207 дней, 14 часов, 54 минуты

До всемирного дня диабета!

Мои ласковый и нежный враг

 Сахарный диабет — первая неинфекционная болезнь, которой Всемирная организация здравоохранения присудила высшую степень опасности — пандемию. Из-за этой болезни каждые 30 минут в мире происходит ампутация ноги. От диабета в 10 раз чаще слепнут и в 15 раз чаще попадают на гемодиализ, чем от других болезней.

В России около 3 миллионов официально зарегистрированных больных сахарным диабетом. Фактически же, считают врачи, их в 2—3 раза больше. И пока люди не догадываются о том, что их здоровье тихо подтачивает сладкий яд, появляются необратимые осложнения.  

От этого заболевания не застрахован никто. Но избежать его страшных осложнений вполне возможно. Главное — вовремя поставить правильный диагноз. В России же более половины диабетиков даже не подозревают о том, что больны.  

Недавно у мужа на работе неожиданно умер коллега. Еще достаточно молодой (не было и пятидесяти), веселый товарищ. Этакий Тартюф, который любил хорошо покушать и выпить. Вроде здоровье Юрия всегда было в порядке. Только в последнее время его замучили кожные проблемы — появились гнойнички на ногах, которые никак не заживали, все тело зудело и чесалось. Мужчина ходил по врачам и целителям, тратил тысячи на новейшие противогрибковые препараты и средства от неизвестных паразитов. Буквально за несколько дней до смерти коллега (а не врач!) посоветовал Юрию сдать кровь на сахар. Результатов с зашкаливающими цифрами мужчина уже не увидел — внезапно стало плохо с сердцем. Оказалось, все сосуды были необратимо изменены из-за многолетнего высокого уровня глюкозы в крови.  

— Достаточно распространенная ситуация с больными диабетом второго типа, — вздыхает эндокринолог Екатерина Сергеевна. — Больные долгое время могут даже не подозревать, что у них сахар в крови гораздо выше нормы, — ведь это практически никак не ощущается. Уже когда болезнь запущена, появляется кожный зуд, ранки плохо заживают, возникает пелена перед глазами. В это время в организме незаметно идет страшный разрушительный процесс. Когда в крови чересчур много глюкозы, она отравляет организм, в первую очередь мозг, сердце, почки и глаза, в этих органах природой не предусмотрена защита от высокого сахара крови.  

“Сладкая” болезнь подразделяется на два типа. Первым типом, который еще называют диабетом молодых, страдают всего около 5% диабетиков. Почему он возникает, ученые пока так и не выяснили. Говорят о генетической предрасположенности, об осложнениях после инфекционных заболеваний, о влиянии стрессов. Дополнительными факторами считают неправильное питание, светлую кожу, прием гормональных препаратов. При диабете первого типа поражаются клетки поджелудочной железы, производящие инсулин. А без него глюкоза — необходимое топливо для нашего организма — практически не усваивается. Получается, в крови сахара чрезмерно много, он забивает сосуды, отравляет мозг и почки, а клетки без инсулина его не могут усвоить и голодают. До изобретения искусственного инсулина больные диабетом первого типа быстро умирали. Теперь на регулярных инъекциях этого гормона они могут жить столько же, сколько и здоровые люди. Если, конечно, соблюдают ограничения, которые накладывает болезнь: постоянные инъекции, обследования, строгая диета и достаточная физическая нагрузка.  

Но гораздо шире распространен сахарный диабет второго типа. Этот вариант заболевания напрямую зависит от образа жизни человека. Чрезмерное питание, малоподвижный образ жизни, полнота — факторы, запускающие болезнь.  

Механизм в данном случае совершенно другой, чем у сахарного диабета первого типа. Он связан с возрастными изменениями сосудистой системы, которая не справляется с доставкой инсулина ко всем органам. То есть организм в начале заболевания может производить достаточное количество этого гормона, но все клетки будут сообщать поджелудочной: “Мало, дайте еще!” Железа будет работать на износ, стараясь удовлетворить ненасытные органы. Естественно, чем при этом полнее человек, тем задача сложнее. Поджелудочная “устает” и производит инсулина все меньше. Конечный итог тот же, что и в первом случае, — регулярные инъекции. Но диабетики второго типа могут на долгое время отсрочить свою болезнь и ее тяжелые осложнения. Если, конечно, захотят. 

Как обуздать аппетит 

Обычный приемный день в районной поликлинике на востоке столицы. Очередь к эндокринологу. Присматриваюсь к сидящей рядом женщине в толстых очках: у нее вместо указательного пальца только полфаланги.  

— Это я грибы чистила, — поймав мой взгляд, объясняет она. — Внесла инфекцию, не знала, что у меня уже диабет. Ранка не заживала, как обычно, а все гноилась и воспалялась. Когда через неделю стало совсем плохо, сын вызвал “скорую”, и оказалось, началось заражение крови, нужно было уже срочно резать…  

Другая женщина с трясущейся головой поднимается со стула и по стеночке еле идет к двери кабинета.  

— У нее диабет первого типа уже лет тридцать, — позже рассказывает мне эндокринолог. — У этой пациентки такое печальное положение с нервной системой из-за того, что слишком часто случались гипогликемии, то есть сахар в крови был чрезвычайно низким. Это случается, когда диабетик много двигается, не подкрепляясь едой, или колет слишком большую дозу инсулина. Такая ситуация еще страшнее, чем высокий уровень глюкозы, при котором осложнения развиваются постепенно. Во время гипогликемии клетки мозга голодают и даже частично отмирают, что приводит к необратимым последствиям. При внезапной гипогликемии необходимо срочно съесть кусочек сахара или конфету, иначе возможен даже летальный исход.  

В кабинет доктора входит девушка лет тридцати. На лице — недоумение. Она протягивает доктору анализ крови на сахар. Анализ показывает высокий уровень глюкозы в крови: вместо максимально допустимых 7,5 ммоль/л — около 12. Девушка пересдает анализ уже третий раз, но по-прежнему отказывается верить результату.  

— Когда пациент, особенно молодой, впервые узнает о своем диагнозе, он испытывает шок и не верит анализам, — объясняет врач. — Но увы, таких больных в последнее время становится все больше. Этой пациентке повезло, что болезнь обнаружена в самом начале. Ей можно обойтись без всяких таблеток: достаточно есть пять-шесть раз в день, предпочитая овощи, каши, нежирное мясо, в меру двигаться, и, думаю, нам удастся вернуть ее сахар к нормальным значениям.  

Доктор жалуется на пациентов, которые не хотят менять свой образ жизни. Без соблюдения диеты, отказа от алкоголя, физических нагрузок лечение бессмысленно. Вскоре такие больные оказываются прикованы к постели или инвалидному креслу. Но живущих по бесшабашному принципу “чему быть, того не миновать” у нас очень и очень много.

Вот и новая пациентка, пышная дама лет сорока пяти, жалуется, что не может выполнять рекомендации врача.  

— Диеты — это просто ужасно, — чуть не плачет она. — Мне все время хочется кушать. Тем более сейчас осень — фрукты, овощи созрели, это же витамины. Давайте я лучше буду больше таблеток принимать!  

— В последнее время у крупнейших производителей инсулина появились препараты для больных второго типа, которые помогают регулировать аппетит, — говорит доктор. — Они улучшают контроль сахара в крови, понижают артериальное давление и снижают вес. Вводятся один или два раза в день с помощью инъекций.  

— Ой, я боюсь уколов! — патетически восклицает дама. Но потом расспрашивает подробнее об этих лекарствах. Больше всего ее впечатляет не то, что они стимулируют производство инсулина в организме, а то, что от этих уколов можно похудеть.  

Позже врач удивляется, как резко его пациенты делятся на две группы по отношению к болезни. Одни жестко соблюдают все ограничения и вдобавок активно живут, работают. Другим же просто невыносимо отказаться от вредных привычек, жалко себя. 

Врачи идут в народ 

В Москве для помощи больным диабетом созданы все условия: в поликлиниках принимают эндокринологи, работают окружные диспансеры, существует целый институт эндокринологии — в общем, хороших специалистов найти можно. А что делать тем, кто живет за границей МКАД? Там говорят, что и просроченные лекарства выписывают, и лечат по старинке. Для того чтобы решить эту проблему, уже несколько лет работает специальный “Диамобиль” — своего рода эндокринологический диспансер на колесах. На его базе можно сдать все необходимые анализы и пройти обследование у самых необходимых диабетику специалистов — кардиолога, окулиста, нефролога, хирурга и диабетолога, получить консультации в “Школе диабета”.  

Мы побывали на приеме в одной из таких больниц на колесах в маленьком городке Азове. 

Больных на осмотр приглашали из всех окрестных сел. В узком белом коридорчике чудо-автомобиля — длинная очередь. На первый взгляд люди выглядят бодрее, чем в столичной поликлинике, меньше пенсионеров с палочками, больше активных бодрых людей, детей.  

— Это-то и страшно, что от диабета страдают люди цветущего, трудоспособного возраста, — говорит министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская. — Для того у нас и работает диамобиль, чтобы как можно больше людей получили консультации хороших специалистов, чтобы мы могли отсрочить или вообще избежать тяжелых последствий диабета. Помимо того, что это трагедия для самих больных, это еще и огромные экономические расходы. Ведь лечение осложнений обходится куда дороже профилактических осмотров.  

В диамобиле консультируют врачи из Московского института эндокринологии. Говорят, что лечение в области весьма современное, но достаточно много запущенных больных, которым тяжело из своих поселков добираться до больницы. Потому и приходят с уже серьезными проблемами, которые невозможно исправить. Наблюдаю, как строгая бабушка в цветастом платочке с люрексом аккуратно ведет на прием к хирургу своего супруга, 73-летнего Дмитрия Константиновича. Втроем с огромным трудом усаживаем дедушку в специальное кресло для осмотра ног. Оказывается, он ничего не видит. Бабушка говорит, ослеп после плохо сделанной операции. Диабетом же ее муж болеет недавно, всего года три. Врач Марианна Ярославцева не спорит, но позже объясняет мне, что диабет запущенный — возможно, сахар в крови выше нормы был у дедушки уже не один десяток лет. Это видно по ногам больного — стопы и голени практически потеряли чувствительность. Дедуля не реагирует не только на специальные приборы, но и на уколы иголкой. Бабушка докладывает: “Я ему ноги каждый день настойкой из золотого уса смазываю, чай из листьев черники даю”. Врач лишь вздыхает: когда пошли такие необратимые последствия, все эти процедуры бесполезны.  

— Теперь вам нужно ухаживать за ногами дедушки, словно за кожей лица, — объясняет доктор пациенту и его жене. — Больные, утратившие чувствительность кожи ног, могут, например, целый день проходить в обуви на размер-два меньше, чем их нога, или не почувствовать камень в ботинке. В результате этого на стопе образуются ранки, которые чрезвычайно плохо заживают, что часто приводит к заражению крови и к ампутации конечности.  

Интересуюсь у специалистов: много ли в Москве к ним приходит подобных больных?  

— Бывают и более тяжелые случаи, когда формируется так называемая стопа Шарко и пациентам надо годами ходить в гипсе, — говорит Марианна Викторовна, — или возникают незаживающие язвы и пациенты как минимум раз в неделю приходят к нам на перевязки.  

Ее коллега, нефролог Роза Есаян, добавляет:  

— К сожалению, многие люди пропускают первые стадии осложнений — не болит, и ладно. Здесь, в Азове, мы в ходе работы уже выявили около десяти пациентов с протенурией и даже хронической почечной недостаточностью. А ведь в местной больнице есть вся необходимая техника для диагностики. Просто людям неохота ехать далеко из окрестных сел.  

Почему люди не боятся диабета так, как онкологии или неизведанных штаммов гриппа? Возможно, потому, что течение болезни, особенно на ранних ее стадиях, находится в руках самих пациентов. И многим кажется, что все, с завтрашнего дня я точно “возьму себя в руки”: перестану есть сладкое, лежать на диване и выпивать, и сахар снова придет в норму. Но завтра, как линия горизонта, постоянно отодвигается до тех пор, пока однажды не наступает слепота или неподвижность. 

Советы специалистов 

Кардиолог Ольга Васильева:

“Для диабетиков крайне важно соблюдать диету, в которой помимо углеводов нужно ограничивать и жиры. Для сосудов полезен только жир, содержащийся в морской рыбе. Хотя бы раз в год проверяйте уровень холестерина. И конечно же, необходима пусть небольшая, но регулярная физическая нагрузка”. 

Офтальмолог Наталья Смирнова:

“Для зрения опаснее всего резкие скачки сахара, когда он, например, от 4 ммоль/л поднимается до 15 или наоборот. Еще старайтесь избегать сильных волнений — бывает, диабетическая катаракта, когда резко мутнеет хрусталик, развивается в течение одной ночи. Очень важен регулярный осмотр у окулиста, ведь на ранних стадиях потерю зрения у диабетиков можно остановить, например, с помощью консервативной терапии или лазерокоагуляции”.  

Нефролог Роза Есаян:

“Диабетические изменения со стороны почек безболезненны, поэтому выявить их можно только с помощью анализов, которые нужно сдавать минимум раз в год. Если возникает хроническая почечная недостаточность, биохимические анализы нужно сдавать чаще, раз в 3—4 месяца. На ранних стадиях помогут лекарства и диета с ограничением по жирам и животным белкам. Помните: чем больше осложнений, тем сложнее лечение — в конечном итоге нашим пациентам приходится несколько раз в неделю ложиться на гемодиализ”.  

Подиатор (специалист по проблемам “диабетической стопы”) Марианна Ярославцева:

“При сахарном диабете достаточно часто страдают мелкие сосуды ног, нарушается кровообращение, теряется чувствительность. Потому, если вы чувствуете судороги, онемение, холод в ногах, тут же обратитесь к подиатору, такой врач есть во всех окружных эндокринологических центрах. На ранних стадиях остановить развитие осложнений можно с помощью витаминов, лекарств, физической нагрузки. Возможно, понадобится специальная ортопедическая обувь, которую в Москве можно купить или сделать на заказ”. 

ЗВЕЗДЫ ТОЖЕ БОЛЕЮТ 

Известные люди с диабетом 1-го типа: актриса Холли Берри (активный член диабетической ассоциации США), “мисс Америка-99” Николь Джонсон (член Ювенильной федерации диабета США), писательница Сью Таунсенд (несмотря на потерю зрения, она продолжает активно сотрудничать с диабетической ассоциацией Великобритании), скрипач Карэн Шахгалдян (много работает с диабетическими обществами России, Армении).  

 

 

 

 

 

 

 

 

Известные люди с диабетом 2-го типа: певцы Федор Шаляпин, Элла Фицджеральд (за три года до смерти из-за осложнений диабета ей ампутировали обе ноги почти до колен), Людмила Зыкина, король блюза Б.Б.Кинг, писатели Герберт Уэллс, Эрнест Хемингуэй, пианист Святослав Рихтер, политик Михаил Горбачев, 5-кратный олимпийский чемпион Стив Редгрейв (почетный вице-президент диабетической ассоциации Великобритании), спортивный  комментатор Николай Озеров. 

 

 

Автор: Светлана Плешакова 

 

Журналист "МК", кавалер почётного знака РДА «Вместе мы сильнее!» 3 степени за публикацию материалов «Сладкая болезнь наступает» от 13.11.09., «Мой ласковый и нежный враг» от 24.09.10., «Миру грозит очередная пандемия» от 11.11.10.

Сахарный диабет 1 типа с 2007 года.

 

 

 

 

Газетная рубрика: НА РАВНЫХ

24.09.10.

Источник: http://www.diabetes-ru.org/about-rda/vms/journalists/pleshakova-svetlana