229 дней, 13 часов, 25 минуты

До всемирного дня диабета!

Диатест: Сд-2: как добиться не только оптимального, но и длительного контроля гликемии

Конгресс Международной диабетической федерации (IDF), проходящий раз в три года, — главное событие в мире диабетологии. На
этот раз он впервые стартовал на Черном континенте, в Южной Африке, собрав в декабре минувшего года в Кейптауне более 17 тысяч делегатов — ученых, специалистов, практических врачей и лидеров общественных объединений из многих стран мира. Все участники были едины в решимости поддержать всемирную кампанию IDF за принятие резолюции ООН по диабету 14 ноября 2007 года.
На 19-м конгрессе IDF были представлены также результаты крупнейших научно-исследовательских работ в сфере диабета. Об одной из таких работ, осуществленной при содействии английской компании "ГлаксоСмитКляйн" (GSK), рассказывает в беседе с корреспондентом "ДН" участник конгресса, заведующий кафедрой эндокринологии и диабетологии РМАПО, профессор Александр АМЕТОВ:


- Один из симпозиумов, вызвавших наибольший интерес эндокринологов, был посвящен первым результатам международного исследования ADOPT (A Diabetes Outcome and Progression Trial).
Их ждали с нетерпением, потому что речь идет по существу о разработке современных терапевтических подходов к СД типа 2, что — на фоне стремительной распространенности этой болезни в мире — должно обеспечивать оптимальную стратегию длительного контроля гликемии.
Исследование показало, что препарат Авандия (росиглитазон), производимый компанией GSK, имеет очень хороший эффект применительно к гликемическому контролю; но еще очень важно, что одной из целей исследования было сравнить, как на протяжении времени у пациентов с СД типа 2 развивается риск потери эффективности монотерапии сахароснижающими пероральными препаратами различных классов, то есть сопоставить росиглитазон, принадлежащий к классу глитазонов или инсулиновых сенситайзеров, с метформином и с глибуридом — аналогом глибенкламида из класса производных сульфонилмочевины, который широко используется у нас в стране и за рубежом.
Можно сказать, что и метформин, и глибенкламид считаются препаратами первого выбора. И в последнее время большинство алгоритмов лечения диабета типа 2 именно так и строилось. Но, как было показано в ходе исследования ADOPT, инициальная терапия препаратом Авандия эффективнее в поддержании длительного контроля гликемии (в течение 5 лет) на 32% по сравнению с метформином и на 63% по сравнению с глибуридом.
- Не могли бы Вы, Александр Сергеевич, подробнее рассказать о самом исследовании…
- Столь значимые результаты были получены на достаточно обширном материале — в исследование было включено 4360 пациентов, имевших недавно диагностированный СД типа 2 и не принимавших до того никакой сахароснижающей медикаментозной терапии.
Это многоцентровое рандомизированное двойное слепое исследование проводилось более чем в 400 центрах Северной Америки и Европы. Участники были распределены на группы, получавшие росиглитазон, сульфонилмочевину (глибурид) или метформин; при этом проводилось титрование доз препаратов до максимально эффективных переносимых (росиглитазон 4 мг два раза в день; метформин 1 г два раза в день; глибурид 7,5 мг два раза в день). Пациенты наблюдались в течение 4-6 лет для оценки длительного влияния каждого лекарственного препарата на уровень сахара крови, инсулинорезистентность и функциональное состояние бета-клеток. К моменту потери эффективности монотерапии максимальные дозы росиглитазона, метформина и глибурида получали соответственно в каждой группе 99,3%, 98,6% и 99,0% пациентов.
В то время, когда разрабатывался дизайн исследования ADOPT, показатель гликированного гемоглобина (HbA1c) не был выбран в качестве первичного исхода, поскольку руководства по диагностике и лечению сахарного диабета фокусировались в основном на уровне глюкозы крови натощак. Несмотря на это, данные о показателях HbA1c, применимые в современной клинической практике, собирались в ходе исследования в качестве вторичной конечной точки. Первичный исход исследования, еще раз напомню, — время наступления отсутствия ответа на монотерапию на максимальной дозе. Другие параметры — это изменения, связанные с началом или риском осложнений.
- Какой же основной вывод был сделан спустя 5 лет после начала исследования?
- Достоверно показано: росиглитазон более эффективен, чем метформин или глибурид, в отдалении прогрессирования потери гликемического контроля. Так, контроль гликемии, оцениваемый по среднему значению HbA1c

Оригинал статьи можно найти на Официальном сайте газеты ДиаНовости