208 дней, 3 часов, 18 минуты

До всемирного дня диабета!

Диатест: Последние достижения в лечении сд типа 2, или на что способна авандия

ПОСЛЕДНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
В ЛЕЧЕНИИ СД ТИПА 2,
ИЛИ НА ЧТО СПОСОБНА АВАНДИЯ
Последние достижения в лечении СД типа 2 — с позиций доказательной медицины — были
представлены на симпозиуме английской компании "ГлаксоСмитКляйн" (GSK), проведенном в рамках IV Московской конференции эндокринологов. И общепризнанным "героем дня" стал препарат Авандия (росиглитазон), который был задействован в двух выдающихся международных исследованиях последнего времени: DREAM — по профилактике диабета и ADOPT — по достижению длительного контроля гликемии.

АВАНДИЯ СНИЖАЕТ РИСК ПЕРЕХОДА ПРЕДИАБЕТА
В СД ТИПА 2 НА 62%
Таков блестящий результат исследования, названного DREAM, что в переводе с английского означает "мечта".
В самом деле, на наших глазах превращается в реальность вековая мечта медиков — предотвратить возникновение диабета типа 2, стремительная распространенность которого в наше время даже привела к появлению термина — "неинфекционная эпидемия". Ведь уже к 2025 году, по прогнозам IDF, контингент людей с нарушенной толерантностью к глюкозе (НТГ), или стадией предиабета, превысит полумиллиардный рубеж!
Как отметила в своем выступлении профессор Ольга Смирнова (ЭНЦ РАМН), в ходе международного, многоцентрового, рандомизированного, двойного слепого исследования DREAM оценивалась возможность росиглитазона (в качестве монотерапии или в комбинации с ингибитором АПФ — рамиприлом) замедлять прогрессирование или предотвращать развитие диабета типа 2. И были получены первые доказательства того, что у пациентов высокой группы риска можно успешно проводить профилактику этого заболевания.
При наблюдении в течение 3-летнего периода примерно 5300 человек из 21 страны с нарушенной толерантностью к глюкозе или нарушением уровня гликемии натощак (на этой стадии уровень сахара крови выше нормы, но еще недостаточно высок для постановки диагноза СД типа 2) препарат Авандия из класса тиазолидиндионов, или инсулиновых сенситайзеров, продемонстрировал снижение риска на 62% по сравнению с плацебо.
Такая рекордная цифра была достигнута, что особо подчеркнула докладчик, при применении росиглитазона совместно с выполнением пациентами стандартных рекомендаций по здоровому питанию и физическим нагрузкам. Таким образом, еще раз подтверждается тот факт, что значимые результаты можно получить лишь в условиях, когда медикаментозная терапия у пациентов идет рука об руку с действиями по изменению образа жизни.
Как и ожидалось, пациенты в группе плацебо с высоким индексом массы тела (ИМТ), то есть признаком ожирения, имели большую вероятность развития диабета, чем пациенты с более низким показателем ИМТ. Однако в группе росиглитазона риск возникновения диабета не повышался в зависимости от индекса массы тела. Эти данные свидетельствуют о том, что росиглитазон способен уменьшать повышенный риск развития диабета, который ассоциируется с ожирением.
В исследовании препарат в целом хорошо переносился его участниками. Не было существенной разницы между группами росиглитазона и плацебо в отношении досрочного выбывания из испытания или в отношении вторичной конечной точки сердечно-сосудистых событий. Чуть большее количество случаев развития сердечной недостаточности фиксировалось в первой группе по сравнению со второй, однако все эти случаи эффективно лечились на протяжении исследования. Количество смертей за прошедшие три года оказалось небольшим и без значимого различия между группами. Несколько увеличился средний вес у пациентов на росиглитазоне в сравнении с группой плацебо.
Итак, суммируя вышесказанное, можно заключить: теперь иметь пациенту высокий риск развития диабета типа 2 — это уже не приговор. Благодаря препарату Авандия есть возможность прервать опасный процесс повышения концентрации глюкозы в крови и его последствий, то есть предупредить появление СД типа 2 и его грозных осложнений.
АВАНДИЯ СНИЖАЕТ РИСК ПОТЕРИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОНОТЕРАПИИ
В ТЕЧЕНИЕ 5 ЛЕТ
Результаты исследования ADOPT, представленные на проходившем в самом конце 2006 года 19-м конгрессе IDF, оказались не менее впечатляющи — они касались новых возможностей у пациентов с СД типа 2 добиваться не только оптимального, но и длительного контроля гликемии.
К тому же данное исследование, как показала в своем выступлении профессор Нина Петунина (ММА им. И.М.Сеченова), — это важный шаг вперед по сравнению со знаменитым британским исследованием UKPDS, которое было завершено в 1998 году, когда тиазолидиндионы были еще недоступны, и которое включало в себя два из трех таблетированных препаратов, оценивавшихся в ADOPT, — метформин и сульфонилмочевину.
Что же показало исследование ADOPT? Длительный контроль гликемии оценивался в нем по уровням глюкозы плазмы натощак (ГПН) и гликированного гемоглобина (HbA1c).
Оказывается, инициальная терапия росиглитазоном уменьшает риск потери эффективности монотерапии у пациентов с СД типа 2 на 32% — по сравнению с метформином и на 63% — по сравнению с глибуридом (аналог глибенкламида из класса производных сульфонилмочевины) в течение 5 лет.
И дело тут не в каких-то неведомых путях успеха Авандии. Всё очень просто: именно росиглитазон способен эффективно воздействовать на оба ключевых "дефекта" при диабете типа 2, то есть он значительно улучшает чувствительность к инсулину и уменьшает степень нарушения функции бета-клеток. Контроль гликемии, оцениваемый по среднему значению HbA1c

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости