201 дней, 15 часов, 7 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаспорт: Лучше гор могут быть только горы…

… на которых еще не бывал, утверждал Владимир Высоцкий. А вот для этих трёх спортсменов, похоже, скоро не останется гор в родной Италии, которые они не покорили или не задумали покорить. В их «послужных списках» — восхождение по ледяным кручам, лыжные переходы в горах, участие в экстремальных экспедициях, а главное — вдохновляющий пример того, как можно победить диабет и даже выйти за рамки возможного… Эти истории взяты из фотоальбома Unite in sport for diabetes, подготовленного партнёром нашей газеты — компанией «Ново Нордиск» в рамках её глобальной инициативы Changing diabetes («Жить, побеждая диабет»).
СКАЛОЛАЗАНИЕ — ПРЕКРАСНЫЙ «УЧИТЕЛЬ»
Марко Перуффо, 38 лет, СД типа 1 с 10 лет. Окончил университет по специальности «правоведение», работает в области администрирования в госструктурах с 1998 года.
Скалолазанием занимается уже два десятилетия. Марко был первым итальянцем и вторым человеком в мире, который поднялся на высоту 8000 метров без дополнительного кислорода. Он — основатель и президент Итальянской ассоциации альпинистов с диабетом, которая с 2001 года активно продвигает среди молодых людей с СД приверженность к горному спорту.
- Как бы банально это ни звучало, — говорит он, — но жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Я вспоминаю об этом каждый раз, когда нахожусь в горах и совершаю подъём: ты как будто открываешь новый мир, где каждый может выразить себя по-своему. И неизменно в горах ты ощущаешь себя в гармонии с самим собой и окружающей средой.
Считаю, что горы представляют человеку возможность для самосовершенствования, иногда очень эффективного. Благодаря увлечению горами я смог принять свой диабет, что дало мне новые перспективы в жизни. Каждая покорённая вершина говорит о том, что нужно просто уважать жизнь, как она есть, и не пасовать перед трудностями.
Вместе с тем я не могу заниматься каким-то серьёзным проектом, связанным с горами, без учёта своего диабета. Это расширяет мой общий горизонт, мои познания и, кроме того, дает понимание динамики протекания СД. Скалолазание, конечно же, — прекрасный «учитель», который учит меня встречать трудности лицом к лицу и преодолевать их.
Восхождение на 8000 метров, которое я так счастливо совершил, конечно, не прибавит никому здоровья, еще меньше — человеку с диабетом. Но регулярные тренировки, необходимые, чтобы добиться подобных целей, имеют следствием радикальные изменения в моём жизненном стиле и в отношении к жизни. В этом свете диабет представляет собой вызов, даже ещё более сложный, чем упомянутое восхождение. Понятно, что в экстремальных условиях непросто и вводить инсулин, и измерять сахар крови, организовывать питание и даже просто восстанавливать утраченные силы. Человеку с диабетом в горах, если он хочет минимизировать возможные риски, нужно сохранять необходимый внутренний баланс, то есть принимать во внимание своё состояние и личные ограничения.
Поэтому каждый раз, когда я выхожу в горы и обматываю страховочную верёвку вокруг пояса, я повторяю про себя еще раз эти правила и затем выполняю их на практике.
И ГИМАЛАИ, И КИЛИМАНДЖАРО, И ПАМИР…
Мауро Сормани, 29 лет, стал заниматься спортом и участвовать в различных соревнованиях с 8 лет.
У него также опыт тренировок ребят на роликовых коньках, и его подопечные выиграли мировой чемпионат среди юниоров по данному виду спорта в 2002 году. Благодаря этому достижению он стал тренером национальной итальянской команды по роликовым конькам.
- У меня был диагностирован диабет, когда мне исполнилось девять лет, — рассказывает Мауро. — Спорт всегда был важной частью моей жизни, и СД никак не изменил мое стремление к физическим нагрузкам. Но одно дело — когда ты один или с друзьями гоняешь на лыжах или коньках, другое — когда речь идет об участии в соревнованиях высокого класса.
… Однажды ко мне в руки попал журнал с репортажем, где описывалась будущая экспедиция на Эверест и предлагалось альпинистам из разных стран принять в ней участие. К тому времени у меня уже был диабет в течение 8 лет, но я благодаря постоянным тренировкам был в хорошей физической форме. Замечу, что мои занятия спортом находили полную поддержку как со стороны моего лечащего врача, так и со стороны семьи, прежде всего, отца.
Сейчас я понимаю, что должен был бы заполнить соответствующий формуляр-заявку на участие в той экспедиции и сообщить, что у меня диабет, но и написать также, что адекватные тренировки и мое горячее желание, уверен, сделают возможным для меня участие в восхождении на Эверест. Но я так и не написал соответствующего письма.
А спустя несколько месяцев в том же издании я прочитал статью об итальянском спортсмене-триатлонисте с диабетом, который регулярно принимал участие в самых сложных соревнованиях, включая знаменитый Ironmen (плавание на дистанцию 3,8 км, велопробег на 180 км и бег на 42 км). В конце статьи были даны координаты поддерживающей его организации — Итальянской ассоциации спортсменов с диабетом.
Я связался с ней, и мне, как говорится, сходу предложили принять участие во многих интересных инициативах. Обдумав всё, я решил принять участие в полумарафоне, проходившем в Венеции.
Там я встретил людей, с которыми смог обсудить не только вопросы контроля диабета, но и нашу привязанность к спорту, поговорить о жизни в целом. Чуть позже я стал участвовать и в других спортивных мероприятиях, цель которых — помочь людям с СД и привлечь внимание общественности к проблемам диабета. В то же время я стал тренироваться в лыжном спорте на длинную дистанцию, кстати, лыжами я с большим удовольствием занимался с детства.
Очень интересным и значимым для меня стало участие в инновационном проекте «Итальянцы с диабетом на Килиманджаро», где я получил возможность сразиться с серьёзной высотой и прочностью горных пород. В ходе этой экспедиции завязалась дружба с другими её участниками, и, конечно, улучшилась моя горная подготовка.
Я также участвовал в экспедиции в 2002 году в Гималаи, о которой давно мечтал. Тогда я достиг высоты 7560 метров. После этой экспедиции я тренировал молодых парней из Сормано — это город, где я живу. Я готовил их к мировому чемпионату по катанию на роликовых коньках в категории юниоров, и они там одержали победу. Таким образом, впоследствии я оказался привлеченным в качестве тренера в национальную команду.
В течение следующих зим я готовился встретить новые вызовы. Речь идёт о целом ряде лыжных ультрамарафонов, организованных в разных частях мира. Это одни из самых трудных и престижных соревнований, например, на 75 и 90 километров. По результатам этих соревнований я подготовил отчёт, который был представлен в 2004 году на Международном конгрессе по диабету и физической активности, прошедшем в Италии.
В 2005 году я вновь вернулся к горам в составе международной команды, носящей пышное название «Снежные леопарды с СД типа 1». Наша команда отправилась на Памир, на пик Ленина — 7134-метровую гору, где я поднялся до отметки 6800 метров. А в 2006 году я и моя сестра отправились в Гренландию для участия в лыжных соревнованиях за Полярным кругом на дистанцию 160 километров. Те три дня, в течение которых проходили соревнования, были сверхнапряжёнными, в результате я занял третье место в общем зачёте.
… Сейчас я не знаю, какой окажется моя следующая цель. У меня много идей, и есть возможность выбора. В конце концов, у меня и много пристрастий в спорте. Для получения результатов нужны высокая мотивация и приверженность к достижению цели. Еще 10 лет назад, фантазируя относительно своего будущего, я не мог и представить себе всё то, чем занимаюсь сейчас. Могу сказать одно: живите своей мечтой и верьте в свои силы, чтобы одолеть диабет!
КОГДА ВСТРЕЧАЕШЬ РАССВЕТ…
Маттиа Танза, 27 лет, защитил диплом бакалавра в области окружающей среды и инженеринга природных ресурсов в Милане в 2003 году.
Сейчас работает в инженеринговой компании в провинции Бергамо. С детства жил в окружении гор, благодаря чему родилась его тяга к горному спорту. Принимал участие в соревнованиях по горным лыжам с 18 лет, а также в нескольких лыжных марафонах в Центральных Альпах. В 2007 году посетил несколько островов за Полярным кругом, где преодолел на лыжах в полном одиночестве расстояние в 200 километров.
- В горах всё происходит в доли секунды, — размышляет Маттиа, — ты можешь обернуться и через миг увидеть себя как бы в новой реальности. В этот момент ты не спрашиваешь себя, что оставляешь позади, у тебя нет даже времени поинтересоваться тем, что тебя ожидает. Ты просто фиксируешь настоящее, что можно сравнить с началом новой игры на шахматной доске…
Когда тебе 16 лет, жизнь — это сплошное движение, это твое желание видеть, чувствовать, испытывать новый опыт. Ты открываешь в себе новые увлечения и находишь, что тебе надо. Так я открыл для себя горы. Я в них гулял, взбирался на кручи, катался на лыжах. В детстве я делал много попыток заняться спортом, но все они, к сожалению, провалились. В какой-то момент для меня произошел переворот — ведь я могу свободно передвигаться по горам вокруг своего дома. Я начал с прогулок, затем перешёл на бег, потом надел пару лыж. И, наконец, перешёл к скалолазанию, затем — к продвинутому скалолазанию, то есть стал штурмовать ледяные вертикали.
Диабет настиг меня, как и моя приверженность к горам, в одну секунду. Но если, начиная свою горную эпопею, я что-то знал о горах, то о диабете не знал абсолютно ничего. В то время я учился на третьем курсе университета и увлекался бегом. У меня было гибкое расписание занятий. Я жил на озере Комо и практически каждое утро взбирался на близлежащую гору, чтобы встретить рассвет и увидеть озеро в лучах восходящего солнца.
Поначалу я думал, что стал просто больше уставать. Но потом к этому ощущению добавилась всё возрастающая тревога за организм: я терял вес, а во время пробежек мне нужно было делать каждый раз все большее усилие, чтобы найти в себе достаточно энергии. А однажды я совсем прекратил свои спортивные тренировки. Я попал в больницу, где прошёл по всему кругу: диагноз «диабет», инъекции, скачки «сахаров»…
Как только я чуть-чуть освоился с правилами диабета, я стал думать о целях на предстоящий горный сезон — тех горах, на которые я планировал подняться, и тех местах, которые хотел посетить.
Вскоре после выписки я отправился покорять одну гору недалеко от дома и испытал свой первый опыт гипогликемического кризиса. А спустя несколько месяцев я уже участвовал в нескольких соревнованиях по горным лыжам, где также столкнулся с рядом трудностей по управлению диабетом. Сейчас, после многих попыток, диабет и горы гармонизированы в моём ежедневном распорядке, что, конечно, делает жизнь проще.
Сейчас я сочетаю свою спортивную активность в горах с выверенной терапией диабета. Желание путешествовать и открывать новое подвигает меня ездить в новые места по всему миру, но также требует постоянных интенсивных тренировок и представляет для меня определённый экзамен на способность понимать свой организм и управлять СД. Каждый день я обнаруживаю в себе эту тягу к спорту и желание улучшить свою жизнь с диабетом.
В 2006 году я совершил восхождение на пик Ленина в Киргизстане; в 2007-м смог посетить острова Свальбард в Норвегии, за Полярным кругом. Это лишь некоторые из моих задумок, которые, несмотря на диабет, я смог осуществить.
А в своем воображении я вижу всё новые горы по всему миру, которые ждут своего покорения. Опыт, который я получил с Итальянской ассоциацией альпинистов с диабетом, показал путь, когда можно жить с диабетом и, несмотря на него, достигать своей мечты.
Сейчас, завершая эти заметки, я кладу ручку, смотрю на картину на стене, где изображены прекрасные горы, и понимаю, что это то следующее место, куда я вскоре отправлюсь.
Я измеряю уровень гликемии, выхожу на балкон и вижу линию горизонта, которая вдали сливается с горами, окружающими мой дом. Солнце садится, но оно будет освещать другие долины, другие места, и желание посетить их зажигает моё сердце. Я размышляю о своей судьбе и чётко понимаю: нет ничего такого, чего я не смог бы добиться.

Подготовил Василий Писаревский

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости