204 дней, 12 часов, 24 минуты

До всемирного дня диабета!

Диапрогресс: что бы я без них делал

Среди читателей ДН наверняка нет ни одного человека, кто бы ни разу не подумал: «Слава Богу, что сейчас существуют тонкие иглы! Что бы я без них делал (-а)!» Автор этих строк сама не раз возносила благодарность небесным силам за то, что кто-то когда-то придумал современные шприцы и иглы к ним. Обычно мы говорим в таких случаях «Дай Бог здоровья», но, как сами понимаете, изобретателей медицинского прибора, который сделал возможной жизнь людей с СД, давно нет на свете. Но их подарок человечеству бесценен, и мы, люди с СД, как никто это осознаем. Но, осознавая, всё же так мало знаем.
В этом номере «ДН» начинают рассказ об истории инсулиновых шприцев и игл: где, как и кем они были изобретены, как совершенствовались и как продолжают свою жизнь в наши дни.

Ежедневно мы используем шприц-ручки. После инъекции накручиваем новую. Коробка стоит в ящике, и мы привычно ныряем туда, когда нам это необходимо. Одинаковые, как близнецы-братья, закрытые вакуумной наклейкой — сама воплощенная надежность. О том, что «больно», мы начинаем потихоньку забывать. Уколы почти не ощущаются. Даже маленькие детишки перестают бояться иглы, такая она маленькая и тонкая, тоньше, чем волос… А между тем знаете ли вы, что шприцы «живут» рядом с нами уже столько времени, что это трудно охватить разумом? Почти две с половиной тысячи лет как они помогают быстро облегчить человеческую боль.

ВЕХА ПЕРВАЯ. ДЕТСТВО

Надо сказать, что как медицинская операция инъекции появились далеко не вчера. 2400 лет назад Гиппократ — древнегреческий врач, которого и сейчас называют «отцом» медицины — в качестве того, что мы с вами сейчас называем шприцем, применил полую трубку, к концу которой был прикреплен мочевой пузырь свиньи. Конструкция была, однако, далека от образца совершенства и изящества, ибо по внешнему виду скорее напоминала клизму, нежели современный шприц.
А уже в нашем тысячелетии, в XVII веке, эволюция приспособлений для уколов пошла в гору. Давайте представим, что такое был шприц в то время.

Первые шприцы изготавливались из каучукового цилиндра. Внутрь него помещался хорошо подогнанный поршень из кожи и асбеста с торчащим наружу металлическим штырем. Картинка перед глазами, прямо скажем, непривлекательная. (Думается, сейчас, читая эти строчки, многие наши читатели еще раз возблагодарили Провидение, что живут не в XVII, а в XXI веке). На другом конце цилиндра укреплялась полая игла. Так как цилиндр был непрозрачным, насечки для дозировки лекарства делались не на нем, а на металлическом штыре поршня. Ученые люди того времени начали работать над усовершенствованием прибора — будущего шприца.
В 1648 году французскому философу, математику и физику Блезу Паскалю, который изучал себе особенности поведения жидкости под давлением и совершенно не ставил себе целью изобретение шприца, взял да и сделал забавную конструкцию из пресса и иглы. То, что получилось, поразило его окружение.

Тем временем в Лондоне любознательный ученый Кристофер Рен, будучи по натуре пытливым и, видимо, психически устойчивым человеком, пытался делать уколы животным: он надрезал шкуру лезвием и с помощью птичьего пера вводил внутрь растворы разных веществ. А вот немец Иоган Сигизмунд работал уже с людьми с помощью приспособления, отдаленно напоминающего иглу Рена.
Чуть позже, в 1664 году, ученый по фамилии Эльсгольц сделал попытку внутривенной инъекции и переливание крови от человека к человеку с помощью инъекционного приспособления, подобного стволу птичьего пера. Как видите, опыты использования свойств и принципов работы шприца ставились людьми разных национальностей в совершенно разных точках земного шара.
Однако безболезненными их назвать, мягко выражаясь, не приходилось. Боль — первое и, наверное, единственное, что пугало и пугает людей. Сама по себе эта реакция человеческого мозга на какую-либо «неправильность», произошедшую с нашим телом, ничем нам не вредна. Но ощущение боли — одно из самых неприятных.
Первыми учеными, кто придумал шприцы, достаточно острые для того, чтобы проколоть кожу, были два доктора — француз Чарльз Габлиэль Правац и шотландец Александр Вуд. (Вот кому стоит возносить хвалу и благодарность за то, что мы с вами сейчас живем и здравствуем!). Эти шприцы появились в 1853 году и сделаны были из стали. А вот название — «шприц» — «die spritze» (отчего-то в немецком языке слово это женского рода) пришло к нам из Германии. Пошло оно от немецкого глагола spritzen, то бишь «брызгать», «впрыскивать».

Впрыскивание в подкожную клетчатку (то, что мы имеем перед глазами ежедневно, уважаемые братцы-диабетики), как это было сказано, Вуд придумал, употребляя тот же шприц, что и для инъекций в сосуды. Правац изобрёл этот шприц, собственно, для хирургических целей; Вуду же принадлежит заслуга применения этого шприца именно для подкожных инъекций.
Опыты доктора Вуда по применению шприца были обусловлены его желанием избавить своих пациентов от боли.
Признанный в начале XIX века общий наркоз из хлороформа или закиси азота с эфиром больные переносили плохо, многие даже умирали от передозировки, а совсем недавно открытое обезболивающее средство под интересным и многоговорящим названием «морфий» («сонный») при приеме через рот почти не всасывалось. И тут Вуда осенило: что если попробовать вносить анестезирующее лекарство прямо под кожу?
Разработка нового метода заняла несколько лет, особенно пришлось повозиться над созданием прибора для уколов. Вуд взял за основу инъектор Паскаля, дополнил его и улучшил.
Полностью сделанные из стекла шприцы появились только в 1894-м стараниями французского…нет, не врача — стеклодува по фамилии Фурнье.
Эта идея была тут же коммерциализирована французской компанией Луер, а в 1894-1897 годах ввелись в практику цельные стеклянные шприцы многоразового использования и достаточно простого устройства.
Несмотря на ряд недостатков, шприцы Луер из термически и химически стойкого стекла, а значит, их можно было спокойно стерилизовать в воздушном стерилизаторе: шприцы выдерживали температуру в 200 градусов.
А еще почти полвека спустя, в 1897-ом, образовалась компания BD, знакомая каждому из нас без исключения. Предприниматели Максвелл Бектон и Фарлей Дикинсон создали «Бектон Дикинсон» — BD. В первый год шприцы импортировались из Франции. В 1898 BD приобрела патент у компании Луер на изготовление стеклянных шприцев. Это стало началом начал.
Компания BD начала неторопливо, но основательно развиваться. Ее владельцы обосновалась в Соединенных Штатах (если быть точными, в городе Нью-Джерси), где в 1906 году построили первый завод в США, специально ориентированный на производство игл и шприцев. Кроме того, на фабрике производили еще и градусники.

В 1924 году — внимание! — компания BD производит первые в мире шприцы, сделанные специально для инсулиновых инъекций. Так совпало, что их появление пошло дружно в ногу с началом инсулиновой терапии. С тех пор продукция компании BD на долгие-долгие годы становится неотъемлемым «партнером» успешного лечения диабета. Эра инсулинотерапии предъявила новые требования к шприцам: инсулин должен попать в подкожно-жировую клетчатку, точность дозирования ювелирна и «справиться» с инъекцией должен был каждый пациент самостоятельно.

Дальше прогресс пошел еще быстрее. На свет появляются более новые шприцы. Они делаются из более прочного, чем раньше, стекла, и уже не ржавеют вследствие кипячения и использования лекарств. Через год, в 1925-м, фирма BD представляет миру BD-Yale Luer-Lok. Шприц под таким названием был сконструирован и запатентован лично Фарлеем Дикинсоном. Он отличается от предыдущих моделей безопасностью обращения с иглой: та не соскакивает со шприца, не ломается во время инъекции. Сегодня такая технология остается актуальной для всех шприцев в США, а также для ряда других медицинских приборов.
В 1932-м, спустя совсем небольшое время, появляется автоматический шприц Busher. Он позволял вводить иглу под нужным углом и на нужную глубину, позволяя избежать внутримышечного введения инсулина. Кстати, в то время более двух третей всех инъекций в Америке делались тогда диабетиками. С помощью шприцев BD Busher уколы проще и безболезненней, а люди потихоньку переставали, как раньше, бояться вида иглы.
Ну, а потом — начало сороковых. Вторая Мировая. Время боли, миллионов смертей и искалеченных жизней. Положение людей значительно облегчил тот факт, что именно в разгар той страшной войны компания BD выпустили Syrette — собственно, первую шприц-ручку, дальнюю, праобраз тех изящных пластиковых штучек, которыми мы пользуемся сейчас. Этими шприцами снабжались солдаты: раненые с их помощью могли самостоятельно ввести себе дозу морфия, чтобы хоть как-то, на сколько-то облегчить боль до прибытия медиков.

Примерно в то же время компания BD представила шприц для новейшего тогда, как сейчас говорится, сенсационного антибиотика — пенициллина. Каждую дозу препарата заправляли в стерильный стеклянный картридж, который потом вставляли в шприцевый держатель.
По окончании войны, в 1947 году, компания BD стала производить еще одну необходимую вещь — первые стериальные пробирки-тубусы для забора, хранения и транспортировки крови — вакутейнеры.
С увеличением веса США в производстве шприцев компания BD взяла курс на расширение линии своей продукции, в которую вошли некоторые поистине уникальные образцы. Шприцы БД разнообразились по размерам, появился шприц Dynafit — первый в истории шприц с абсолютно прозрачной колбой, практически не поддающийся эрозии и имеющий очень высокую прочность.
Кстати, в 1949 году некий Атур Смит получил патент США на изготовление одноразовых шприцев из стекла, а через 7 лет фармацевт из Новой Зеландии Колин Мёрдок изобрёл и запатентовал пластиковый одноразовый шприц.
Но это же всё за рубежом, задумчиво тянут про себя читатели «ДН». Нет, интересно, конечно, ну а у нас-то, у нас-то как было?
Многие из диабетиков «старой гвардии», то есть ветеранов, кто видел еще громоздкие стеклянные шприцы, помнят ужасы кипячения тогдашних «монстров». Так вот. Рассказываем.
В 1906 году был сконструирован многоразовый шприц типа «Рекорд» со стеклянным цилиндром, металлическим поршнем и металлической иглой.

Стерильные шприцы упаковывались обычно в плотную коричневую бумагу — «крафтпакет». К шприцу полагались многоразовые иглы. От длительного употребления и многократной термообработки они тупились, поэтому действительно в 70-80-е укол был процедурой более болезненной, чем в наши дни (автор статьи в который раз вздрогнул, представив себе жизнь диабетика без тонких игл в то время), а иглы перед стерилизацией промывали и прочищали специальной проволочкой, она называлась «мандрен».
В аптеках продавались специальные контейнеры для хранения простерилизованного шприца. В таком контейнере находилась специальная подставка для хранения шприца в разобраном виде и пенал для двух инъекционных игл.
Внесем позитивную нотку: в Советском союзе ребята, которым удавалось добыть многоразовые шприцы, использовали их в одном — самом важном качестве — как брызгалку. Это лучшее дальнобойное оружие применялось во время игр во дворах и на школьных переменках…

(продолжение в следующих номерах «ДН»)

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости