202 дней, 23 часов, 7 минуты

До всемирного дня диабета!

ПРОЕКТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! Людмила Марушкевич. Как приучить ребенка есть то, что он не любит

Людмила МАРУШКЕВИЧ

Не нами подмечено, но почти все маленькие дети – большие консерваторы в еде. Любое новое блюдо встречают очень настороженно, скорее откажутся, чем попробуют, а если и возьмут кусочек в рот, тут же состроят гримасу и выплюнут. Для них вкусно все то, что привычно, а что непривычно, то невкусно.

Это объясняется тем, что вкусовые рецепторы на языке ребенка еще очень чувствительны, любой новый продукт для него – это масса неожиданных и даже пугающих ощущений. В общем, стресс. Взрослым это трудно понять, потому что их вкусовые рецепторы порядком истерзаны острыми, горячими блюдами, никотином, крепким алкоголем и прочими грубыми воздействиями. Поэтому взрослые и стремятся покрепче посолить, поперчить блюдо, добавить специи, горчицу, кетчуп, иначе еда им кажется пресной, мало вкусной. Абсолютно безвкусным кажется им и содержимое баночек, предназначенных для детского питания. Взрослые даже удивляются: как такое может есть ребенок?! А ребенку нравится!

Каждой маме стоит над всем этим поразмыслить, когда приходит время приучать малыша к общему столу.

Малыш вряд ли сможет объяснить, что, на его вкус, взрослые кладут в еду слишком много соли и совершенно напрасно используют всякие экзотические пряности.

Маленькие дети предпочитают простые блюда, для приготовления которых использованы 1–2 продукта. Не потому ли многие из них не любят супы (за исключением молочных и супов–пюре)? А может быть, так проявляется их интуитивное стремление к раздельному питанию? Все–таки дети ближе к природе, ко всему естественному.

К любому новому блюду малыша можно приучить постепенно. Пусть сегодня он съест маленький кусочек голубца, через неделю положите на тарелку уже два маленьких кусочка. Не торопите его! И делать это надо в очень доброжелательной форме.

Каждый взрослый имеет право не любить какой–то продукт. Но он не имеет права обсуждать этот вопрос при ребенке. Многие бабушки и дедушки в силу возрастных проблем с пищеварением вынуждены отказываться от определенных продуктов, и это тоже не нужно афишировать при детях. Известно ведь, какие они талантливые подражатели.

Для малыша очень важно, с каким настроением он садится за стол, в красивую ли тарелку положили ему еду, сидит ли с ним за столом любимая кукла и пойдет ли о сегодняшней трапезе речь в вечерней сказке. Все это можно с успехом использовать, приучая малыша к новому блюду.

Но мы немного отвлеклись, пора вернуться к нашим вечерним посиделкам. К тому же у Л.П.Марушкевич есть интересные наблюдения за детьми постарше, которые прошли через лагерь–школу «Жизнь с диабетом»!.

– Вспомните сегодняшний ужин,– обращается Людмила Павловна к участницам проекта. – Ребенок не успел ложку в руки взять, а мама уже громко заявляет: «Он эту кашу НЕ ЛЮБИТ, Есть НЕ БУДЕТ ивы его НЕ ЗАСТАВИТЕ». Понятное дело – не будет, уже запрограммирован. А вдруг бы съел? Он недавно в бассейне поплавал, с ребятами в снегу повозился, аппетит нагулял. У него тут новая компания образовалась, все так дружно за ложки взялись – самый подходящий момент подружиться с нелюбимой кашей, настроить ребенка: «Мне говорили, что здесь каша особенная, волшебная, очень вкусная. Давай попробуем!».

Дело ведь не только в каше. Здесь вы оказались в новых, непривычных условиях, для ваших детей это своеобразный полигон, где тренируются способности к адаптации. Мало ли где он может оказаться в будущем без вас – придется обходиться без домашней еды и всего остального, приспосабливаться к тому, что есть.

Всякий раз, когда мы начинаем работать с новой группой в лагере–школе «Жизнь с диабетом», первые дня два – сплошные стрессы вокруг питания. Дети привыкли, что дома они– больные, им готовят все самое лучшее и вкусное и всегда по их желанию. Но в конце нашего отдыха проблем с едой – никаких!

Вот, к примеру, шпинат. Овощ очень полезный, очень почитаемый в Европе. В Германии нам его часто готовят. Но видели бы вы реакцию детей, когда его подают впервые! Мало того что никто никогда такого не ел и блюдо на вид совсем непривлекательное, так еще накладывают полные тарелки. Но у нас, взрослых, уже заранее готовы две–три фразы о великой пользе шпината. Потом просим ребят придумать что–нибудь необычное, чтобы блюдо выглядело красивее. Потом можем конкурс объявить на лучший «тост» в честь шпината. Однажды вся группа отказалась есть шпинатовый суп. Повар так расстроилась, что плакала, глядя на наших детей. Мы объявили приз за каждую съеденную порцию. И что вы думаете, из 52 человек только один не ел вообще, а некоторые по 2 тарелки съели. Зато как потом было весело и интересно делить призы!

Проблема каш есть всегда. У нас в лагере детям тоже порой надоедают овсянка и гречка. А что есть на завтрак? Но это в Беларуси. А в Германии по утрам подают только бутерброды. И вся группа поначалу в восторге. Но проходит неделя, и вот я уже слышу: «Может, нам кашу когда–нибудь сварят?». И тогда все с удовольствием едят овсянку!

Когда дети (да и взрослые тоже) попадают в больницу, они непременно говорят: «Кормят ужасно, невкусно». Но если вы будете думать о том, как вылечиться, а не поесть, то все будет восприниматься по–другому. Многие родители чуть ли не ежедневно везут детям в больницу и первое, и второе, и компот. Зачем? Лучше настройте ребенка на то, что больничная еда вполне нормальная, а к ней вы будете приносить еще немного фруктов. Так и сахара будут хорошие, и ребенок быстрее выпишется домой.

Недаром говорят: есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть!