180 дней, 21 часов, 56 минуты

До всемирного дня диабета!

ПРОЕКТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! Людмила Марушкевич. Как приучить ребенка есть то, что он не любит

Людмила МАРУШКЕВИЧ

Не нами подмечено, но почти все маленькие дети – большие консерваторы в еде. Любое новое блюдо встречают очень настороженно, скорее откажутся, чем попробуют, а если и возьмут кусочек в рот, тут же состроят гримасу и выплюнут. Для них вкусно все то, что привычно, а что непривычно, то невкусно.

Это объясняется тем, что вкусовые рецепторы на языке ребенка еще очень чувствительны, любой новый продукт для него – это масса неожиданных и даже пугающих ощущений. В общем, стресс. Взрослым это трудно понять, потому что их вкусовые рецепторы порядком истерзаны острыми, горячими блюдами, никотином, крепким алкоголем и прочими грубыми воздействиями. Поэтому взрослые и стремятся покрепче посолить, поперчить блюдо, добавить специи, горчицу, кетчуп, иначе еда им кажется пресной, мало вкусной. Абсолютно безвкусным кажется им и содержимое баночек, предназначенных для детского питания. Взрослые даже удивляются: как такое может есть ребенок?! А ребенку нравится!

Каждой маме стоит над всем этим поразмыслить, когда приходит время приучать малыша к общему столу.

Малыш вряд ли сможет объяснить, что, на его вкус, взрослые кладут в еду слишком много соли и совершенно напрасно используют всякие экзотические пряности.

Маленькие дети предпочитают простые блюда, для приготовления которых использованы 1–2 продукта. Не потому ли многие из них не любят супы (за исключением молочных и супов–пюре)? А может быть, так проявляется их интуитивное стремление к раздельному питанию? Все–таки дети ближе к природе, ко всему естественному.

К любому новому блюду малыша можно приучить постепенно. Пусть сегодня он съест маленький кусочек голубца, через неделю положите на тарелку уже два маленьких кусочка. Не торопите его! И делать это надо в очень доброжелательной форме.

Каждый взрослый имеет право не любить какой–то продукт. Но он не имеет права обсуждать этот вопрос при ребенке. Многие бабушки и дедушки в силу возрастных проблем с пищеварением вынуждены отказываться от определенных продуктов, и это тоже не нужно афишировать при детях. Известно ведь, какие они талантливые подражатели.

Для малыша очень важно, с каким настроением он садится за стол, в красивую ли тарелку положили ему еду, сидит ли с ним за столом любимая кукла и пойдет ли о сегодняшней трапезе речь в вечерней сказке. Все это можно с успехом использовать, приучая малыша к новому блюду.

Но мы немного отвлеклись, пора вернуться к нашим вечерним посиделкам. К тому же у Л.П.Марушкевич есть интересные наблюдения за детьми постарше, которые прошли через лагерь–школу «Жизнь с диабетом»!.

– Вспомните сегодняшний ужин,– обращается Людмила Павловна к участницам проекта. – Ребенок не успел ложку в руки взять, а мама уже громко заявляет: «Он эту кашу НЕ ЛЮБИТ, Есть НЕ БУДЕТ ивы его НЕ ЗАСТАВИТЕ». Понятное дело – не будет, уже запрограммирован. А вдруг бы съел? Он недавно в бассейне поплавал, с ребятами в снегу повозился, аппетит нагулял. У него тут новая компания образовалась, все так дружно за ложки взялись – самый подходящий момент подружиться с нелюбимой кашей, настроить ребенка: «Мне говорили, что здесь каша особенная, волшебная, очень вкусная. Давай попробуем!».

Дело ведь не только в каше. Здесь вы оказались в новых, непривычных условиях, для ваших детей это своеобразный полигон, где тренируются способности к адаптации. Мало ли где он может оказаться в будущем без вас – придется обходиться без домашней еды и всего остального, приспосабливаться к тому, что есть.

Всякий раз, когда мы начинаем работать с новой группой в лагере–школе «Жизнь с диабетом», первые дня два – сплошные стрессы вокруг питания. Дети привыкли, что дома они– больные, им готовят все самое лучшее и вкусное и всегда по их желанию. Но в конце нашего отдыха проблем с едой – никаких!

Вот, к примеру, шпинат. Овощ очень полезный, очень почитаемый в Европе. В Германии нам его часто готовят. Но видели бы вы реакцию детей, когда его подают впервые! Мало того что никто никогда такого не ел и блюдо на вид совсем непривлекательное, так еще накладывают полные тарелки. Но у нас, взрослых, уже заранее готовы две–три фразы о великой пользе шпината. Потом просим ребят придумать что–нибудь необычное, чтобы блюдо выглядело красивее. Потом можем конкурс объявить на лучший «тост» в честь шпината. Однажды вся группа отказалась есть шпинатовый суп. Повар так расстроилась, что плакала, глядя на наших детей. Мы объявили приз за каждую съеденную порцию. И что вы думаете, из 52 человек только один не ел вообще, а некоторые по 2 тарелки съели. Зато как потом было весело и интересно делить призы!

Проблема каш есть всегда. У нас в лагере детям тоже порой надоедают овсянка и гречка. А что есть на завтрак? Но это в Беларуси. А в Германии по утрам подают только бутерброды. И вся группа поначалу в восторге. Но проходит неделя, и вот я уже слышу: «Может, нам кашу когда–нибудь сварят?». И тогда все с удовольствием едят овсянку!

Когда дети (да и взрослые тоже) попадают в больницу, они непременно говорят: «Кормят ужасно, невкусно». Но если вы будете думать о том, как вылечиться, а не поесть, то все будет восприниматься по–другому. Многие родители чуть ли не ежедневно везут детям в больницу и первое, и второе, и компот. Зачем? Лучше настройте ребенка на то, что больничная еда вполне нормальная, а к ней вы будете приносить еще немного фруктов. Так и сахара будут хорошие, и ребенок быстрее выпишется домой.

Недаром говорят: есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть!