221 дней, 2 часов, 55 минуты

До всемирного дня диабета!

14 НОЯБРЯ - НАШ ДЕНЬ - Ольга Сверкунова. Освети диабет.

Во многих культурах круг символизирует жизнь и здоровье, а голубой цвет означает небо, которое объединяет все нации и является цветом флага ООН. Синий диабетический круг символизирует единство глобального диабетического сообщества в борьбе против пандемии диабета.

Акция "Освети диабет!" проводится в мире по инициативе международной федерации диабета уже второй год. Ее смысл в том, чтобы донести свет знаний о диабете до всех людей, чтобы все человечество осознало масштабы этой проблемы и объединило силы для ее скорейшего решения.

Каждый год Всемирный день диабета акцентирует главное внимание на одной из важных проблем, например, "Диабет и ожирение", "Диабет и уход за ногами", "Диабет и социальная незащищенность". На прошлый и нынешний год определена тема, которая никого не может оставить безучастным: "Диабет у детей и молодежи".

По всему миру заболеваемость диабетом 1 типа вырастает на 3% ежегодно и на тревожные 5% среди дошкольников. Это означает, что каждый год заболевают 70 000 детей до15 лет – почти 200 человек в день.

Но сегодня врачи бьют тревогу в связи с другой опасной тенденцией – у детей все чаще диагностируют и диабет 2 типа, который еще недавно считался только проблемой взрослых. Главные причины – "издержки цивилизации": переедание, гиподинамия, ожирение. В некоторых странах диабет 2 типа у детей и молодежи распространяется угрожающими темпами. Например, в США установлено, что в некоторых регионах СД 2 типа составляет до 29% впервые выявленного диабета у молодежи. В Японии 2 тип диабета у детей и молодежи увеличился вдвое за последние 20 лет и сейчас более распространен, чем 1 тип. В некоторых сообществах аборигенов Северной Америки и Австралии 1 из 20 детей имеет 2 тип диабета.

Каждый десятый ребенок на планете имеет избыточный вес, т.е. страдают ожирением 22 миллиона детей до 5 лет и от 30 до 45 миллионов детей после 5 лет и молодежи. Все они под угрозой развития диабета 2 типа.

Главный девиз Всемирного дня диабета–2008 звучит так: "Дети не должны гибнуть от диабета". Возможно, кто–то из читателей, зная условия жизни и возможности для лечения детского диабета в нашей стране, удивится столь жесткой формулировке. Но не будем забывать, что далеко не везде эти условия одинаковые. Во многих частях света инсулин недоступен юным пациентам из–за стоимости или удаленности от врачей. В результате многие дети умирают от диабета, особенно в странах с низким и средним доходом.

По всему миру дети с диабетом под угрозой из–за недостаточного доступа к возможностям здравоохранения, недостатка обученных специалистов. Кроме того, во многих странах диабет все еще считается заболеванием, затрагивающим только взрослых. В результате у детей нередко диагноз устанавливается поздно, когда уже имеются тяжелые осложнения.

Международная федерация диабета в своих материалах, изданных ко Всемирному дню, посвященному диабету у детей и молодежи, подчеркивает:

"Все дети с диабетом должны иметь право на медицинское обслуживание, поддержку и образование, которые нужны им для управления диабетом".

 

"Цель для детей с диабетом – контролировать и управлять своим состоянием настолько эффективно, насколько это возможно, чтобы снизить риск диабетических осложнений, сохранить нормальные физическое и физиологическое развитие и рост. Это значит, что уровень сахара крови должен быть в пределах рекомендованных целей, чтобы избежать гипогликемии или гипергликемии".

 

"Диабетическое образование – ключ к успешному управлению своим состоянием и предотвращению осложнений".

 

"Физические упражнения очень важны для детей с диабетом. Они улучшают общую физическую форму и силу, сердечно–сосудистую выносливость, снижают кровяное давление и др. Упражнения также повышают чувствительность к инсулину и снижают уровень глюкозы".

 

Диабет у ребенка – тяжелое бремя для него самого и его близких. Эффективно управлять своим состоянием – это нелегкая и ответственная работа. Недаром замечено, что дети с диабетом взрослеют и становятся серьезными, ответственными людьми гораздо раньше своих сверстников.

Родителям, близким и вообще всем людям, которые окружают такого ребенка, важно знать, что диабет выдвигает разные требования в зависимости от возраста.

Испытания для младенцев и тех, кто о них заботится:

  • значительно более сильная зависимость заболевшего ребенка от родителей;
  • особые сложности с организацией его питания и контролем за физическими нагрузками;
  • родителям очень сложно, но необходимо научиться различать "нормальные" капризы и перепады настроения, связанные с диабетом;
  • малышу очень трудно привыкнуть к боли, причиняемой инъекциями и контролем сахара крови;
  • родителям необходима предельная внимательность к состоянию маленького ребенка из–за частых эпизодов гипогликемии.

Испытания, связанные с началом школьного обучения:

  • подготовка к смене домашнего окружения на школьное;
  • установление отношений с другими детьми;
  • обучение самостоятельному управлению диабетом в условиях школьной учебы.

Испытания для молодежи:

  • более низкая чувствительность к инсулину, связанная с переходным возрастом;
  • быстрые изменения поведения;
  • увеличивающийся риск депрессии, беспокойства, низкой самооценки;
  • перевод во взрослые клиники;
  • ответственность выбора дальнейшей учебы и профессии.

Психологические и социальные трудности на ответственных этапах взросления могут мешать юным пациентам эффективно управлять своим состоянием и поддерживать компенсированное течение диабета. Поэтому в эти периоды жизни особенно важно им помогать и оказывать всестороннюю поддержку.

О ПРОФИЛАКТИКЕ

В настоящее время диабет 1 типа практически не может быть предупрежден. Факторы окружающей среды, которые, как предполагается, инициируют процесс, заканчивающийся разрушением бета–клеток поджелудочной железы, производящих инсулин, все еще в процессе изучения. Однако известны генетические маркеры СД 1 типа.

2 тип диабета может быть предупрежден во многих случаях. Исследования в Китае, Финляндии, США показывают, что развития диабета 2 типа можно избежать благодаря снижению веса и физическим упражнениям.

В последние годы по всему миру были внедрены многие профилактические программы, нацеленные на сдерживание темпов роста заболеваемостью диабетом.

Эти программы помогли:

  • в ряде школ организовать обеспечение детей свежими фруктами и овощами;
  • сократить доступность сладких напитков для школьников и увеличить для них доступность к спортивным занятиям;
  • организовать мониторинг индекса массы тела у детей и обсуждение результатов с родителями.

 

О результатах профилактических программ в разных странах говорят факты. В исследовании, проводимом в Калифорнии (США), сокращение времени, проведенного перед телеэкраном и компьютером, с 12 до 8 часов в неделю привело к общему снижению индекса массы тела у детей. В Великобритании ограничение потребления сладких напитков в школах помогло снизить вес большинству учеников с избыточной массой тела.

ДИАБЕТ В ШКОЛЕ

Каждый ученик и ученица с диабетом заслуживают безопасные условия обучения и равный доступ к образовательным программам.

Но следует признать, что школы пока еще используют далеко не весь свой профилактический потенциал – не только по снижению риска развития детского диабета 2 типа, но и по предотвращению осложнений у тех учеников, которые уже имеют диабет 1 или 2 типа.

Современные школьники проводят в классах до 7 часов в день. Многие обстоятельства, которые являются обычными в школьной жизни, будут влиять на уровень глюкозы крови ученика с диабетом. К ним относятся: физическая активность, изменения питания, стрессы во время контрольных работ и при ответе у доски. Чтобы поддерживать уровень глюкозы в целевых рамках, дети с диабетом в школе должны иметь свободный доступ ко всему, что им необходимо – глюкометр и тест–полоски, шприц–ручку или помпу, перекусы и быстродействующие углеводы. Очень важно, чтобы эти дети во время занятий имели возможность обратиться к медицинским работникам с любым вопросом по диабету.

Учителя и другой персонал школы должны работать вместе с родителями и врачами, чтобы помогать школьнику управлять своим диабетом и обеспечить ему безопасные условия обучения и равный доступ к образовательным возможностям.

Согласитесь, это направление работы открывает огромное поле деятельности для наших региональных отделений БГНО "Детский диабет".

... Может быть, освещенный в тот день синим цветом гигантский кристалл на проспекте Независимости из космоса казался махонькой мерцающей звездочкой. Но это была часть синего диабетического круга, опоясывающего всю планету.

Ольга СВЕРКУНОВА