Мне импонирует то, что у вас искренне чтят прошлое. Ваш патриотизм гораздо симпатичнее мне американского, например. Вообще от американизации, по-моему, всех уже тошнит. То, что навязывается их фильмами: потребительская психология, стремление к благам, комфорту, все эти «ужастики», насилие, порно, стрельба, наркотики — никому уже не интересны. Мир от этого устал.
-А что плохого в России?
Пьёте много. Вы самая пьющая страна. И это дикое расслоение отвратительно. В Питере полно коммуналок, я побывал там, жуткая бедность. Мне жалко ваших пожилых людей.
-У вас о них заботятся больше?
Знаешь у нас с недавнего времени очень модны детские сады для дедушек и бабушек. При социализме «детсадиков» не хватало, сейчас наоборот их стали закрывать: детей мало, они пустуют или приходится переделывать помещение под что-то другое. Но вот родилась такая идея, и теперь в такой комбинированный сад родители ведут утром своих малышей и отца или мать тоже, а после 17 забирают их. В саду пожилые и маленькие всё делают вместе, играют, рассказывают сказки, строят дома в песочнице, и «тихий час» у тех и у других. Такое общение благодатно для детей, которые мудреют от взрослых, а стариков оно молодит и придаёт им бодрости. За детей платят 100 евро в месяц, а за пенсионеров — 50, а на самом деле выходит около 25 евро, потому что есть социальная помощь.
-А какая у вас средняя пенсия?
-Примерно 300 евро. По сравнению с Германией или Австрией это очень скромно. По моим наблюдениям, одна из самых активных наций в Европе — немцы. Немецкие пенсионеры — самый, по-моему, путешествующий народ. И это показатель не только зажиточности, но и здоровья. Потому что больной человек не станет мотаться по миру. Он будет сидеть дома и лечиться. Скандинавы тоже живчики, благодаря тому, что едят много рыбы и увлекаются спортом. Очень выносливы испанцы, хотя и чрезмерные кофеманы. Но, видимо, послеобеденная сиеста это как-то уравновешивает. Чехия и Словакия не могут похвастаться богатырским здоровьем. Долгожители у нас есть, но страховщики говорят, что треть денег отпускаемых на здравоохранение расходуется на лекарства, причём 80 процентов забирают пенсионеры, так что это очень дорогие пациенты. Средняя продолжительность жизни у словацких женщин 75 лет, у мужчин 72 года.
-А какие льготы в Словакии у людей с СД?
Не знаю всех нюансов. Но все инсулинозависимые пациенты бесплатно получают в нужном количестве лекарства, шприц-ручки и тест-полоски. С глюкометрами тоже нет проблем. Инсулины разные, в том числе произведённые в Чехии и Словакии. В каждом супермаркете и даже маленьком любом магазине имеются отделы диабетических продуктов, где выбор от котлет до мороженого и всяких пирожных. Я иногда покупаю там очень вкусные вафли-трубочки. Полакомиться иногда можно, хотя это всё излишества. Теперь столько соблазнов повсюду, а человек слаб, падок на них, вот и страдает.
-У нас диабет никто не афиширует. А у вас?
Раньше скрывали, он считался заболеванием, которое надо спрятать. Теперь общественное мнение кардинально изменилось. У каждого есть карточка диабетика, её носят открыто. А желающие делают даже запись в паспорте. У нас сейчас и СПИД-то никто практически не скрывает. К счастью его в Словакии крайне мало. В Братиславе 50-тысячным тиражом издаётся журнал «Diabetik». Там всегда публикуются откровенные нтервью с известными людьми. Он очень популярен.

Татьяна Петрова

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости