229 дней, 22 часов, 51 минуты

До всемирного дня диабета!

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - Как воспитать волю

Надежда СОРОКИНА, детский психолог

К сожалению, сегодня подросткам почти не известны имена настоящих и литературных героев – Алексея Маресьева, Павки Корчагина, Мартина Идена, судьбы которых вполне можно назвать «руководством по воспитанию силы воли». Современные супергерои – это чаще всего груда мышц, «железная маска» на лице вместо человеческих эмоций и бряцанье всевозможным оружием вместо мыслей.

Об этом стоит задуматься родителям, особенно если их ребенок болен диабетом. Ведь ему необходимо неустанно контролировать свое состояние, свой режим питания, физические нагрузки – вне зависимости от настроения, погоды, занятости учебой или другими важными делами. Здесь без воли никак нельзя!

Воля с позиции психолога – это уверенность ребенка в своих силах, решимость совершить тот поступок, который он сам считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. Но волевые качества не даны ребенку от рождения – они формируются в результате жизненного опыта и под влиянием воспитания.

Не нужно ждать, когда ребенок подрастет, начнет многое понимать и сам будет выбирать примеры для подражания и «набивать шишки» собственными ошибками и промахами. Воспитывать волю маленькими шажками можно и нужно с самого раннего возраста. В этом важном деле старайтесь придерживаться следующих правил:

 

  • Никогда не делайте за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечивайте условия для успеха его деятельности.
  • Поощряйте, активизируйте его самостоятельность, радуйтесь и старайтесь вызывать у него чувство радости от достигнутого, повышайте веру ребенка в способность преодолевать трудности.
  • Даже маленькому ребенку нужно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые предъявляют ему взрослые.
  • Всегда давайте ребенку возможность самостоятельно принимать разумные решения и выполнять их.

 

Не бывает самостоятельного, волевого человека в чем–то одном – и безвольного, беспомощного в другом. Если вы предоставили ребенку самостоятельность и стремитесь выработать у него ответственность, самодисциплину и волевые качества, то добивайтесь этого во всех жизненных аспектах – в учебе, помощи по дому, в общении со сверстниками и в контроле за своим диабетом. Если поощрять только последнее, но при этом решать за него сложные школьные задачки, освобождать от «нелюбимой» домашней работы (мытье посуды и пр.), то, скорее всего, вы вырастите умелого манипулятора.

Крайне негативно на развитии воли сказывается невозможность ребенка самостоятельно принимать важные для него решения. Особенно данная проблема обостряется в школьном возрасте. Не «ломайте» детское упрямство! Всегда старайтесь понять, выяснить, чем продиктовано нежелание ребенка что–то сделать или, наоборот, его твердое намерение сделать то, что вам кажется совершенно ненужным и даже вредным. Помните, что из маленьких упрямцев чаще всего вырастают твердые, волевые взрослые, умеющие принимать решения и добиваться их выполнения.

Учтите, что ваш личный пример работает сильнее самых правильных и убедительных словесных наставлений. Если накануне выходных вы решили, что завтра пойдете с ребенком в парк, а в субботу утром вдруг расхотели или у вас возникли какие–то важные дела, и вы говорите сыну: «Сходим на аттракционы в другой раз», то он может вам однажды сказать: «Я очень хочу спать, сахар крови померяю завтра утром»…