207 дней, 7 часов, 22 минуты

До всемирного дня диабета!

ГОСТЬ НОМЕРА - Ольга Сверкунова. Вечер жизни приносит с собой свою лампу

Ольга СВЕРКУНОВА

 На этот раз по телефону Клавдия Васильевна очень извинялась, говорила: "Не время сейчас". Голос был грустный и какой–то потухший. Совсем не ее голос! Это настораживало, тревожило. Потому я и решила настойчиво напроситься в гости.

Но встретила она нас с Людмилой Павловной Марушкевич, как и раньше, очень приветливо. И, как всегда, нарядно одетой, с неизменной прической "под Мэрилин Монро".

В гостиной на обеденном столе под салфеткой лежали пирожные, на кухне шипел чайник. "Сейчас я буду вас угощать кофе с молоком".

На стене, на книжных полках – фотографии и портреты из–под кисти художника: родители, брат, дети, внуки, правнуки, племянники, конечно, они с мужем, совсем молодые и уже постарше.

"Матвей Михалыч в больнице. Перелом шейки бедра, пришлось делать операцию, заменять сустав, – объяснила, наконец, хозяйка причину своего уныния. – Но я тут успела кое–что для вас написать".

Милая, добрая и суперобязательная Клавдия Васильевна! Вы ведь и гостей принять согласились в такой неподходящий момент, потому что убеждены, что можете и должны помогать другим, раз имеете такой уникальный опыт жизни с диабетом…

Клавдии Васильевне уже за 80. 62 года она живет с диабетом. Но не только внешне такой возраст ей ни за что не дашь. Интеллект, память, аккуратность, женственность, забота о близких – все почти как прежде.

"Почти" – потому что никто не властен перед неумолимым временем. Клавдия Васильевна несколько лет назад перенесла операцию на сердце – аорто–коронарное шунтирование. Говорит: сразу после лечения почувствовала себя молодой, но спустя время сердце снова стало быстро уставать. Из–за этого редко выходит на улицу. Сокрушается, что поправилась ("Пришлось весь гардероб сменить"), а ведь всю жизнь была худенькой.

"Меньше двигаюсь, все отсюда. А ела я всегда мало. Просто такой аппетит. В первые годы с диабетом, когда и толкового лечения не было, а весь самоконтроль – только по вкусу мочи, меня это и спасало".

Как же вкусен, оказывается, кофе с кипяченым молоком. Именно с кипяченым! Под угощение беседа пошла веселее. Голос у хозяйки стал, как и прежде, звонким, молодым ("Ой, девочки, что я вам сейчас расскажу…").

Людмила Марушкевич – тоже диабетик с солидным стажем – хотела разузнать, как сегодня Клавдия Васильевна контролирует свой диабет. "Лечусь левемиром. Сахар крови проверяю каждый вечер, так как в последнее время бывают ночные гипогликемии. У меня замечательный доктор, уже почти сорок лет, – Елена Алексеевна Холодова. Делаю все так, как она скажет. По ее совету, кстати, я чуть ли не первой в Беларуси перешла на интенсивную инсулинотерапию и много лет делала по пять инъекций в день. У Елены Алексеевны, кстати, скоро юбилей – поздравьте ее от моего имени через ваш журнал. Это удивительная женщина! Я вот что о ней написала: "Рядом с ней люди чувствуют жизнь не как обыденное течение будней, а как время, одаренное восхитительным ощущением восстановившегося здоровья, прилива сил и счастья. Ее главное достоинство как врача – она мешает смерти. Уже много лет смерть буквально идет за мной по пятам, но сопротивляюсь я ей не одна, а вместе с дорогим доктором".

Значит, Клавдия Васильевна заранее набросала на тетрадном листочке "тезисы" к нашей встрече, только не про себя, а про своего врача и друга, которому, считает, обязана жизнью. Но согласитесь, такие проникновенные слова мог написать человек, сам одаренный удивительной, животворящей энергетикой, которой она щедро делится с другими.

Я уверена, именно поэтому Клавдии Васильевне очень повезло в жизни на родных людей. Впрочем, "повезло" – не совсем подходящее слово, человек ведь сам кузнец своего счастья. С Матвеем Михайловичем они уже перешагнули полувековой юбилей совместной жизни. Вспоминая о детстве и юности, Клавдия Васильевна называет родителей не иначе как "мамочка" и "папочка". Теплый мир отчего дома она сумела принести и в свой семейный дом. За время нашей беседы несколько раз звонил телефон – родные справлялись, как бабушка себя чувствует, не нужна ли помощь. Согласитесь, для глубоко пожилого человека это очень значимо – не чувствовать себя забытой молодыми, вечно занятыми и куда–то спешащими родственниками. А младший внук, Никита, студент, сейчас живет с ними. Каждый день навещает деда в Боровлянах, хотя тот по старой командирской привычке и частенько "снимает с него стружку".

"Вечер жизни приносит с собой свою лампу"... Мне очень нравится это высказывание французского писателя Жозефа Жубера. Под лампой, надо полагать, он имел в виду тот внутренний свет, который освещает остаток пути добром, теплотой и спокойствием. Но свет этот подпитывается от нашей памяти о прожитом, и именно этим определяется его яркость.

Достаю первые номера нашего журнала за 1993–й, 97–й, 98–й годы. Нахожу публикации Клавдии Васильевны Горбачевой. Вот он, тот "источник питания" для лампы вечера жизни, которая согревает не только автора, но и всех, кто оказывается под ее лучами.