203 дней, 8 часов, 40 минуты

До всемирного дня диабета!

Диасобытие: Открытие, спасшее жизнь миллионам…

 

В гардеробе, перед началом конференции, мне довелось стать свидетелем следующей сценки. 
Пожилая очень полная женщина, вся увешанная яркими фирменными пакетами, говорила своей спутнице: «Подарков от компаний набрали, можно и домой подаваться…» — «А как же выступления врачей? — неуверенно ответила та. — Надо бы послушать!» — «Каждый год одно и то же», — парировала первая. 
Но тут в их разговор наперебой вмешались сразу несколько человек, сдававших свои пальто. «Вот и хорошо, крепче запомним… Кстати, и новое каждый год добавляется… А это, как «школа диабета», — чем чаще, тем для нас полезнее…» В итоге спутница непреклонной дамы осталась, а та гордо удалилась. Что ж, бывает и такое… 

Исторический экскурс 

Открылась конференция обзором исторических «инсулиновых вех», с которым выступила перед собравшимися руководитель МДА Эльвира Густова. 
… Долгое время люди не могли противостоять сахарному диабету: без инсулина — гормона, обеспечивающего усвоение тканями глюкозы, они были обречены на смерть. В начале ХХ века учёные вели энергичные поиски, как обуздать диабет. Русский учёный Леонид Соболев в 1901 году установил, что развитие «сахарной» болезни связано с нарушением внутрисекреторной функции островковой ткани поджелудочной железы и предложил для лечения СД получать инсулин из поджелудочной железы телят. К сожалению, он рано ушёл из жизни, но его труды легли в основу современной диабетологии
В 1921 году произошло то, что изложено в самом начале этой статьи и что оценивается во всём мире как одно из наиболее значимых достижений медицины. Спустя два года получение инсулина канадскими учёными было отмечено Нобелевской премией. Правда, её вручили лишь Ф.Бантингу и Д.Маклеоду, а Ч.Беста, занимавшего должность лаборанта, обошли, и тогда Бантинг, возмущённый несправедливостью, отдал помощнику половину награды. 
Уже 11 января 1922 года Ф.Бантинг сделал первую инъекцию инсулина 14-летнему мальчику Леонарду Томпсону, который умирал от тяжёлой формы сахарного диабета, и юный пациент был спасён, прожив впоследствии до 1935 года. А учёный, отказавшись патентовать изобретение, сулившее несметное богатство, передал все права на будущее лекарство Торонтскому университету, и уже в конце 1922 года инсулин появился на рынке. Первой компанией, которая получила право производить жизненно важный препарат, стала «Эли Лилли». В России инсулин впервые применили в 1926 году. Ещё одним важным этапом, также отмеченным Нобелевской премией, стали исследования американского биохимика В. дю Виньо, открывшего в 1955 году дорогу к синтезу инсулина. 
Понятно, что первые препараты инсулина были не безупречны — имели плохую очистку, вызывали аллергические реакции, обладали недостаточной клинической эффективностью. Но они отодвинули от больных диабетом угрозу неизбежной смерти. С течением времени происходила стремительная эволюция инсулиновых препаратов, которые, по источнику получения, составляют три группы: животные (сегодня практически не используются), человеческие и аналоги инсулина; совершенствовались и средства их введения. 
В настоящее время инсулины используются в лечении СД как 1, так и 2 типов. Нередко лишь с помощью инсулинов удаётся достичь оптимальной компенсации углеводного обмена, что есть основное условие профилактики развития поздних осложнений диабета
Успешная борьба с сахарным диабетом, ведущая к долгой полноценной жизни, отметила в заключение Эльвира Густова, означает для человека, прежде всего, перестройку образа его жизни, ежедневную кропотливую работу над собой. 
Самые последние акценты 
Действительно, диабет — такое заболевание, которое имеет ряд особенностей и лечится совместными усилиями врача и пациента. 
Следование терапевтическому режиму при СД — возможно, самая трудная задача для больного в рамках всей медицины хронических заболеваний. Целый ряд контрольных и лечебных мероприятий сложен технически (инсулинотерапия, самоконтроль гликемии), другие — затрагивают стиль жизни (диета, физическая активность). Более того, лечение чревато нежелательными побочными явлениями, например, гипогликемией при приёме сахароснижающих медикаментов. Поэтому чем более осознанно участвует больной в лечении, тем больше эффективность последнего, тем выше уровень качества жизни. 
С прицелом на эти задачи и были построены выступления врачей в ходе конференции. 
Разъяснив основную функцию инсулина в организме и режимы его секреции, врач-эндокринолог кафедры эндокринологии и диабетологии РМАПО Марина Прудникова остановилась, в частности, на последних акцентах в инсулинотерапии при СД 2 типа. Не секрет, что многие пожилые больные всячески оттягивают переход к этому этапу в своём лечении в связи с надуманными страхами о нём как некоем «последнем рубеже» или из-за боязни инъекций, сложности режима и т.д. Этого делать никак нельзя, предупредила докладчик. 
Инсулинотерапию при втором типе следует добавлять всегда, когда пациент не может достичь целей лечения при приёме таблетированных препаратов 2-3 разных групп или когда у него есть тяжёлые осложнения. Начинают обычно с одной или двух инъекций базального инсулина плюс таблетированные сахароснижающие препараты (ССП). С какой дозы? С 0,1-0,2 ЕД/кг массы тела, а затем, по мере необходимости, дозу начинают титровать. Следует знать: максимальной дозы инсулина не существует; вводить его можно столько, сколько требуется. Прандиальный (то есть на еду) инсулин следует добавлять, если при базальном инсулине в сочетании с сахароснижающими таблетками пациент не достигает терапевтических целей. 
Что касается средств доставки инсулина, то в настоящее время 81% пациентов в России получают инсулин с помощью современных шприц-ручек. Выбор длины иглы, смена мест инъекций, правила введения инсулина, его хранение — эти насущные вопросы для тех, кто применяет инсулины, также получили подробное освещение. 
В заключение докладчик развеяла ряд мифов, связанных с инсулинотерапией, в частности, будто на ней «все и всегда набирают вес» или «развивается привыкание». Бояться надо не инсулинотерапии, резюмировала она, а грозных осложнений СД. 

Что и как контролировать 

«Кто пришёл на конференцию с углеводами?» — интересуется у аудитории следующий докладчик — научный сотрудник кафедры эндокринологии и диабетологии МОНИКИ им. Владимирского Марина Володина. В ответ — лес рук. «А где они лежат, сможете быстро достать? — уточняет доктор. — Лучше всего положить в свой карман или в кармашек сумки, чтобы не копаться в нужный момент (подробнее о гипогликемии поговорим дальше)».
Есть три основных положения, как жить больному СД: это здоровое сбалансированное питание, регулярный режим дня и самоконтроль. Он должен контролировать сам: гликемию, ацетонурию (нужно приобрести полоски для определения ацетона в моче), артериальное давление утром и вечером (при сахарном диабете уровень АД должен быть не более 130/80 мм рт.ст.), состояние ног (ежедневный осмотр, влажная обработка и т.д. — согласно правилам ухода за ногами), наконец, свой вес. 
Что контролируется в поликлинике: гликированный гемоглобин (HbA1c) — один раз в 3 месяца, биохимический анализ крови (это, по выражению доктора, «наше всё» — и состояние почек, и печени, и сердечно-сосудистой системы), общий анализ крови и общий анализ мочи, содержание белка в суточной моче (микроальбуминурия или протеинурия), ЭКГ (состояние сердечной деятельности), флюорография, состояние глазного дна (осмотр окулиста), состояние ног. 
 
О частоте контроля гликемии (с записями в дневнике самоконтроля) для пациентов: 
 
на диете — 1 раз в неделю в разное время суток; 
на таблетках и/или базальном инсулине — 1 раз в день в разное время суток + 1 гликемический профиль в неделю; 
на интенсифицированной инсулинотерапии (4-5 инъекций) — 4 раза в день, ежедневно. 
Когда контролировать ацетон в моче: 
при гликемии выше 14 ммоль/л (особенно если несколько дней подряд); 
во время любого заболевания, особенно с повышенной температурой;
при тошноте, рвоте, болях в животе; 
при необоснованном ухудшении самочувствия; 
при потере веса, аппетита; 
при беременности. 
 
Контроль массы тела — 1 раз в месяц; измерять до завтрака в одной и той же одежде; записывать показатели в дневник. Снижение веса должно проходить не более чем на 1-4 кг в месяц! 
Характеризуя сахароснижающую моно- и комбинированную терапию при сахарном диабете 2 типа, докладчик обратила внимание присутствующих на появление препаратов с принципиально новым механизмом действия — препаратов инкретинового ряда, ими уже успешно лечатся российские пациенты. 
Последняя часть её выступления была посвящена инсулинотерапии и такому её побочному эффекту, как гипогликемия, то есть снижению гликемии до 2,8 ммоль/л и ниже (вот когда пригодится несколько кусочков сахара в вашем кармане!). 
 

Гипогликемию провоцируют: 

передозировка сахароснижающих препаратов; 
пропуск очередного приёма пищи или недостаток в ней углеводов; 
преднамеренное снижение массы тела без уменьшения дозы ССП; 
повышение физической нагрузки или её длительное действие без уменьшения дозы ССП; 
употребление алкоголя. 
 
Можно отметить здесь также частые ошибки пациентов в наборе дозы инсулина или неправильное введение инсулина (вместо подкожного внутримышечное), неправильную смену места инъекции или массаж этого места. 
«У нас, врачей, одна цель — чтобы вам было удобно и безопасно жить, — подчеркнула Марина Николаевна, — и инсулин — лучшее средство для этого!» 
Ещё много полезного извлекли для себя участники конференции из выступлений к.м.н. Светланы Подачиной (МГМСУ) о поздних и ранних осложнениях СД и врача-эндокринолога Булата Валитова (РМАПО) о значении питания, физической нагрузки и самоконтроля для достижения компенсации сахарного диабета
Три часа пролетели незаметно, а вот знаний у больных людей явно прибавилось… 
 
Ольга Владимирова
 
Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости