201 дней, 5 часов, 33 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаклуб: У каждого свои «судьбы скрещенья»…

Как показывает жизнь, генетика сахарного диабета — вещь капризная и зачастую непредсказуемая. Почему, например, в рамках одного семейного рода данная болезнь
кого-то щадит, а кого-то поражает или почему она возникает там, где ее генетические
корни не прослеживаются на фоне ряда поколений? Как бы то ни было, но судьба человека с диабетом невольно накладывает отпечаток на жизнь семьи в целом, формируя
с годами определенные взаимоотношения между поколениями, влияя на атмосферу
внутри семьи. Сегодня мы публикуем мини-истории о простых американцах с диабетом
— людях старшего, среднего и младшего возраста, которые, живя в семьях, представляют, как сказал бы поэт, свои «судьбы скрещенья»…

КОГДА НЕ УХОДИТ МОЛОДОСТЬ

93-летняя Блонди Фрам — одна из героинь вышедшей в США в прошлом году и ставшей уже бестселлером книги «50 секретов долгожителей с диабетом».

Она живет с диабетом, по крайней мере, уже четыре десятилетия, а может, и больше, если учесть время до диагностирования у нее СД типа 2. Сама Блонди объясняет это своими крепкими семейными связями: «У меня отличная поддержка со стороны семьи, особенно со стороны моих детей и их супругов».
Также ее успех связан с тем, что она получает интенсивную медицинскую поддержку от своего зятя, доктора Виника, — известного на международном уровне специалиста в области эндокринологии и диабетической нейропатии, который работает в диабетологическом центре Норфолка, штат Вирджиния. «Я знаю, что могу позвонить ему посреди ночи с любыми вопросами, — говорит Блонди, — но, конечно, не злоупотребляю этим».
После того, как миссис Фрам к 50-ти годам овдовела, она продолжила жить с одной из своих дочерей и её семьёй. Но со временем решила делить своё внимание поровну между обеими дочерьми. И сейчас она полгода проводит в штате Теннеси и полгода — в штате Вирджиния. Несмотря на свой возраст и диабет, Блонди очень рада тому, что находится в гуще семейной жизни своих детей и помогает воспитывать внуков. «На самом деле я счастлива, потому что меня окружают родные люди всех возрастов», — не устает она повторять.
Блонди всегда была активным человеком. Дипломированный музыкант, она часто сама выступала в молодости и сейчас продолжает ходить на концерты. К физическим нагрузкам, занятиям спортом она привязана не только потому, что этого требует управление диабетом, а потому, что это доставляет ей удовольствие. Так, Блонди много лет играла в гольф и теннис и добивалась заметных успехов. До того, как недавно она, поскользнувшись, неудачно упала на улице и сломала руку, регулярно, два или три раза в неделю, ходила в местный гипермаркет, который находится в 2 или 3 милях от её дома. Но и сейчас Блонди не отчаивается и совершает посильные прогулки, потому что знает, насколько важно оставаться активным человеком, иметь в старости соответствующее качество жизни — неважно, есть ли у вас диабет или нет.
А главное — миссис Фрам до сих пор привержена интеллектуальной активности. Она постоянно читает книги, посещает собрания местного книжного клуба; никогда не ляжет спать, пока не разгадает на ночь кроссворд. «Это как зарядка для ума, — считает она, — мозги должны не закостенеть, а быть постоянно в движении. Такой подход помогает мне оставаться всегда в хорошей форме».
Наконец, как говорит Блонди, она относит свой успех в достижении хорошего качества жизни при диабете к своему позитивному настрою. «Я всегда размышляю о том, какую пользу могу принести своей семье, — замечает она. — Например, сейчас меня заботит то, что нужно изменить в нашем домашнем распорядке, когда в школу пойдут мои внуки». Миссис Фрам не позволяет трудностям со здоровьем становиться проблемой для неё, и она очень осторожна в питании (сбалансированная диета без сахара и маленькие порции пищи).
«Я просто научилась жить с тем, с чем вынуждена жить, — резюмирует она. — И диабет мне — не враг, а всего лишь неизменный спутник жизни, с которым я нашла общий язык».
… С точки зрения клинической геронтологии, главное в ведении пациента с диабетом старческого возраста — это не просто увеличить его век, но и продлить его полноценную жизнь, ибо, как определяют философы, печально не то, что приходит старость, а то, что уходит молодость. Миссис Фрам как раз не допускает того, чтобы молодость уходила.


ВСЕГДА РЯДОМ С ДЕТЬМИ…

Куртни Ловелл можно смело назвать матерью-героиней: ведь она ежедневно помогает своим четырем детям справиться с болезнью…

Куртни хорошо помнит, как ее младшая сестра Мара заболела диабетом.
Будучи самой старшей девочкой в семье, насчитывающей 7 детей, она стала правой рукой матери. Куртни прошла в больнице специальное диабетическое обучение и была там, когда в отделение привезли Мару. Ей пришлось помогать ухаживать за сестрой, в том числе во время тяжелых полночных эпизодов гипогликемии.
Сегодня она в той же больнице — уже из-за своих четверых детей.
У Лидии, которой 11 лет, был диагностирован диабет типа 1 в 2005 году. Тогда, вспоминает Куртни, мы видели, что Лидия повсюду ищет туалет. Это напомнило ей о симптомах диабета у сестры Мары. Ее точил червь сомнения до тех пор, пока однажды она не обнаружила, какой худой стала дочка, и отвезла ее в больницу. И вновь, уже как мама, Куртни стала помогать девочке в управлении диабетом.
Годом позже у ее 7-летнего сына-непоседы был диагностирован СД типа 1. «Это было настолько неожиданно для меня, — вспоминает молодая женщина, — что я долго ходила, словно в тумане, много плакала, но затем собрала свою волю в кулак, стала заботиться уже о двух своих детях с диабетом».
В январе 2007 года Куртни заметила, что ее 10-летняя дочь стала писаться в кровати. «Я вначале не могла поверить своим догадкам, потому что думала — это уже коснулось меня и, соответственно, не должно повториться, — говорит она. — Естественно, я сразу стала измерять у дочки уровень глюкозы крови. И глюкометр показал, что тот высок. Я подумала: нет, нет и еще раз нет! Позвала своего мужа и сказала ему — ты не поверишь, но у нас еще один ребенок получил диабет!»
Проплакав какое-то время, я поделилась с мужем своими раздумьями: раз у нас уже «поселился» диабет, наши дети смогут оказывать друг другу помощь и взаимовыручку. Я привезла свою дочку в больницу и сказала: «Это опять из нашей семьи!» Но врач даже не стал размещать ее в палате, заметив, что другие дети уже знают, что нужно делать, и смогут помочь девочке.
А что же с Крисом — самым старшим ребенком и интеллектуалом? В течение последующих шести лет у него стал развиваться прогрессирующий ревматоидный артрит — аутоиммунное заболевание суставов, и он должен был делать себе еженедельные инъекции и ежедневно принимать медикаменты. У самой Куртни была выявлена гранулематозная болезнь — другая аутоиммунная болезнь, резко ограничивающая список продуктов, которые она может потреблять.
Куртни считает, что ее основная обязанность и работа — помогать своим четырём детям справляться с болезнями. «И я, и мой муж делаем всё, чтобы у них развились хорошие жизненные привычки, — говорит она. — И они сами говорят: «Да, у нас диабет, но это не замедлит нас в движении к цели». Все они заботятся друг о друге, ведь им легче понять, кто как себя чувствует. Мне нравится наблюдать, как они поддерживают друг друга».
Куртни является членом родительского совета при школе, где учатся ее дети. Кроме того, она организовала группу поддержки в клинике, где её заболевшим детям была оказана помощь. Она регулярно переписывается с другими мамами, у детей которых есть диабет. Много времени, по её словам, уходит на общение с переполненными эмоциями мамами вновь диагностированных детей с СД.
У неё сложились хорошие отношения с местной больницей, и оттуда часто обращаются к ней с просьбой поговорить с родителями, которые только что узнали о диагнозе своего ребенка. И тогда она не просто общается с такими родителями, но и берёт с собой наиболее близкого по возрасту одного из своих детей. И уже тот, на своем уровне, объясняет своему сверстнику, какие проблемы могут возникнуть, как их избежать, как важен самоконтроль.
Скоро дети Куртни будут сдавать экзамен на вождение и получат водительские права. «Не знаю, как обусловлено в правилах движения, но если они будут водить машину, то, на мой взгляд, должны проверять сахар крови каждые полчаса — ведь это очень ответственное дело, от которого зависит и твоя жизнь, и жизнь других людей; таково моё требование как матери, и дети не возражают, — говорит она. — Вместе с тем я понимаю, что важен ежедневный самоконтроль, из которого, в конечном итоге, и складывается качество жизни при диабете. И еще: наверное, мы не могли бы так успешно жить с диабетом и другими серьёзными аутоиммунными заболеваниями, если бы не помощь Божия нашей семье».


БРАТЬЯ — СЁСТРЫ: ДИАБЕТ НА ДВОИХ

Оказывается, когда диабет один на двоих (братьев, сестёр или брата и сестру), тогда намного легче управлять болезнью, да и своим настроением — об этом признания из первых уст…

«Меня зовут Бен, мне 12 лет. Когда недавно моей 6-летней сестрёнке Рэчел был диагностирован диабет типа 1, я стал помогать ей уколами. У меня большой опыт (я сам делаю уколы с 5 лет), и мне приятно поддержать Рэчел. Думаю, ей не так страшно, когда я рядом. Хочу научить её не пасовать перед диабетом!»

«Меня зовут Хлоя, и у меня диабет с 13 месяцев. Сейчас мне 15 лет, и я на инсулиновой помпе. Мы очень близки с сестрой (у неё также диабет), она всегда готова меня выслушать, помочь. Когда я заболеваю, она проверяет, вовремя ли я протестировала сахар крови. Зоя — не просто моя сестра-близнец, она мой лучший друг!»

«Я — Алекс, мне 15 лет, и диабет у меня более 11 лет. У моего брата (ему сейчас 18 лет) также диабет, и мы сообща владеем уникальным в своём роде опытом. У меня первого был диагностирован СД, и это было для всех членов моей семьи довольно неожиданным. В течение первых трёх лет я чувствовал себя растерянным и одиноким. А затем болезнь началась и у брата. Конечно, хорошего в этом мало, но у меня появилось чувство облегчения — ведь теперь мы с братом могли говорить на одном языке, и я мог быть ему полезен в изучении того, как бороться с диабетом. Брат задавал мне много вопросов, что делать в той или иной ситуации. Я, конечно, объяснял и понимал — теперь нас двое против диабета!».

«Меня зовут Грэхэм, мне 7 лет. Я и моя сестра заболели диабетом в один год, только я в августе, а она — в ноябре. Я играю в футбол и готовлюсь к школе, а Колин любит играть со своими куклами. Мы тестируем сахар крови от 4 до 6 раз в день, а недавно Колин (хотя она и младше меня) показала пример: стала сама делать себе уколы! Наши родители подумывают перевести нас на инсулиновую помпу. А еще мы ездили летом в диабетический лагерь в Алабаме и подружились с другими ребятами с СД».

По материалам сайтов www.diabeteshealth.com , www.jdrf.org
подготовил Василий Писаревский

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости