200 дней, 20 часов, 53 минуты

До всемирного дня диабета!

Диапанорама: О задачах мировых и российских…

О ЗАДАЧАХ МИРОВЫХ
И РОССИЙСКИХ…

Новый директор Института диабета Эндокринологического научного центра РАМН, профессор Марина Шестакова дала первое интервью газете "ДиаНовости". Мы, в свою очередь, от души поздравляем Марину Владимировну и желаем ей на этом ответственном
посту новых научных открытий и больших свершений на благо пациентам с диабетом.

- В конце минувшего года Вы вернулись из Южной Африки, где в Кейптауне проходил ХIХ конгресс Международной диабетической федерации (IDF). Чем, по Вашему мнению, он был примечателен?
- Прежде всего, самой эмоционально насыщенной атмосферой — все участники конгресса единодушно поддержали инициативу IDF по принятию резолюции ООН по сахарному диабету.
И уже после этого форума, 20 декабря 2006 года, 61-ая сессия Генеральной Ассамблеи ООН утвердила резолюцию, призывающую правительства всех стран всемерно бороться с угрозой диабета, нависшей над человечеством. Кстати, до того было лишь три заболевания (малярия, туберкулез, СПИД), удостоенные специальных резолюций ООН. Таким образом, отныне неинфекционное заболевание диабет приравнивается международным сообществом — по грозной динамике роста — к эпидемиям инфекционным.
- По традиции к конгрессу был приурочен подготовленный IDF очередной выпуск мирового "Диабетического атласа", показывающий реальные масштабы распространенности СД на земном шаре, в отдельных регионах и странах. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?
- Новые данные, опубликованные в "Диабетическом атласе", показывают: данное заболевание охватило в настоящий момент по всему миру 246 миллионов человек (еще 5 лет назад их было 170 миллионов!), при этом примерно 46% процентов из них — в возрастной группе 46-59 лет.
Надо сказать, что даже самые пессимистические прогнозы в прошлом относительно роста заболеваемости диабетом в наше время все равно меньше сегодняшних цифр. Опираясь на новые данные, эксперты предсказывают: если сегодня ничего не предпринять, то через 20 лет общая цифра распространенности СД на Земле может взлететь до …380 миллионов человек!
По словам, например, бывшего президента IDF, профессора Пьера Лефебвра, всего 20 лет назад диабетом болело около 30 миллионов человек; сейчас же мы имеем удручающую картину: СД, в основном типа 2, стремительно превращается в "эпидемию ХХI века". Он поражает уже 5,9% всего взрослого населения земного шара, причем 80% контингента больных приходится на развивающиеся страны.
Регионы с самой высокой заболеваемостью — это Восточное Средиземноморье и Ближневосточный район, где 9,2% взрослого населения страдают СД, а также Северная Америка (8,4%). Также высокие цифры относятся к западным районам Тихого океана, где на сегодняшний день диабет зарегистрирован у 67 миллионов человек; за ними следует Европа с 53 миллионами пациентов с СД. Затем располагаются Индия (40,9 миллионов) и Китай (39, 8 миллионов).
За этими странами, в порядке убывания общего числа пациентов, следуют США, Россия, Германия, Япония, Пакистан, Бразилия, Мексика, Египет. Япония, кстати, удивила еще и тем, что в этой стране темпы прироста СД типа 2 у детей и подростков оказались даже выше, чем по СД типа 1. Это просто нонсенс!
Нельзя не согласиться с вновь избранным президентом IDF, профессором Мартином Силинком, который сравнил всемирное наступление СД с бомбой замедленного действия, которая "тикает уже в течение 50 лет, и сейчас это тиканье становится всё громче и опаснее".
- Что интересного обсуждалось в рамках научной программы конгресса?
- В поле зрения оказались практически все аспекты диагностирования, лечения и профилактики СД и его осложнений. Соответственно были представлены все новейшие диатехнологии. Доложены также результаты завершившихся масштабных исследований по ряду новых препаратов, например, римонабанту, который успешно применяется для лечения пациентов с СД типа 2 и избыточным весом или ожирением. Особое внимание привлекло ставшее уже знаменитым исследование ADOPT по росиглитазону (см. "ДН" №1-2007 — Ред.) — препарату Авандия, который помогает больным СД типа 2 добиваться не только оптимального, но и длительного контроля гликемии…
- Мировая диабетология, действительно, шагнула в последнее время далеко вперед. Но "произрастают" ли ее достижения, так сказать, на российской почве?
- Мы можем смело говорить о том, что почти одновременно с регистрацией новых препаратов за рубежом (может, с опозданием на полгода-год) идет, после проведенных испытаний, регистрация тех же препаратов в нашей стране. Поэтому в нашем распоряжении все инсулиновые аналоги мировых фирм-производителей, способные обеспечить достижение компенсации углеводного обмена.
Так, совсем недавно у нас зарегистрирован инсулин глулизин — препарат Апидра ультракороткого действия, которая считается "парой" продленному Лантусу; очень хорошо, когда оба аналога одного производителя, в данном случае — компании "Санофи Авентис", и вводятся они одной системой — удобно!
Другой пример — сейчас уже получил разрешение Фармкомиссии на регистацию тот же римонабант, который будет у нас называться Зимулти. Пока он применяется только в США.
- Насколько успешно у нас осуществляется современная тенденция, действующая во всем мире, раннего перевода больных СД типа 2 на инсулинотерапию?
- По подсчетам специалистов, потребность пациентов со вторым типом в инсулинотерапии через 10 лет от дебюта заболевания составляет около 60%. То есть шестерым из десяти должны назначаться инсулины. Однако в мире проблемы те же, что и у нас: многие больные негативно относятся к инъекциям, испытывают страхи и сомнения; у врачей свои трудности в этом деле, в частности, с обучением пациентов. В результате в развитых странах инсулин получают примерно 30-40% людей, нуждающихся в нем.
В России пока 14% больных СД типа 2 переведены на инсулинотерапию (имеется в виду и монотерапия, и комбинированное лечение). Но это уже лучше, потому что три года назад их было всего 6%. В Москве сейчас, по утверждению главного эндокринолога столицы, этот показатель вырос уже до 30%.
- Есть ли основания считать, что сегодня можно реально не допустить или замедлить наступление СД типа 2?
- Такие задачи ставили перед собой некоторые исследования, проводившиеся в мире, в частности, американское исследование DPP и финское DPS. В них участвовали люди с нарушенной толерантностью к глюкозе (НТГ) и избыточной массой тела (ИМТ>30 кг/м2). Им назначали низкокалорийную диету и физические нагрузки. В течение 4-х лет наблюдения за такими пациентами риск перехода стадии НТГ в диабет типа 2 снижался на 58%. Это очень высокий показатель!
Еще большего успеха достигли участники недавно завершенного международного исследования DREAM, когда наблюдались в течение 3-летнего периода более 5 тысяч человек из 31 страны с НТГ или нарушением уровня гликемии натощак: препарат Авандия из класса глитазонов снизил риск прогрессирования предиабета до диабета типа 2 на 62% у пациентов высокой группы риска (см. "ДН" №12-2006 — Ред.).
- Марина Владимировна, какие первостепенные задачи Вы видите для себя, возглавляя Институт диабета в нашей стране?
- Поскольку во всем мире и в нашей стране доминирует именно второй тип диабета (это 95% от всех больных СД), кроме того, известны все факторы риска его развития, то основная задача — безусловно, профилактика этого заболевания. Нужно информировать население, использовать средства массовой информации, осуществлять раннее выявление СД типа 2 через диспансеризацию населения.
Ведь это не какая-то неизбежность, от Бога данная; существуют вполне реальные пути избежать "сахарной болезни" второго типа — изменяя свой образ жизни или вовремя получая необходимую фармакотерапию.
В отношении СД типа 1 мы видим, что он достаточно стабилен, то есть сильно не нарастает, но и не убывает. Это заболевание аутоиммунного характера, предугадать его сложно. Но здесь тоже идет большая работа и в мире, и в нашей стране по профилактике диабета типа 1. Продолжаются генетические исследования. Создаются медико-генетические консультации для родителей, у которых уже есть в семье ребенок, больной диабетом, или же, если они сами больны диабетом, по определению риска в отношении будущего ребенка.
Сегодня, когда в России уже более 100 диабетологических центров, надежная лекарственная база, а наши пациенты достаточно обучены и мотивированы, мы должны также вплотную заняться предотвращением развития и прогрессирования грозных осложнений СД. Такая стратегия обеспечит лучшее качество жизни для больных людей, что, кстати, особо подчеркивается в принятой резолюции ООН.
- Продолжая тему борьбы с осложнениями диабета, просим Вас рассказать о работе действующего под эгидой ЭНЦ РАМН мобильного научно-диагностического и лечебного модуля, который для краткости называют "Диабет-центром".
- За последние несколько лет "Диабет-центр" побывал в экспедициях для выборочного обследования пациентов с СД уже в 17 регионах России. В этом году он отправится в Самару, Петрозаводск, Челябинск…
Хорошо известно, если осложнения СД выявлены на ранних стадиях, то лечение позволяет задержать их прогрессирование на 10-15 лет и более. Между тем, как показывает проводимый "Диабет-центром" скрининг, реальная распространенность осложнений в обследованных регионах как у взрослых, так и у детей и подростков, к сожалению, намного выше регистрируемой.
Например, диабетическая нефропатия по регистру присутствует лишь у 12% пациентов, а по результатам мобильных экспедиций — более чем у 40%. То есть на самом деле ее распространенность почти в 3,5 раза выше, чем показывают пассивно собираемые данные в поликлиниках. Диабетическая ретинопатия фактически в 2 раза выше, чем официально регистрируемая. Наконец, сам диабет типа 2: фактически таких больных в 3-4 раза больше, чем это зафиксировано.
Мобильный "Диабет-центр" — это также успешная модель современного подхода в оказании высококвалифицированной помощи на местах, где в ней, несомненно, нуждаются.
- Планируется ли внедрение новых диатехнологий в регионах?
- Сейчас, когда уже принята концепция подпрограммы "Сахарный диабет", входящей в федеральную "Программу борьбы с заболеваниями социально значимого характера на 2007 -2011 гг.", мы находимся на пороге ее утверждения Правительством РФ. Один из ее главных стержней — приблизить высокотехнологичную специализированную помощь к населению во всех регионах страны.
Поэтому намечено создать еще 7 таких же лечебно-диагностических и лечебных модулей — для постоянной работы в каждом федеральном округе. Они будут оснащены самим современным оборудованием по оказанию эффективной помощи больным СД (кабинет "Диабетическая стопа", офтальмологический кабинет и т.д.) и по контрольно-эпидемиологическому надзору.
В ходе реализации 5-летней подпрограммы "Сахарный диабет" в регионы пойдут также поставки новейшей медицинской техники, например, систем постоянного мониторирования сахара крови, дополнительных диализных аппаратов (конкретно под больных СД), современного лабораторного оборудования для биохимических анализов, исследования гликированного гемоглобина, микроальбуминурии и т.д.
Хочу еще раз подчеркнуть — мы намерены развивать профилактическое направление нашей работы по всем фронтам!
- Желаем Вам успехов и благодарим за беседу!

Записала Ольга Трофимова

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости