207 дней, 13 часов, 7 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаотдых: За рулём, сохраняя контроль…

Чарли взглянул на машину, двигающуюся рядом с ним, и стал «давить» на нее, обходя с внутренней стороны поворота. Гоночным спортом он занимается уже шесть лет на профессиональном уровне, поэтому каждое его движение — отточенное.

Поставив шестую передачу, Чарли вдавил газ в пол. Бросил взгляд на цифровые приборы на приборной доске: спидометр показывал 193,7 миль в час, температура воды и давление масла были в норме. Затем гонщик перевёл взгляд на другой указатель, вмонтированный в приборную доску; он показывает его уровень глюкозы крови и соединяется со специальным прибором, производящим постоянные замеры глюкозы крови.

Дело в том, что Чарли в команде — единственный профессиональный гонщик с диабетом 1 типа. И машина №35 со своими 450 лошадиными силами и 8-цилиндровым двигателем с надписью «Левемир» (официальный спонсор Чарли — компания «Ново Нордиск») заметна издалека.

Итак, с уровнем глюкозы крови на трассе, даже на запредельных скоростях, у Чарли было всё в порядке. Но даже если бы этот показатель начал снижаться, спортсмен мог бы потягивать маленькими глотками апельсиновый сок через специальный отвод в его гоночном шлеме и не допустил бы даже лёгкой гипогликемии. «Я никогда не дохожу до предела, который угрожал бы моему зрению и концентрации внимания, — говорит он, добавляя, - неважно, нахожусь ли я в гоночном болиде или в своей собственной машине. Может быть, на взгляд кого-то я параноик, но для меня это очень серьёзные вещи, к которым я отношусь внимательно».

Два года назад Чарли выступал в Европе, и стал первым американцем, который выиграл Еврогонку «Формула-3» (F3). О том, что представляют из себя эти соревнования, стоит рассказать особо.

В рамках «Формулы — 3»…

«Формула-3» появилась в 1950 году — в год «инаугурации» чемпионата мира «Формулы-1». Это были соревнования для гонщиков с серьёзными намерениями, хотя атмосфере гонок тех лет было далеко до вдохновения и супермастерства, демонстрируемых на паддоках в наши дни.

Главная примета современной F3 — класс автогоночных серий на автомобилях с открытыми колёсами. Её чемпионаты проводятся в различных странах, единого мирового чемпионата не существует. Здесь допускается соревнование конструкторов, правда, сильно ограниченное регламентом во избежание роста расходов. Серьёзные обновления шасси (новую модель) производят раз в три года, двигатели делают на базе серийного блока цилиндров. Несмотря на немалую мощность двухлитрового двигателя (до 215-220 л.с.), автомобили «Формулы-3» довольно бесшумны на трассе. Тормоза, одинаковые на всех четырех колесах, выполнены по гоночной схеме.

В последнее время F3 становится фактически моноклассом — большая часть команд выбирает комбинацию Dallara-Mercedes. В России «Формула-3» пока ещё не так развита, как, скажем, в Великобритании или Германии: её первая гонка прошла осенью 1996 года на Воробьёвых горах.

По техническому уровню F3 стоит не так далеко от «Формулы-3000», которая представляет собой «последнюю инстанцию» перед великолепием «Формулы-1». Считается, что F3 — это своего рода проверка на прочность, на зрелость. Молодые гонщики могут показать всё, на что они способны: хотя машина очень быстра, мощна и коварна, она при этом достаточно безопасна, что позволяет пилотировать её на грани фола.

Подобно «ЧП» на трассе…

Ощутив вкус победы на Еврогонке F3, Чарли вместе с тем стал испытывать беспокойство в связи со своим состоянием здоровья. Дело в том, что он стал терять вес, ощущать слабость, всё чаще он не мог сконцентрироваться, и ему всё больше хотелось пить. После того, как Чарли допустил ряд ошибок за рулем, он отправился к врачу, который и диагностировал ему СД 1 типа.

«Вначале эта весть обрушилась на меня, подобно сокрушительному ЧП на трассе», — вспоминает гонщик. В следующие шесть месяцев он стал подробно изучать по специальной литературе правила управления диабетом и защиты от сосудистых осложнений, узнавал, как наилучшим образом организовать питание, осуществлять самоконтроль. Конечно, его волновало, сможет ли он дальше заниматься гонками на профессиональном уровне.

«Когда я был диагностирован, выяснилось, что мой показатель уровня глюкозы крови превышал норму в пять раз, — вспоминает Кимбэлл. — Благодаря помощи отличных врачей мои «сахара» быстро вернулись в норму, но из-за некомфортного самочувствия я не мог участвовать в столь любимых мною гонкам в течение трёх или четырёх месяцев. Так продолжалось до тех пор, пока я чётко не определил, что это значит для меня, во-первых, как для личности и, во-вторых, как для спортсмена».

Чарли пришлось встречаться с официальными представителями гонок вместе с целой командой докторов и доказывать, что он контролирует свой диабет. В конце концов, гонщик смог это доказать!

Его стиль жизни

Особо отметим, что этот спортсмен соревнуется в высококонкурентной среде профессиональных гонщиков — и побеждает! В последние несколько лет он принимал участие в британской «Формуле 3», евросоревнованиях «Формулы 3» и в мировом чемпионате. Сезон 2009 Чарли «откатывает» в Соединённых Штатах. Свою волю к победе, несмотря ни на какие препятствия, он объясняет неизменной любовью к этому виду спорта. «Я катаюсь год за годом и совершенствую свои навыки с девяти лет», — уточняет Чарли.

Возможный стресс и строжайшие физические требования к состоянию гонщика могут иметь негативное воздействие даже на самых здоровых людей. Поэтому для Чарли это не просто стандартные подходы к уровню подготовки, это уже стиль его жизни. Он проверяет уровень сахара крови и вводит необходимые дозы инсулина в рамках очень жёсткого графика. Сам спортсмен использует шприц-ручку ФлексПен от «Ново Нордиск» даже когда он на трассе, и, по его словам, это сознательный выбор. «На мой взгляд, это наиболее удобная шприц-ручка для людей, ведущих активный образ жизни», — подчеркивает он.

Кстати, недавно при информационном спонсорстве «Ново Нордиск» Чарли открыл свою страничку на блог-сервисе коротких сообщений Twitter по адресу: www.twitter.com/racewithinsulin

Спортсмен обещает размещать «горячие новости» прямо со своего ноутбука или мобильного телефона о подготовке к гонкам, свои впечатления о прошедших соревнованиях и многие другие вещи, интересующие болельщиков. Безусловно, Чарли будет делиться с ними и информацией о своём самоконтроле и управлении диабетом, ибо, как отмечает сам спортсмен, это может служить дополнительной мотивацией для людей с СД к тому, чтобы держать себя в форме. «И ещё я хочу попробовать изложить свои мысли о жизни гонщика с диабетом», — отмечает Чарли. Кстати, у него есть также собственный блог — www.charliekimball.com , страница видеотрансляций на YouTube, группа поддержки в социальной сети Facebook, отдельный портал о гоночном спорте.

Уроки одного случая

… А сейчас позвольте несколько отвлечься от Чарли, чтобы рассказать о необычном случае в штате Небраска, который произошёл в тот же день, когда спортсмен участвовал в гонке в Индианаполисе.

Один американец, имеющий диабет, вёл по шоссе свой пикап, на заднем сиденье которого находился его 6-летний сын. Внезапно отец резко упал на сиденье — у него резко понизился уровень сахара крови, несмотря на то, что перед поездкой они с сыном успели перекусить в кафе. Малыш не растерялся и, перебравшись на колени к отцу, взял руль в свои руки. Он так и крутил баранку, пока их не догнал полицейский офицер и не остановил машину. Позже и 6-летний ребенок, и тот офицер были признаны героями, а отец навсегда усвоил суровый урок: перед каждым выездом, когда садишься за руль, нужно проверять уровень глюкозы крови.

Словом, это аксиома, считает Чарли, для всех водителей с диабетом: садясь за руль, должно следить не только за плотным потоком машин, но и за своими показателями гликемии. Каждый раз перед тем, как повернуть ключ в замке зажигания, надо проверить сахар крови! Как показывают последние исследования Американской медицинской ассоциации, диабетикам достаточно трудно осознать, когда у них становятся низкие «сахара». Конечно, простые водители не несутся, подобно гонщику, со скоростью 190 миль в час, однако если они невнимательно относятся к своему здоровью, то создают потенциально опасную ситуацию на дороге.

Но вернемся к Чарли. К сожалению, тогда, на трассе в Индианаполисе, когда он обходил другую гоночную машину, она ударила его переднее правое колесо своим задним левым колесом. Обе машины закрутились, и Чарли вынесло за ограждение. Но и в такой сложной и, скажем прямо, стрессовой ситуации он не растерялся и смог удержать свою машину. «Ни при каких, даже самых экстремальных, условиях, — отмечает он, — нельзя сдаваться, прежде всего это относится к людям с диабетом!».

По признанию спортсмена, одна из его целей — мотивировать людей с диабетом к преодолению любых жизненных препятствий на своём личном примере — ведь этот недуг не смог «затормозить» его — в прямом и переносном смысле. «При правильном подходе диабет — совсем не помеха на жизненном пути, — размышляет Чарли. — Я намерен и дальше оставаться форвардом команды и завоевывать награды в каждом сезоне. И я убежден, что прогресс при таком подходе — и в диабете, и в жизни — не замедлит сказаться».

И напоследок несколько советов от Чарли Кимбэлла для тех людей с СД, кто водит автомобиль или планирует это делать.

1. Всегда перед тем, как завести машину, проверяйте свой уровень глюкозы крови; в продолжение всей поездки пусть глюкометр находится рядом с вами, а не в дорожной сумке где-то на заднем сиденье.

2. Имейте всегда под рукой источник глюкозы, который был бы вам доступен во время вождения. Большинство эндокринологов советуют иметь при себе три таблетки глюкозы. Фруктовые соки также можно использовать, но при этом нужно помнить, что они могут испортиться в тёплой машине, особенно в жаркое время года; недиетические безалкогольные напитки также достаточно эффективны в поднятии уровня глюкозы.

3. Если Вы чувствуете приближение «гипо», обязательно съезжайте на обочину.

4. Носите специальный медицинский браслет, на котором сообщается о вашей болезни, а также специальную карту в бумажнике с уведомлением о том, что у вас диабет.

По материалам сайтов www.diabeteshealth.com, www.charliekimball.com

подготовил Василий Писаревский

От редакции «ДН». Мы думаем, что информационная активность американского гонщика способна побудить наших читателей также поделиться своими историями о том, как они управляют диабетом в нетривиальных ситуациях, и тем самым присоединиться к инициативе «ДиаНовостей», открывающих на нашем сайте www.diabet-news.ru новый уникальный сервис — «Делаем газету сами».

А может, Вы захотите задать несколько вопросов Чарли Кимбеллу, и мы окажем Вам содействие в переводе и связи с этим выдающимся спортсменом.

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости