202 дней, 20 часов, 15 минуты

До всемирного дня диабета!

Диагрань: Фотообъективный взгляд на жизнь

3736
0
диабет
25.02.2011

Мы сидим в уютной квартирке в спальном районе. Вечереет, сгущаются сумерки, в окне — наливающаяся чернильностью синева. Я долго добиралась после работы в этот район, промочила ноги. Теперь мои полусапожки мирно стоят возле плиты и сушатся под духовкой. А сама я пью чай с шиповником. Мне очень уютно — хозяин сделал для этого всё. На столе — вафли на фруктозе, бутерброды с брауншвейгской колбаской. «Не стесняйтесь, ешьте. Вы после работы…». Я улыбаюсь и действительно с большим удовольствием кусаю мягкий белый батон (прощайте, калории, убитые вчера в тренажерке…), не могу себе отказать. Мы беседуем как давно знакомые между собою люди.

- Роман Семёнович, как давно Вы фотографируете и откуда это пошло?

- Для кого-то история — это даты и события. Для меня — «Зенит», «Старт», «Киев», «Москва-2», «Москва-5»… Эта тяга у нас семейная. Особенно сильно бредил фотографией мой старший брат, который был профессиональным фотографом. Не отставал от него в своём увлечении фотоделом средний брат; художник по профессии, он был военным корреспондентом, членом российского Союза журналистов. Сам я снимаю, сколько себя помню. Когда больше, когда меньше, но — беспрерывно.

- Вспомните время, когда Вы начали снимать помногу.

- Это началось, когда появились дети. Один из тех первых снимков — моя четырехмесячная дочь в детской коляске. Пухлые ручки-ножки, пальчики, улыбки. Тогда захотелось снимать, снимать… Дети — это совершенно безграничный простор для фотографа. Ничего искусственного и наносного. Сейчас, когда я уже дедушка, «моделями» стали внуки. И снова — те же родные улыбки и пальчики.

- Многие с удовольствием фотографируют, но, полагаю, очень немногие пользуются в наше время плёночными фотоаппаратами. Ваше мнение как фотографа со стажем: всё-таки плёнка или «цифра»?

- По-настоящему качественный снимок является не только и не столько плодом полёта фантазии, сколько результатом работы. Того, насколько быстро ты сумел сориентироваться, успел поймать кадр и при этом сделал это технически правильно. В этом плане полезна пленочная школа. Ведь ещё совсем недавно цифровой фотографии не существовало. Тридцать шесть кадров на плёнке — не больше и не меньше. Сейчас, нащёлкав сотню снимков, можно выбрать, удалить, исправить… На мой взгляд, это в какой-то степени расхолаживает фотографа, «развязывает руки». Плёнка требует внимательности и навыка. Хотя я сам сейчас тоже снимаю цифровой камерой «Сони», которую мне подарили на день рождения. Она удобная, не громоздкая и поэтому почти всегда при мне.

- Какой жанр в фотографии Вы особенно любите?

- По количеству у меня, наверное, больше всего пейзажей. Это же о чём-то говорит... Окружающий нас живой мир бесконечен, поэтому, сколько не пытайся его запечатлеть во всей красе — не получится. Съёмка природы — своеподобное таинство общения с ней. Оно даёт огромное моральное удовлетворение, дарит ощущение красоты, совершенства. Очень люблю снимать закаты. Я — пасторальный созерцатель. Мне нравится спокойствие, оно созвучно моему характеру. Его и тянет запечатлевать на камеру.

Ещё меня привлекает наша каждодневность во всём её разнообразии. Что называется, «ситуации из жизни». Фотограф в этом случае — наблюдатель со стороны, зритель и изобразитель, дух каждого такого снимка ярок и понятен. Очень люблю фотографировать лица, особенно глаза.

- Я знаю, что Вы работаете в сфере промышленности практически всю жизнь. Снимали ли Вы за это время производство и считаете ли Вы, что это особый фотожанр? Некоторые вот говорят, это скучно…

- По роду деятельности мне редко доводится бывать конкретно на производственных объектах. А когда такие случаи выпадают, я всегда стараюсь запечатлеть тех, кто работает на этих объектах. Во время разговоров, рабочего процесса, «перекуров»… Производство видится мне их глазами. На вопрос об отдельном жанре отвечу положительно. Замечать некую поэзию в производственных сооружениях — значит иметь творческое видение и особый угол зрения. В производстве своя красота, и то, что она есть — несомненный факт. Если твой снимок «цепляет», значит, ты её увидел и донёс до зрителя.

- У Вас есть любимые снимки?

- В тот год мы с супругой отдыхали в Октябрьском ущелье. Была, кажется, осень… На снимке получилось отражение неба в лужице, в которую падают листья. Для меня эта фотография оказалась не просто красивым сочетанием цветов, но и наполненной жизненной философией и глубоким смыслом картиной, поэтому я её хорошо помню и люблю.

- А как насчёт фотографии-мечты? Таковая существует?

- Хочется запечатлеть игру музыканта. Я из числа тех людей, у которых нет слуха, но которые умеют слушать музыку, хорошо её запоминают. Зато восхищаюсь мастерством некоторых музыкальных исполнителей. Подчас от восторга, вызываемого их игрой, по коже мурашки... В залах фотографировать очень сложно, тем более что я всё же не профессионал и не располагаю всей необходимой для этого фотоаппаратурой. Но сделать ряд снимков — например, рук пианиста — было бы замечательно.

- Что значит в Вашем понимании понятие «хороший фотограф»?

- Во-первых, это должен быть человек, который никогда не пройдёт мимо чего-то интересного, красивого, странного, любопытного — словом, чего бы то ни было, что заслуживает внимания. Во-вторых, поиск этого «чего-то» должен его внутренне вдохновлять. И в-третьих, хороший фотограф должен уметь сделать свой снимок загадкой, которую захотелось бы разгадать тем, кто его смотрит. Я считаю, что наблюдать магию окружающего мира через объектив и иметь возможность показать её другим людям — это большая радость в нашей, подчас серой, действительности.

- Скажите сами, Роман Семенович: Вы философ по жизни? Я замечаю, что про диабет Вы не сказали ни слова.

- Скорее всего, нет, не философ. Точнее, я об этом никогда не задумывался. А диабет — это, по-моему, не самое страшное испытание. В свои почти шестьдесят — болею первым типом с тридцати пяти — могу спокойно об этом сказать. Страшно терять близких и остаться в холодную промозглую такую, знаете, дождливую ночь вне дома. А впрочем, если пытаешься разглядеть философию в лужице — разве ты не философ?..

Мария Митасова, Саратов

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости