229 дней, 13 часов, 22 минуты

До всемирного дня диабета!

Диаспорт: "Птица" полетит на олимпиаду в Сочи...

Прошедшие в Канаде Олимпийские игры — уже третьи по счету в спортивной карьере Фримана. Этот 29-летний спортсмен не перестаёт удивлять болельщиков своими уникальными достижениями. А между тем 10 лет назад, когда у него только был диагностирован сахарный диабет, врачи советовали ему заниматься чем-то другим, но только не большим спортом. Сейчас, вернувшись из Ванкувера, лыжник продолжает свои тренировки.

Предлагаем вашему вниманию беседу Криса Фримана с журналистами.

- Будучи человеком с хроническим заболеванием, Вы, Крис, остаётесь пионером в том виде спорта, который требует неимоверных сил и выносливости. Скажите, Вы расстроились, что так быстро сошли с дистанции в Ванкувере?

- Конечно! Но это не повод сдаваться! Впереди ещё много всего интересного!

Я планирую принять участие в следующей зимней Олимпиаде, которая пройдёт в Сочи. Я очень люблю бег на лыжах, и мне посчастливилось соревноваться с лучшими спортсменами в мире! Если сложить все мои победы в таких гонках, то я победил любого лыжника, но в этот раз не получилось сделать это одномоментно.

Как только у спортсмена неудачный олимпийский результат, люди думают, что, образно говоря, занавес для него опустился. На самом деле у нас обширный план выступлений на мировых чемпионатах каждые два года. Так что я не делю свою жизнь на отрезки длиной в четыре года. Есть много отличных спортсменов, но вы не найдёте такого, кто выигрывал бы все соревнования подряд. Ведь в нашем виде спорта существует так много различных факторов, и многое может пойти не так, как планировалось. В моём же случае существует ещё один ключевой фактор — уровень сахара крови, который нужно постоянно контролировать.

Я надеюсь, что являюсь примером для спортсменов с диабетом. В любой ситуации я стараюсь выкладываться по максимуму, делаю всё, что от меня зависит, чтобы добиться победы.

- Крис, так всё же, что пошло не так в гонке на 30 километров?

- Очевидно, базальный уровень, который я выбрал, оказался для меня слишком высоким. Олимпиада в Ванкувере, на первый взгляд, показалась мне похожей на гонку на Аляске, где я использовал такую же дозу базального инсулина. Но уже не в первый раз я ощущаю диссонанс в своём режиме, когда исхожу из данных о месте проведения спортивного мероприятия и прочих связанных с ним условиях. Так вот, в ту субботу, на которую была назначена гонка, стояла необычно тёплая погода, и это стало основным отличием; также отличались и высотные условия местности, хотя в общем здесь не так уж и высоко…

Итак, в олимпийской гонке я выбрал тот же базальный уровень инсулина, что был у меня на Аляске, и далее поступил так же: три энергетических напитка распределил на первые 12 километров трассы. Вначале в группе лидеров я чувствовал себя довольно комфортно, но вскоре у меня появилось внутреннее ощущение, сигнализируя: что-то не так…

Проблема ещё и в том, что в моём случае чувство низкого уровня сахара крови и чувство, что ты развил слишком высокий темп гонки, практически идентичны. В течение трёх минут я «дошёл до точки», после чего уже не мог двигаться дальше. Я остановился и прислонился к бортику на обочине, чему никто не удивился — спортсмены довольно часто сходят с дистанции. Словом, никто не спешил мне на помощь. И только когда я, совсем ослабев, сумел прокричать в толпу зрителей: «Есть ли у кого сахар?», один из немецких тренеров подошёл ко мне, протянул спортивный напиток и что-то сладкое.

Силы потихоньку стали возвращаться ко мне, но я был в отчаянии и решил больше не двигаться с места. Но потом я сказал сам себе: «Парень, ведь это же Олимпийские игры!» То есть мне надо дойти до финиша в любом случае. И вот я снова оказался на лыжной трассе. Но было потеряно уже целых три минуты, что в условиях гонки — вечность…

- На Олимпиаде в Ванкувере Вы оказались единственным спортсменом с диабетом. Как другие спортсмены и тренеры реагируют на это?

- Обычно у меня очень редко возникают проблемы с диабетом, поэтому другие спортсмены и тренеры практически забывают, что у меня есть такой недуг. Должен сказать, что я живу с диабетом уже более 10 лет, умею грамотно управлять им и практически никогда не терял сознание. Гипогликемии случались у меня всего пару раз, и я всегда знал, что им предшествовали определённые нарушения моего режима.

С другой стороны, я очень тщательно отношусь к своей спортивной подготовке. У меня два опытных тренера — я пользуюсь этой практикой в течение уже четырёх последних лет. И когда некоторые люди интересуются к чему такие приготовления, я терпеливо разъясняю, что если бы я не был подготовлен «по всем фронтам», то вряд ли мог бы претендовать на рекорды.

- А как часто Вы тестируете свой уровень глюкозы крови?

- Понятно, что когда ты дома, то строго контролировать сахар крови гораздо легче. И я это делаю обычно два раза в день — мне достаточно. Другое дело, когда ты на тренировках, чемпионатах или в переездах к местам соревнований. Тогда я проверяю свои уровни гликемии столько раз, сколько это необходимо в создавшихся условиях.

Если к вечеру мои показатели слишком высоки, я просто не иду спать. В таком случае я делаю в своей спальне 200 прыжков из положения «ноги вместе, руки вдоль туловища» в положение «ноги врозь, руки над головой». Затем снова повторяю контрольный тест и со спокойной совестью иду отдыхать…

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, как Вы готовитесь к ответственным соревнованиям, — ведь это требует не только максимума физических сил, но и воли, упорства, целеустремлённости.

- Действительно, это целая наука — соединить в себе всё то, что вы перечислили.

Я занимаюсь этим уже в течение 10 лет и определил для себя, что могу использовать два пути. Это, во-первых, традиционный путь, когда моя спортивная подготовка плюс повседневное управление диабетом позволяют мне показывать неплохие результаты, и это нормально.

И,во-вторых, стремлениек олимпийской планке, когда требуютсякрайнее напряжение всех моих сил и практически идеальный контроль глюкозы крови. Образно выражаясь, чем уже окно, в которое мне надо попасть выстрелом, тем больше шансов «промазать»; поэтому мне надо решить для себя насколько «узким» оно будет.

Гонка в Ванкувере на 30 километров, в которой мне так не повезло, была лишь четвертой на моём счету с тех пор, как я перешёл на инсулиновую помпу. Ранее я добивался успеха с помпой на дистанции в 15 километров. Теперь я решил, что буду упорно дорабатывать свою подготовку и для других дистанций, пока не почувствую в себе готовность «выложиться» до победного финиша на будущих соревнованиях.

- Какие спортсмены с диабетом являются для Вас образцом для подражания?

- Назову призёра, в том числе золотого, нескольких Олимпиад в плавании Гарри Холла. Это поистине выдающийся спортсмен, который, уже спустя несколько месяцев после диагностирования у него сахарный диабет 1 типа, не просто выиграл Национальный чемпионат по плаванию, а перекрыл рекорд Америки, державшийся в течение десяти лет.

И, конечно же, он является вдохновляющим примером для всех людей с диабетом. Это Гарри принадлежат слова: «Важно понять, что приход в вашу жизнь сахарного диабета не означает, что ваша активная деятельность, тем более в спорте, закончена. Вы можете делать то же, что и любой другой, — если у вас есть соответствующая поддержка!»

- Крис, почему Вы выбрали для себя псевдоним «Птица»?

- Раньше, когда я занимался прыжками на лыжах, у меня был псевдоним «Свободная птица». А затем, когда я перешёл на лыжные гонки, то решил, что три слога — это слишком много, и оставил просто «Птица». Это слово символизирует для меня полёт мечты, которая всегда должна быть в жизни человека.

- Что бы Вы ответили тем оппонентам, которые утверждают, что некоторые виды спорта несовместимы с диабетом 1 типа?

- Я бы сказал, что они неправы в своей категоричности. Что касается моей неудачи в олимпийском Ванкувере, то это лишь третий случай, когда у меня падает уровень сахара крови и это влияет на ход гонки.

Скажу без ложной скромности, что я первый человек в мире, у которого диабет и который принимает участие в лыжных соревнованиях такого уровня. И эта неудача меня не остановит — я буду тренироваться на лыжах и дальше и брать новые рубежи! Вместе с тем я стараюсь извлекать для себя пользу из любой инновации в сфере диабета и советую делать это всем, у кого СД, и кто занимается или планирует заняться спортом.

В то же время следует чётко отдавать себе отчёт в следующем: есть такие виды спорта, которые требуют особой выносливости и особой подготовки и, если они связаны с экстримом, их возможные последствия непредсказуемы для любого человека.

- Скажите, Крис, какие уроки, на Ваш взгляд, можно извлечь из Вашей истории людям с диабетом?

- Как-то мне с укором заметили, что я не люблю неприятности и различные препятствия. А кто, скажите мне, их любит?! Просто я стараюсь направить весь свой драйв на преодоление этих самых препятствий, чтобы двигаться по жизненному пути дальше и дальше. Когда я заболел диабетом, многие медики говорили мне, что о занятиях спортом я могу забыть. Я с этим не согласился и решил обуздать эту коварную болезнь, и теперь вы видите, где я нахожусь спустя 10 лет.

Я намечаю участвовать в соревнованиях ещё четыре года и, как я уже говорил, принять участие в Белой Олимпиаде — 2014 в Сочи. Мои друзья шутят: «Птица» собирается полететь через океан в Россию… Да, это будет для меня настоящий вызов, но я перед ним не пасую!

Мне хочется пожелать всем ребятам с диабетом, чтобы они никогда не сдавались и, конечно, вели здоровый образ жизни, преодолевая свой недуг. В мою общественную работу входит посещение восьми детских диабетических лагерей в различных штатах Америки. Главное, что я всегда пытаюсь донести до этих детей, можно выразить в нескольких словах: пока у тебя хороший самоконтроль, ты можешь реализовать любые жизненные планы и осуществить даже самые дерзкие мечты.

Диабет не должен стать непреодолимым препятствием на твоём жизненном пути.

По материалам www.diabetesmine.com, www.washingtonpost.com

подготовил Василий Писаревский

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости