170 дней, 10 часов, 39 минуты

До всемирного дня диабета!

И лечиться, и жениться – правильно

Освоить все эти премудрости и правильно применять их на практике уже много лет помогают больным «Школы диабета».

Задача у «Школ диабета» крайне важная: научить больных тому, как не только жить с диабетом, но и оставаться при этом полноценным членом общества.

– Никакая популярная литература или просто слушание лекций для пациентов не заменит обучение в «Школе диабета», – считает заведующий отделением программного обучения и лечения Института диабета Эндокринологического научного центра Минздрава РФ, член правления Европейского региона Международной Диабетической Федерации Александр Майоров. – Ведь на этих занятиях помимо теоретических знаний, пациент приобретает правильные, тщательно отработанные навыки, которые помогут ему в разных жизненных ситуациях.

По мнению экспертов, обучение в «Школе диабета» полезно для всех, даже для тех людей, кто живет с диабетом уже много лет. К примеру, сейчас существует специальный, «продвинутый» курс для тех, кто переходит на помповую инсулинотерапию. Кстати, для пациентов с сахарным диабетом 1 типа, 2 типа на таблетированных препаратах и 2 типа на инсулине существуют разные программы школ. Практика показала, что совместное обучение больных с разными типами заболевания не эффективно. Зато работа в одной группе с людьми, имеющими похожие проблемы, откровенное их обсуждение, обмен опытом и эмоциональная поддержка друг друга являются важными факторами для поддержания здоровья больных с диабетом.

Казалось бы, «Школы диабета» – дело нужное и полезное. Ведь прошедшие обучение люди лучше контролируют свое состояние, у них меньше поздних осложнений диабета, лечение которых является очень дорогим и сложным. Но, если в Москве обучающая система сложилась давно, и в городе есть платные и бесплатные для пациентов «Школы диабета» – при больницах, в районных поликлиниках и окружных эндокринологических отделениях, то в регионах ситуация куда сложнее: по опросам эндокринологов из различных областей, чаще всего, у них одна-две, максимум, пять-десять школ на регион. Да и они далеко не всегда работают в режиме нон-стоп.

– Проблема в том, что у нас в стране не хватает ставок для людей, проводящих обучение, – объясняет Александр Майоров. – В большинстве случаев школы существуют на голом энтузиазме. А ведь это работа на износ, – с живыми людьми, с их бедами и особенностями характера. Работа эта очень ответственная и высокоинтеллектуальная. Поэтому тут должна быть оплачиваемая государством система обучения больных диабетом, отдельные ставки медицинских работников. Во всем мире для этих целей есть специально сертифицированные диабетические медсестры.

Вторая проблема российских «Школ диабета» – это недостаток методических пособий для врачей и больных. У нас в стране около 4500 эндокринологов, а официально зарегистрированных пациентов – больше 3,5 млн. чел. Конечно, на всех бесплатных и современных комплектов материалов не хватает.

− Но если у врача или пациента есть горячее желание, то для него комплект литературы всегда найдется, – продолжает Александр Юрьевич. – Тут главное – заинтересованность в своем деле, желание научиться.

И вот в этом еще одна проблема, с которой сталкиваются преподаватели «Школ диабета»: больные далеко не всегда горят желанием учиться. По наблюдениям специалистов, даже у многих из тех, кто отзанимался в «Школе диабета», через полгода-год отмечается ухудшение показателей.

– У них просто нет мотивации стремиться к идеальным результатам, к каждодневному кропотливому труду по сохранению и улучшению собственного здоровья, – со вздохом констатирует Александр Майоров. Что тут делать? Пугать осложнениями? Опыт показывает, что это плохо работает. В данном случае, как и с лишним весом, работает только та мотивация, которая идет изнутри. Чтобы это в первую очередь было нужно не врачу, а самому человеку с диабетом. Например, хороший стимул – беременность. В это время большинство женщин с диабетом достигают прекрасных результатов. Так что на занятиях в «Школе диабета» важно для каждого пациента найти свой стимул придерживаться хорошего уровня гликемии. У кого-то это может быть семья, у кого-то – желание добиться успехов в карьере, а у кого-то – огород или забота о четвероногих питомцах.

Кстати, заставлять человека насильно изучать науку жизни с диабетом тоже бесполезно. Бывает, проходит довольно длительное время от получения информации о занятиях до того момента, когда человек поймет, что ему нужно пройти обучение в «Школе диабета». Таким «раздумывающим» людям Александр Майоров рекомендует для начала изучение литературы и Интернет-ресурсов для больных сахарным диабетом.

Источник: официальный сайт журнала