207 дней, 9 часов, 18 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаобучение: Профилактика — ключ к здоровью

ПРОФИЛАКТИКА — КЛЮЧ
К ЗДОРОВЬЮ
Представляем вашему вниманию интервью с главным врачом городского Центра
медицинской профилактики (г. Самара) Галиной Тихоновой.
- Профилактика — сегодня это модное слово, но далеко не всегда за ним стоят реальные дела. Как, Галина Петровна, у вас обстоит с этим?
- Для нас это не дань моде. Мы вплотную занимаемся профилактикой, в основном первичной и вторичной.
Первичная профилактика — это мы работаем со всем населением города Самара, меняя их отношение к своему здоровью, то есть мы работаем со здоровыми людьми, чтобы они оставались здоровы и не болели. Это достаточно сложная проблема. Мы должны рассказать им, что такое здоровый образ жизни.
Как я уже отмечала, здесь мы используем СМИ: у нас есть своя радиопередача — 30 минут прямого эфира раз в неделю; телепередача «Ключ здоровья», которую я веду 2 раза в месяц; у нас выходит приложение к «Самарской газете» — оно тоже называется «Ключ здоровья».
Вторичная профилактика — это тогда, когда мы должны организовать жизнь пациента, у которого уже есть проблемы, чтобы он мог жить обычной жизнью. Допустим, у него сахарный диабет, гипертоническая болезнь, туберкулёз, СПИД, и его нужно научить, как справляться со своим заболеванием.
- Мы наслышаны о знаменитых самарских «школах» для пациентов…
- Знаете, когда лет 10 назад мы стали открывать первые школы для пациентов с хроническими заболеваниями, то ими стали «школы диабета». Кстати, во всём мире начали отрабатывать новый подход к хроническим больным именно с диабета. Взяв СД за модель, мы стали думать: будет ли меньше осложнений, если научить пациента методам самоконтроля. И, получив хорошие результаты, поняли, что эту модель нужно переносить и на другие хронические патологии. Тогда начали развиваться школы для больных ишемической болезнью сердца, артериальной гипертонией, бронхиальной астмой, язвенной болезнью…
Сейчас у нас в городе работают 106 школ по различным направлениям!
Это не только различные заболевания, но и «Здоровые зубы» (например, детишек учат, как чистить зубы), «Клуб молодой матери» (как ухаживать за ребёнком), «Позитивное материнство» (как готовиться к беременности) и т.д.
- Но, наверное, нужно перестраивать и всю систему здравоохранения…
- Безусловно. Посмотрите, если раньше люди погибали в основном от инфекционных заболеваний, то сейчас мир справился с инфекциями. И люди умирают преимущественно от инфарктов, инсультов, сердечно-сосудистых заболеваний… То есть образ жизни приводит к заболеваниям, которые ведут к смерти. Поэтому нужно менять государственную политику относительно образа жизни, которым мы живём, корректировать структуры в системе здравоохранения, не готовой воспринимать длительную работу с хроническими больными.
- Хотелось бы подробнее узнать, как вы обучаете «обучателей».
- У нас разработаны специальные программы. Прежде чем открыть в поликлинике какую-либо школу для пациентов, мы собираем врачей общей практики и говорим: давайте вместе подумаем о том, как научить людей с хроническими заболеваниями правильно жить.
Это не такая простая задача. Например, среднестатистический врач говорит на приёме пациенту: «Вам нужно похудеть». Он на 100% прав, но если спросить у него дальше: «А как?», возможно, он не сможет рассчитать калорийность рациона, заметив лишь: «Уменьшите количество жиров». А пациент ему в ответ: «Я не потребляю жиров». И на этом в диалоге ставится точка. На самом же деле в пище очень много скрытых жиров, нужно знать пищевые привычки человека, помочь ему разобраться в калораже, наконец, научить его.
- Получается, что каждый главный врач в своей больнице или поликлинике может использовать ваши учебные программы и внедрить их у себя в учреждении?
- Дело в том, что два года назад мы на уровне Управления здравоохранением города приняли, может быть, временное положение о школах. Когда мы говорим об обучении пациентов (например, с диабетом), то все главные врачи понимают пользу от этого; в итоге мы решили, что будем работать по единым программам, имеющим общие принципиальные моменты. Нам нужны качественные школы. Раз в год я собираю «обучателей» всех школ на тренинги: сначала тренинг «школы диабета», затем «школы гипертонической болезни» и т.д. И мы ещё раз проговариваем программы, каждый делится своим опытом, мы учимся друг у друга. Именно поэтому программа должна быть одна; если мы потом что-то изменим в ней, то изменим все вместе.
- Какие же общие принципы закладываются в обучающие программы для пациентов?
- Как я говорю, программа обучения должна строиться по четырём этапам: знать, понять, принять и выполнять. Знать — это то, что должен усвоить пациент, что нужно включить в программу. Понять — как преподнести материал, или методика преподавания. Принять — как разговаривать с каждым пациентом, чтобы он поверил, то есть психологический момент. Выполнять — как сделать так, чтобы пациент выполнял всё, что он знает.
Добавлю, что со стороны Минздравсоцразвития РФ всё еще не разработано никаких указаний и положений о школах для пациентов. Инициатива идёт «снизу», из периферии; мы, например, на своём уровне сделали положение о школах. Ведь забота о здоровье людей не терпит проволочек!

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости