201 дней, 20 часов, 2 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаклуб: "соло"-перелет вокруг земного шара

"СОЛО"-ПЕРЕЛЕТ
ВОКРУГ ЗЕМНОГО ШАРА
Дуглас Кэйрн — первый пилот, который, имея диабет, смог облететь земной шар. Этот рекорд он поставил четыре года назад на собственном самолете Beech Baron, преодолев
расстояние в 29 тысяч миль и затратив 185 часов общего времени в воздухе. А сегодня
он собирает деньги на диабетические исследования, выступает в различных аудиториях,
убеждая в том, что при четком самоконтроле управление легким самолетом доступно
человеку с диабетом.
Дугласу 40 лет. После окончания Эдинбургского университета в 1985 году он прослужил четыре года в Военно-воздушных силах Великобритании. За это время прошел тренинги, благодаря чему научился прекрасно управлять самолетами различных типов. Затем Кэйрн стал работать инструктором.
С ГЛЮКОМЕТРОМ В КАБИНЕ
Но прошло всего пять месяцев, и молодой человек заболел диабетом.
"Я чувствовал себя очень вялым, но думал, что это только поствирусный синдром. О том, что у меня может быть СД, я даже не предполагал". Конечно, для него это было потрясением, но Дуглас не стал унывать. "Очевидно, если бы такой диагноз мне поставили немногим ранее, я бы не смог оказаться в воздушных войсках, — делится он своими мыслями. — Вскоре я нашел работу в сфере управления активами".
Выйдя в отставку в 1989 году, Дуглас окончил престижную лондонскую школу инвестиционного менеджмента. В 1996 году он переехал в Таиланд, где работал исполнительным директором по инвестициям в крупной корпорации, а затем занял должность генерального директора крупного акционерного общества в Бангкоке.
Казалось бы, его карьера состоялась, но бывший летчик мечтал о небе. В таиландском летном клубе он снова стал совершать полеты — на этот раз в качестве квалифицированного "инструктора на борту". А потом Дуглас узнал о том, что вполне реально получить американскую лицензию на полеты, которая позволяет летать одному в частном порядке; для этого, правда, надо было соответствовать определенным медицинским критериям.
Кэйрн ухватился за этот шанс и добился такой лицензии в 2000 году. Кстати, та лицензия позволяла ему также совершать "соло-полеты" над Таиландом. Но Дуглас на этом не остановился: спустя год он получает австралийскую летную лицензию.
В то же время Дуглас впервые задумывается о том, чтобы облететь на небольшом самолете земной шар. Его цель — собрать средства для диабетических исследований, а также продемонстрировать властям, отвечающим за полеты в различных странах мира, что человек с диабетом способен безопасно управлять самолетом — в соответствии с американскими стандартами, которые, по мнению пилота, одни из самых удобных и практичных в мире на сегодняшний день.
"Чтобы человеку с диабетом пройти медкомиссию на получение лицензии пилота в Штатах, ему необходимо придерживаться самого жесткого самоконтроля и показать, что за определенный период времени у него не было внезапной гипогликемии, — отмечает Кэйрн. — Вы должны измерять показатель гликированного гемоглобина строго каждые три месяца и ежегодно сдавать серьезный экзамен на физическую выносливость.
Кроме того, нужно тестировать свои уровни сахара крови за 30 минут до полета, а в воздухе проверять их каждый час и за полчаса до приземления". Кэйрн находит эту систему продуманной: "С тех пор, как мне выдали лицензию, я налетал более 400 часов, — отмечал Дуглас в 2002 году, — и эта система доказала свою эффективность".
ШИПЫ И РОЗЫ "КРУГОСВЕТКИ"
Итак, Дуглас думает о кругосветном перелете. По его расчетам, он должен занять около 4,5 месяцев. Во всех крупных населенных пунктах, которые расположены по маршруту, пилот планирует делать остановки, в первую очередь, для того, чтобы пообщаться с представителями местных авиационных властей, а также с членами местных диабетических ассоциаций и сообществ.
И вот, после тщательной подготовки, "кругосветка" была совершена! По признанию самого Кэйрна, она была насыщена "шипами и розами". Самым непростым оказался участок от Гавай до Сан-Франциско, составивший 2100 морских миль и около 12 часов времени, который он пролетел в режиме "соло", без запасного пилота. Нескоро Дуглас забудет и циклон, застигший его во время посадки на островах Самоа, и гористый обледеневший аэропорт в Гренландии, и ураган, бушевавший над Индонезией…
Согласно договоренностям, в первом в мире перелете вокруг земного шара человека с СД частично сопровождали два "запасных" пилота: Джеймс Айден и Ти Симонс. "Джеймс сопровождал меня от Бостона до Шотландии, а Ти — от Шотландии до Гавай, — рассказывает Дуглас. — Для каждого участка перелета я самостоятельно планировал все необходимое и пилотировал самолет. На своем участке пути Ти все время повторял, что в этом перелете чувствует свою ненужность. Просто я нормально справлялся и с управлением, и с обеспечением полета".
"За время перелета я видел много чудесных явлений на нашей планете, например, блестящие льды Гренландии, тигровые акулы в австралийской акватории, дымящиеся вулканы, — вспоминает пилот. — Но самое главное — я встречался со многими интересными людьми, узнавал, как люди справляются с СД в разных странах мира. Кроме того, я участвовал в благотворительной акции "Инсулин для жизни" на острове Рождества, которая проводилась общественной организацией, расположенной в Мельбурне (Австралия). Я доставил туда инсулин короткого действия и глюкометры, в которых была острая нужда".
Были в этом перелете и некоторые ЧП. Так, однажды у Кэйрна начались проблемы с левым двигателем (это продолжалось где-то около 3 минут), температура выхлопа газов оказалась слишком низкой — в итоге Дугласу удалось решить эту проблему. Другой случай произошел, когда он попал в ураган в районе Индонезии: ливень оказался такой сокрушительной силы, что сорвал часть оборудования самолета.
Что касается управления диабетом во время перелета, то у Дугласа всё было на должной высоте! Кстати, его режим самоконтроля все эти годы, с тех пор как ему поставили диагноз "диабет", не изменен: в среднем он проверяет уровни глюкозы крови семь раз в день.
В результате всемирного перелета Дугласу удалось собрать около 19 000 долларов, которые он направил на развитие диабетических исследований. Но, по мнению самого пилота, гораздо важнее решение другой задачи: своим перелетом он сумел доказать, что диабет не должен служить препятствием людям к достижению их целей, даже если это цели высокого полета.
"ОСМЕЛИВАТЬСЯ МЕЧТАТЬ…"
В 2003 году Дуглас получил престижную награду Великобритании — "Пилот года", и, таким образом, были признаны его личные заслуги, прежде всего "Диабетический всемирный перелет".
Как и многие известные диабетики, Кэйрн прилагает свои силы и на общественном поприще: в том же году он выступал на конгрессе Международной диабетической федерации (IDF) в Париже и позднее на конференции "Дети с диабетом". Кстати, для фонда "Дети с диабетом" он собрал 100 000 долларов.
Кэйрн создал специальный сайт, где в яркой форме он рассказывает о своих начинаниях — www.diabetesworldflight.com. Интересная деталь: совсем недавно на всемирно известном медиа-портале YouTube были размещены небольшие видеофильмы о полетах Дугласа в американской горной местности на фоне заката солнца.
В 2005 году произошло долгожданное событие: вышла книга Кэйрна "Осмеливаться мечтать: летать одному с диабетом". Это увлекательное повествование, построенное по автобиографическому принципу. Главный герой, как и сам Дуглас, проходит службу в ВВС; из-за диагностированного диабета он вынужден сменить профессию, а потом возвращается к полетам, находя в них особую самореализацию. Книга представляет собой захватывающую историю преодоления не только внешних трудностей, связанных с авиацией, но, в первую очередь, преодоления самого себя, своей болезни.
Сам Дуглас считает свое произведение посильным вкладом в борьбу с разрастающейся во всем мире "эпидемией" диабета. Внимание общественности привлекли презентации книги в Американской диабетической ассоциации (ADA) и организации "Дети с диабетом", а также ряд презентаций состоялся в Таиланде.
Но, наверное, наибольшей популярностью книга пользуется на родине Дугласа — в Соединенном Королевстве: первый пилот с СД, облетевший земной шар, с успехом провел ее презентацию в шотландском парламенте при поддержке шотландского отделения Британской диабетической ассоциации.
А сейчас Кэйрн работает над новой книгой. Какой? — пока секрет.

По материалам сайта www.diabetesworldflight.com
подготовил Василий Писаревский

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости