203 дней, 8 часов, 13 минуты

До всемирного дня диабета!

Радикальное решение

Три года назад диабет для Кэрол Минс был «всего лишь» одной из ее многочисленных проблем со здоровьем. В возрасте 48 лет она весила 233(!) килограмма, ее сердце в три раза превышало нормальный размер.
Показатель сахара зашкаливал за 22 ммоль/л, Кэрол была на инсулине и сахароснижающих препаратах, ее почки практически прекратили работать. Но физические страдания были ничем по сравнению с муками душевными. В течение четырех лет она не видела, как ее сын-старшеклассник ловко играет в футбол, она даже не в состоянии была присутствовать на его выпускном. Она вообще не в состоянии была покидать свой дом.

Сегодняшняя Кэрол проводит ежедневно по 2 часа в тренажерном зале и обожает бегать со своими внуками наперегонки.

«Я так много пропустила», – говорит она, тяжело вздыхая. «Но я рассчитываю кое-что нагнать. Моему мужу едва удается застать меня дома».
Кэрол избавилась от лишнего веса с помощью хирургического вмешательства. Размер ее желудка был уменьшен до размеров мяча для игры в гольф. Она прибегла к радикальным переменам в рационе питания, полностью изменила образ жизни и ни минуты не сомневается, что поступила правильно.

«Мой врач говорит, что у меня больше нет диабета», – повторяет Кэрол. «Я знаю, почему не отправилась на тот свет. Я должна побыть здесь еще какое-то время, чтобы рассказать свою историю и вдохновить других перейти от отчаяния к надежде».

Освобождение от диабета

Пока пример Кэрол – не норма. Потеря в весе и изменение уровня сахара, который часто сопутствует бариатрической хирургии, могут быть драматическими. Большинство людей теряет около 56% излишков веса в диапазоне от 45–65% (это 30–45 килограммов) – таковы данные ряда подобных операций за последние годы.

«Чем ты тяжелее, тем дольше это длится», – говорит Маргарет Фуртадо, специалист по питанию людей с ожирением и автор книги «Полезные советы для «чайников»: Как есть правильно после операции по избавлению от лишнего веса» (2009). Мужчины теряют в весе быстрее. Они достигают максимального эффекта в избавлении от излишков где-то между 9 и 12 месяцем после операции. У женщин это занимает от 12 до 18 месяцев. Позднее, как это часто случается с участниками программ по похудению, часть веса возвращается: «где-то 10–20% – обычное дело», – делится Маргарет Фуртадо.

После бариатрической операции 45-95% пациентов избавляются от диабета 2 типа, в зависимости от типа операции, последующего восстановительного периода и под влиянием других индивидуальных факторов. Потеря веса в сочетании с избавлением от диабета гораздо чаще встречается после лапароскопического шунтирования желудка (Roux-en-Y) и ряда других инвазивных операций по сравнению с бандажированием желудка.

Пять и более лет после операции – срок, по истечении которого показатели полного избавления от диабета идут на убыль. Также очень важно отметить, что операция не устраняет ущерб, нанесенный здоровью диабетом, а также не снимает риска повторного развития диабета 2 типа.

«Наши масштабные исследования с участием более 4 000 человек с диабетом, прошедших через лапароскопическое шунтирование желудка показали, что через пять лет после операции у 35% пациентов был вновь диагностирован диабет 2 типа, – говорит Дэвид Артерберн, представитель группы исследователей из Сиэттла.

Операция: какую выбрать

Операция, которую сделала Кэрол (желудочное шунтирование), имеет наилучшие показатели по части успешного снижения веса и избавления от диабета. Далее следуют вертикальная рукавная гастрэктомия и билиопанкреатическое шунтирование. Недавнее исследование показало, что желудочное шунтирование способствует восстановлению функции выработки инсулина у людей с диабетом и уменьшает количество абдоминального жира.

Суть желудочного шунтирования заключается в разделении желудка на две части – малую (размером с мячик для гольфа) и большую – путем его пресечения в верхней части с последующим креплением к «малому желудку» петли тонкой кишки.

При вертикальной рукавной гастрэктомии используют хирургические скобы, чтобы вертикально разделить желудок. Новый желудок формируется в виде тонкого «банана», остальная часть желудка удаляется.

Билиопанкреатическое шунтирование – это комбинированная операция, при которой производится уменьшение объема желудка и реконструкция тонкой кишки, направленная на уменьшение всасывания компонентов пищи.

Бандажирование желудка в последние годы проводится все реже, так как менее эффективно.

«Переключение» желудка к тонкому кишечнику в обход его верхней части особенно помогает пациентам с диабетом 2 типа. Пептидный гормон (GLP-1), который продуцируется L-клетками в слизистой оболочке толстой и подвздошной кишок, имеет свойство снижать секрецию соляной кислоты, ослаблять моторную активность желудка, стимулировать продукцию инсулина в поджелудочной железе.

Потеря в весе улучает восприимчивость мышц к инсулину и снижает количество жира в районе брюшной полости. В свою очередь, это снижает хроническое воспаление, которое провоцирует разные проблемы со здоровьем, связанные с течением диабета.

Набор веса: как это происходит

Кэрол не была полным ребенком. Она поэтапно набрала лишнее во время каждой из трех беременностей; во время последней у нее был диагностирован гестационный диабет. Затем в 1996 году Кэрол повредила спину и… стала стремительно толстеть. Она была ограничена в движениях, принимала обезболивающие. И все глубже погружалась в депрессию.

«Я была фактически прикована к кровати, я не покидала свою спальню на протяжении многих лет», – вспоминает Кэрол. «Еда успокаивала меня. И чтобы мне было лучше, мой муж, к несчастью, шеф-повар, чуть не закормил меня до смерти».

Позднее в 2010 году Кэрол обратилась к специалисту по боли в одном из медицинских центров. А он отправил пациентку к физиотерапевту.

«Я пошла на водную терапию», – говорит Кэрол. Спустя некоторое время, когда она избавилась от части лишнего веса, можно было начать разговор об операции. Персонал Центра по контролю веса и здоровому питанию помог пациентке сбросить еще, и она смогла записаться на специальную подготовительную программу, в обязательном порядке предшествующую операции. В тот момент Кэрол была полна решимости изменить свою жизнь.

Когда в 2011 году весы начали показывать 160 килограммов, Кэрол сделали шунтирование желудка.

Сегодняшняя Кэрол пропадает в тренажерном зале и очень внимательно относится к еде. «Я – приверженец дисциплины и соблюдаю определенный режим. Мой выбор продуктов представляет собой «тощий» список», – говорит она. (См. «Меню Кэрол»). Единственный препарат, который она сегодня принимает – таблетки для нормализации функции щитовидной железы.

Точка возврата

Специалисты призывают пациентов с диабетом 2 типа не рассматривать операцию как универсальное средство, излечивающее недуг; врачи скорее настойчиво обращают внимание на то, сколько на самом деле лет «без диабета» пациенты могут прожить после хирургического вмешательства.

«Люди с диабетом, которые перенесли операцию и «отменили» свой диагноз, на самом деле рискуют получить его обратно», – говорит Анни Петерс, профессор, директор медицинской школы в Лос-Анджелесе. Чтобы как можно раньше распознать возвращение диабета, Петерс советует пациентам, перенесшим бариатрическую операцию, проверять кровь на сахар и сдавать гликированный гемоглобин один-два раза в год.

Но не отчаивайтесь, если или когда диабет вернется. Исследования показывают мириады положительных изменений в состоянии организма, который в течение нескольких лет функционировал на фоне нормального уровня сахара в крови или даже слегка корректируемого уровня, достигаемого с помощью сахароснижающих препаратов.

Артерберн утверждает, что период стабилизации обменных процессов благотворно сказывается на организме. Это следует из наблюдений за пациентами, перенесшими бариатрическую операцию, а также за теми, кто с диабетом 1 и 2 типов медикаментозно поддерживают нормальный уровень глюкозы в крови или улучшают свои показатели.

«Это период отдыха для инсулин-производящих клеток и органов, пораженных последствиями развития диабета», – говорит Артерберн.

Филип Шоер, директор клиники бариатрического института, занимающегося также проблемами нарушения обменных процессов, указывает на целый перечень других факторов, имеющих непосредственное отношение к ожирению, которые также улучшаются после операции: апноэ (синдром остановки дыхания во сне), проблемы с щитовидкой, с сердцем, желудочно-пищеводный рефлюкс, ортопедические проблемы.

Но нельзя забывать о рисках. «Операция – это операция; всегда существует риск летального исхода», – говорит Петерс. Пациенты с ожирением самим фактом избыточного веса и сопутствующими этому проблемами со здоровьем представляют собой группу повышенного риска для хирурга. Шоер настаивает: курильщики должны победить дурную привычку. Он также обращает внимание на то, что опасность подстерегает пациентов с недиагностированным синдромом апноэ – это может привести к печальному результату не во время, но после операции.

Прогноз на будущее

Поскольку ожирение и диабет 2 типа приняли масштабы эпидемии, бариатрической хирургии уделяется повышенное внимание со стороны исследователей и производителей медицинского оборудования.
«Я предполагаю, что в скором времени менее инвазивные технологии окончательно возьмут верх над «большими» операциями», – говорит Петерс. «Тем не менее, такие операции могут быть востребованы в том случае, когда индекс массы тела пациента-диабетика превышает показатель 40 – для сахароснижающего и корректирующего вес эффекта».

«В идеальном будущем мы будем следить за человеком, чей вес растет и предлагать временные, малоинвазивные процедуры, которые помогут изменить рацион питания и усилить сигналы, поступающие из внутренних органов в мозг», – говорит Петерс. «Но мы только в самом начале пути. Я не хотела бы рекомендовать хирургическое вмешательство как универсальное средство предотвращения определенных состояний».

В конце концов решение принимать вам, хорошенько взвесив все и подумав о будущем. «Будьте сами себе адвокатом – обсудите в деталях ваше решение об оперативном вмешательстве со своим лечащим врачом», – говорит Артерберн, который оставил практическую медицину и посвятил себя исследованиям продолжительного эффекта после бариатрической хирургии, потому что он верит – каждый человек с диабетом должен знать как можно больше об этом варианте.

Вам стоит спросить себя и честно самому себе ответить: вы действительно готовы пройти через все, чтобы достичь максимального эффекта после операции?

«Человек осознанно должен прийти к изменению режима и рациона питания. И помнить: никто не дает гарантий, что вы победите диабет», – говорит Петерс.

Кэрол знает – диабет может вернуться. Она поддерживала стабильный вес долгое время и теперь готовится к другой операции – удалению излишков кожи. «Операция – это инструмент, а не волшебная палочка. Я работаю над собой день за днем. И сейчас я люблю себя в достаточной степени, чтобы хотеть жить дальше и наслаждаться своей жизнью».  

Меню Кэрол на каждый день

«Для того чтобы добиться успеха, нужно много и тяжело работать, контролируя собственный вес», – говорит специалист по питанию отделения бариатрической хирургии Маргарет Фуртадо. Часто Кэрол приходится есть одно и тоже день за днем. После операции она не пьет сладкие газированные напитки; за 30 минут до и после еды она не пьет даже воду.

ЗАВТРАК

Протеиновый коктейль и 2 чашки черного кофе.
Обед
Два кусочка зернового хлеба (45 калорий в каждом) с индейкой, латуком, помидором и куском обезжиренного желтого сыра.
Перекус
½ чашки творога 
и 5 виноградин.
Ужин
120 г куриной грудки или лосося, приготовленных на гриле, и чашка овощей на пару. Дважды в неделю она добавляет к этому половину запеченного сладкого картофеля с заменителем масла.

Как определить, излечен ли диабет (по данным Американской диабетической ассоциации)

На самом деле единого мнения не существует. Однако Ассоциация все же определила параметры, которые позволяют подтвердить статус: «Излечен».
  • Полностью излечен: уровень сахара держится на уровне нормы (глюкоза натощак меньше 5,5 ммоль/л и показатель теста А1с меньше 6%) в течение как минимум одного года после операции без приема сахароснижающих препаратов.
  • Частично излечен: уровень сахара ниже отметки, свидетельствующей о диабете (глюкоза натощак ниже 5,5–6,9 ммоль/л и А1с ниже 6,5%) в течение как минимум одного года после операции без сахароснижающих препаратов.
  • Длительная ремиссия: отсутствие следов диабета в течение минимум 5 лет после операции.